Первый вице-президент ПБК ЦСКА Андрей Ватутин: Мы ничего не навязываем. Открытием бюджета армейцы осложнили жизнь не только баскетбольным клубам
БАСКЕТБОЛ
ЭКСПЕРТИЗА «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
Столичный баскетбольный ЦСКА первым в отечественном спорте решил играть «в открытую». Руководство армейцев обнародовало свой бюджет на сезон 2006/07 – $29 967 538. Этим шагом красно-синие осложнили жизнь остальным клубам (и не только баскетбольным!), которым теперь волей-неволей приходится задумываться о прозрачности. Почему армейцам не жилось по-старому? Как вызрело революционное решение об открытии бюджета? На эти и многие другие вопросы ответил первый вице-президент ПБК ЦСКА Андрей Ватутин, побывавший в редакции.
Впервые в новейшей истории «Советского спорта» встречу с представителем баскетбола попросили организовать редакторы смежных отделов – футбольного и хоккейного. «Подайте-ка нам этого человека из клуба, взбаламутившего финансовое болото российского спорта – жаждем его вопросами попотрошить», – заявили они. Интерес к руководителю ПБК ЦСКА понятен – в отечественных футболе и хоккее смельчаков, готовых обнажить бюджеты, пока нет.
ПЕРВЫЙ ТАЙМ
ВОПРОСЫ ОТДЕЛА ФУТБОЛА
– Футбольные руководители категорически возражают против открытия бюджетов. Говорят, что это коммерческая тайна, а мы, дескать, негосударственная организация и не хотим высвечивать частные деньги…
– Высвечивать частные источники финансирования или нет – вопрос доброй воли. Но я бы не стал говорить, что ЦСКА подставил кому-то подножку. Наоборот – мы сделали шаг вперед и показали остальным пример. Тем более что никаких препятствий этому со стороны российского законодательства не было. Баскетбол – бизнес, который ничем не отличается от футбола. Мы платим налоги. Наши игроки платят налоги. Мы живем по законам нашей страны. Скрывать абсолютно нечего.
Более того. Открытость – лучший путь для сохранения и преумножения инвестиций. Зачем нам греческий вариант, когда в стране после победы на чемпионате Европы начинается настоящий баскетбольный бум, в 90-е годы миллионы вкачиваются в местные клубы, а через пять лет все заканчивается крахом? А все потому, что людям надоело вкладываться в черную дыру.
Мы хотим, чтобы спонсоры четко понимали, на что тратятся их средства. И были уверены, что они не уйдут «налево». Получив тем самым гарантию, что проект, в котором они участвуют, долгоиграющий.
– Почему футбольные клубы этого не делают? Воруют?
– Совершенно не хотел бы употреблять это слово. Мне кажется, что это просто дань традициям. В нашей стране всегда любили закрыть информацию, выставить железную стену.
– Так получилось, что именно футбол первым официально показал зарплату одного из ведущих российских игроков. Им стал Андрей Аршавин. Но обнародование цифры со спортом никак не связано: футболист решил баллотироваться в Госдуму от «Единой России». В итоге налоговики назвали сумму, полученную игроком за 2006 год, – 25,8 миллиона рублей.
– Это не инициатива клуба. Но все равно шажок к открытости. Очень хочется, чтобы мы двигались в одном направлении.
– Если сегодня вечером к вам в кабинет придет, скажем, Роман Абрамович с чемоданом, в котором 15 миллионов долларов, и скажет: «Хочу помочь ЦСКА, но деньги должны остаться «черными». Едва ли кто-то поверит, что откажетесь…
– За последние годы мы выстроили систему, которая не нуждается в «чемоданном бизнесе». Роман Аркадьевич был на нашей игре только один раз. Года четыре назад. Если же серьезно, то нам нет смысла брать деньги, как вы говорите «вчерную», потому что можем заполучить их в открытую. Зачем же портить свой имидж?
– В футбольном «Локомотиве» есть шотландец О'Коннор, у которого жена в Москве чувствовала себя некомфортно. Но в «Локо» решили удержать его. Сняли новый дом, наняли кухарку, переводчицу, воспитателя для единственной дочки, гида по столице… Вы тоже нянчитесь с игроками?
– Нянчиться – это не термин профессионального клуба. Возможно, «Локомотиву» раньше надо было понять, что нужно игроку и его семье в бытовом плане, и оговорить это при заключении контракта.
Мы стремимся сделать так, чтобы игроки думали только о баскетболе. В ЦСКА был лишь один случай, когда игрок не прижился. Наш город не понравился жене литовца Дариуса Сонгайлы. А поскольку она имела большое влияние на супруга, он себя чувствовал некомфортно. Правда, у него еще была мечта уехать в НБА, которую он в итоге и осуществил.
– Попутно успев дать нелицеприятное интервью в литовской прессе, за что был оштрафован в ЦСКА.
– Честно говоря, не помню на сколько. Пять лет уже прошло. Но вообще штрафы берутся в процентах от месячной зарплаты. Это может быть и 3, и 5, и 20 процентов.
– Кто и на сколько был оштрафован в нынешнем сезоне?
– Никто. В прошлом сезоне были минимальные штрафы за опоздания на тренировку. Более серьезных нарушений не было.
– Когда баскетбольный ЦСКА начнет зарабатывать на покупке, раскрутке и последующей продаже игроков?
– А сколько наш футбол зарабатывает?
– «Спартак», например, купил молодого серба Видича за четыре миллиона долларов, тот поиграл три года, засветился в Европе, после чего красно-белые получили за него 13 миллионов фунтов от «Манчестер Юнайтед».
– У нас в основном подписывают «свободных» игроков. Покупка баскетболистов с контрактами – единичные случаи. Рынка, сравнимого с футбольным, в баскетболе пока нет. Что же касается поступлений от перехода игроков, то в основном это деньги от НБА. Но и здесь надо понимать, что американцы платят не гигантские суммы – 500 тысяч долларов. Раньше было 350 тысяч. Эту сумму мы получили за Кириленко, Моню и Хряпу. А за Королева НБА выложила уже полмиллиона.
Радует другое – мы, в отличие от нашего хоккея, защищены от побега игроков. Есть целая схема, договоренность между РФБ, ФИБА и НБА, благодаря которой клуб в любом случае получит компенсацию.
– Наверняка наслышаны о борьбе «НТВ–Плюс» за монополию показа российского футбола. Что думаете об этом?
– Во всем надо находить баланс. Сейчас же фактически люди были лишены времени для покупки «тарелки». Ведь все решилось за две недели до старта чемпионата. Но в перспективе за спорт телевизионному болельщику надо будет платить.
– А если бы вам предложили уйти на платный канал за хороший гонорар?
– Сейчас баскетбол много показывают по «Спорту», но в будущем можно будет думать о том, чтобы зрители платили за показ спорта. Это могут быть спутниковые каналы, кабельные, а позже можно будет говорить о создании отдельного канала ЦСКА. Таковой есть у многих европейских клубов. В него могут войти, помимо баскетбола, многие виды спорта – футбол, хоккей, волейбол. Могу сказать, что телевидение уже приходило к нам с этой идеей.
ВТОРОЙ ТАЙМ
ВОПРОСЫ ОТДЕЛА ХОККЕЯ
– В баскетболе есть обязательство открывать бюджеты хотя бы внутри лиги, для своих?
– Нет. Но в части открытия бюджета мы нашли полное понимание у руководителя отечественного баскетбола Сергея Чернова, который говорил о такой необходимости еще в прошлом году.
– В нашем хоккее то и дело банкротятся клубы. В прошлом году хоронили «Спартак». В этом – «Крылья». Могли бы их спасти открытые бюджеты?
– Безусловно. Прозрачный бюджет подразумевает банковские гарантии. А таковые гарантии – извините, документ. С ним и в суд можно. Если бы у упомянутых вами клубов такие документы имелись, то, думаю, о банкротстве не пришлось бы горевать.
– По неофициальной информации, в хоккейной суперлиге максимальная зарплата игрока – 2,5 миллиона долларов. Сколько получает самый высокооплачиваемый баскетболист в Европе?
– Вы говорите – неофициальная информация. Пусть клубы откроют бюджеты и покажут это на бумаге. Тогда можно о чем-то говорить. В баскетболе же я слышал, что Мацияускас в Греции получает 2,5 миллиона евро в год.
– А Папалукас?
– Это коммерческая тайна.
– Почему? В НХЛ, к примеру, открытой является любая информация, касающаяся игроков: сколько получают, за сколько покупают дома, машины и т.д.
– Это следующий этап. Чтобы открыть личные контракты, необходимо провести детальные переговоры с каждым игроком и тренером. Хотя скрывать нечего – все платят налоги. В настоящее время мы ведем работу, чтобы эта часть бюджета была открыта.
– Наши хоккейные клубы – самые богатые в Европе. А в баскетболе кто может сравниться с ЦСКА по размерам финансирования?
– По той информации, что у меня есть, – «Панатинаикос». Кроме того, очень серьезные бюджеты у «Барселоны» и «Олимпиакоса». Но нужно понимать, что та же «Барса» – баскетбольная секция футбольного клуба. Она не платит за дворец, получает льготы в налогообложении. У нас этого нет. На большую часть поединков испанцы добираются на клубном автобусе. Мы же можем себе это позволить лишь три раза в сезоне, когда играем с земляками из «Динамо», «Химками» и динамовцами Подмосковья. Все остальное – самолет.
Это я к тому, что нельзя сравнивать цифры бюджетов чисто арифметически, это будет некорректно. У многих клубов есть муниципальная поддержка, а это серьезное сокращение собственных расходов.
– Сколько клуб зарабатывает на продаже билетов?
– В этом сезоне планируем получить более миллиона долларов.
– Армейские цифры свидетельствуют, что клуб самостоятельно покрывает более 20% бюджета. Это много или мало?
– Прилично. Вы прекрасно знаете, что основной источник доходов в Америке и Европе – поступление от продаж прав на телетрансляции. В Евролиге, кстати, наибольший интерес к «Маккаби». ЦСКА где-то в середине (560 тысяч долларов. – Прим. ред.).
– Выходит, что лучший клуб Европы от ТВ получает меньше, чем десяток других, ничего не добившихся?
– Это рынок. Здесь все меряется продажами. У нас трехлетний контракт с Евролигой имеет телеканал «Спорт», а в том же Израиле права на показ матчей «Маккаби» могут купить три, четыре, пять компаний. Почувствуйте разницу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ
ВОПРОСЫ ОТДЕЛА СПОРТИГР
– Сумма, выделяемая «Норильским никелем», практически до доллара совпадает с затратами на выплаты зарплат игрокам. Проще говоря, вы берете у хозяина столько, сколько стоят игроки, а все остальное – ваши проблемы?
– Нет. Просто так совпало. Летом мы защищаем бюджет, объясняем, что на что пойдет, сколько заработаем, и от этого отталкиваемся.
– А в случае форс-мажора, как, например, с травмой Дэвида Вантерпула и приходом в клуб Оскара Торреса?
– Оскар Торрес оказался в ЦСКА благодаря первому в России грандиозному обмену. Отдав молодых ребят, одного из которых – Шведа – в аренду, мы получили венесуэльца. Денег за него не платили.
– Но зарплату-то он получает…
– Вот это форс-мажор. И спонсор выделяет дополнительные деньги. Все это прописано в нашем договоре. Кстати, уже сейчас у нас было совещание по поводу селекции по окончании сезона. Картина примерно ясна.
– В ЦСКА грядут изменения?
– Не сильные. Сейчас мы ведем конкретные переговоры с людьми, которые могут укрепить ЦСКА.
– Михаил Прохоров, долгие годы помогавший ЦСКА, покинул «Норильский никель». Его уход скажется на благосостоянии ЦСКА?
– Когда в 90-х армейский клуб оказался в финансовой яме, Александр Яковлевич Гомельский вышел на Михаила Прохорова, и тот фактически спас команду от краха. У нас нет оснований считать, что Михаил Дмитриевич перестанет поддерживать баскетбольный клуб. Мы вместе долго шли к главной цели – победе в Евролиге, вместе с ним не только добились спортивных успехов, но структурно выстроили современный профессиональный клуб.
БЮДЖЕТЫ ВЕДУЩИХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ ЕВРОПЫ
Клуб | Бюджет |
Реал | 292 млн. евро |
Барселона | 259 млн. евро |
Ювентус | 229 млн. евро |
БЮДЖЕТЫ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ РОССИИ
Клуб | Бюджет |
Зенит | 140 млн. евро |
Локомотив | $70 млн. |
Спартак (Москва) | $60 млн. |
БЮДЖЕТЫ ХОККЕЙНЫХ КЛУБОВ РОССИИ
Клуб | Бюджет |
Ак Барс | $35 млн. |
Химик | $25 млн. |
Крылья Советов | $5 млн. |
БЮДЖЕТЫ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ РОССИИ
Клуб | Бюджет |
ЦСКА | $29 967 538 |
Динамо М | $18 млн. |
УНИКС | $12 млн. |
Примечание. Бюджеты приведены по оценкам экспертов «Советского спорта»
«Советский спорт» приглашает к открытому диалогу руководителей всех клубов – баскетбольных, футбольных, хоккейных... Мы готовы предоставить газетные площади для обсуждения актуальной темы: «Когда же наш спорт наконец станет открытым?»