Скотти Пиппен: Пусть Шишкаускас меняет прозвище!

Беседа корреспондента «Советского спорта» с легендарным баскетболистом, шестикратным чемпионом НБА, двукратным олимпийским чемпионом растянулась… аж на три дня. Разговор «за жизнь» шел на Красной площади, в музее ЦСКА и даже… в Сандуновских банях! И ни р
news

Майкл Джордан и Скотти Пиппен / Фото: Associated Press

Беседа корреспондента «Советского спорта» с легендарным баскетболистом, шестикратным чемпионом НБА, двукратным олимпийским чемпионом растянулась… аж на три дня. Разговор «за жизнь» шел на Красной площади, в музее ЦСКА и даже… в Сандуновских банях! И ни разу, как показалось, американец не покривил душой, не попытался уйти от ответа.

«ОСКАР» ЗА РОЛЬ «ВТОРОГО ПЛАНА»

Он провел 17 блестящих сезонов в НБА, шесть раз побеждая в составе «Чикаго» в сильнейшей лиге планеты. Он дважды стал олимпийским чемпионом, был признан самым ценным баскетболистом матча «Всех звезд» НБА, восемь раз кряду входил в символическую сборную лучших по действиям в защите в лиге. И наконец, был включен в число пятидесяти самых ярких звезд в истории НБА.

Трудно поверить, что все это – об одном человеке, Скотти Пиппене, игроке, всю свою карьеру прикрывавшем великого Майкла Джордана. Жаль, что в баскетболе нет «Оскара», ведь роль «второго плана» лучше не исполнял в этой игре никто и никогда. Хотя Скотти запросто мог играть в любой команде и главного героя.

И завершал карьеру Пиппен без помпы – без пресс-конференций, прощальных матчей и шикарных застолий. Просто собрал всех, кого хотел, на базе «Чикаго» и сказал, что пришло время уходить. А спустя четыре года он приехал в Россию…

«А ЗДЕСЬ СТОЯЛ ДЖОРДАН…»

– Сейчас Скотти покажет вам секретную схему, по которой в 90-е годы играл звездный «Чикаго», – неожиданно объявляет Сергей Панов во время мастер-класса Пиппена для детишек из армейской спортшколы (как известно, именно начальник ЦСКА Сергей Кущенко выступил инициатором приезда американской звезды. – Прим. ред.). Ребята раскрывают рты, наблюдая, как американец выстраивает четверых их товарищей на трехочковой дуге, а одного ставит прямо в трехсекундную зону.

– Это – треугольное нападение, – поясняет Пиппен. – Мы его так сами назвали в «Чикаго». Суть в том, чтобы за три передачи вы совершили бросок. Но не волнуйтесь, если сразу не получится, я сам вначале ничего не понял, – подбадривает он учеников. – Вот здесь стоял Джордан, здесь я, – показывает Скотти… – При этом у Майкла была полная свобода, он знал, что мы его всегда подстрахуем.

– Слушай, а может, его в наш СДЮШОР взять? – в шутку спрашивает Панова заместитель начальника ЦСКА Александр Пак.

– Дорого… – шутливо хмурится экс-капитан ЦСКА.

– Да мы на одних автографах все отобьем! – не унимается Пак.

С этим не поспоришь, расписался за эти четыре дня Пиппен не одну тысячу раз. Вот и сейчас после часового занятия детишки окружили его. А «треугольное нападение», по словам все того же Панова, взято на вооружение армейской школой.

Сразу после мастер-класса мы отправляемся в музей ЦСКА, который расположен на втором этаже офицерского клуба. Здесь для званого гостя уже готов самовар, а на столе красуются баранки с пряниками. Все по русскому обычаю.

Сам же музей буквально заставлен кубками, мотоциклами, бюстами, увешан медалями. Но больше всего поражают Пиппена три вещи: восковая скульптура нынешнего главы Росспорта Вячеслава Фетисова, бюст шахматиста Анатолия Карпова (американец, как выяснилось, тоже немного играет в шахматы), а также… миниатюрные танки и ракеты – подарки от офицерского состава Советской армии.

– Я никогда не видел танков, – с улыбкой признается Скотти. – Где бы я их увидел в своей Флориде?

Здесь же, под стеклом, уже и фотография Пиппена, сделанная накануне.

– Вот ты и в Зале славы! – шутит Сергей Кущенко.

Потом гость останавливается около столбов, на которых выгравированы имена олимпийских чемпионов, выступавших за ЦСКА.

– Да я же сам выиграл здесь! – Пиппен указывает на надпись «1992 год».

– Ой, и здесь! – его громадный палец перемещается на «Атланту-96».

«МАЙКЛ, Я СОГЛАСЕН БЫТЬ ВТОРЫМ!»

– В России принято мерить всех спортсменов именно по олимпийским наградам: двукратный, трехкратный. У вас же, кажется, все иначе – признайтесь, перстень чемпиона НБА дороже? – интересуюсь у американца.

– Очень трудный вопрос, – говорит баскетболист. – Я не хочу сравнивать эти победы. Хотя бы потому, что Олимпиада проводится раз в четыре года…

– Но, согласитесь, выиграть ее для той сборной США было куда легче, чем одолеть безумных Карла Мэлоуна и Джона Стоктона из «Юты» в драматичных финалах НБА?

– О-о-о-о, вы помните те времена?

– Тогда в России поклонников НБА было гораздо больше, чем сейчас…

– Мне это приятно слышать. Выиграть чемпионат НБА, что там лукавить, было намного сложнее. Ведь на Олимпиаде нам для победы достаточно было одолеть пару сборных, остальные матчи заканчивались разгромами. А в Америке постоянно нужно быть начеку. Но одно сходство в этих турнирах есть: и там, и там я играл в великих командах.

– А каким было «Чикаго» 90-х изнутри?

– Незабываемым. Такой команды больше не будет никогда. «Быки» были идеальной командой – сверхпрофессиональной. Каждый винтик в том механизме готов был работать круглосуточно. Ну а Майкл Джордан – вообще фантастический игрок. Кстати, у вас тут самый популярный вопрос: «Каково находиться в тени Джордана?» Прекрасно! Он уникальный баскетболист.

– Однажды экс-центровой «Чикаго» Билл Уэннингтон по этому поводу очень обиделся на журналиста, который все время называл «Быков» клубом одной звезды. Прервав репортера, он заявил: «Джордан семь лет провел в «Чикаго», прежде чем выиграл свой первый титул в 1991 году. И произошло это потому, что у нас появился Пиппен!» А еще он рассказал, что вы пришли к Джордану и сказали: «Майкл, я согласен быть вторым». Хотя в любой другой команде могли бы быть первым…

– Была такая история, – хохочет Скотти. – Джордану нужна была опора. Поняв, что за спиной есть я и другие товарищи, он полностью раскрылся. Я не отрицаю своей заслуги во всех наших победах, равно как и того, что находился в тени Майкла.

– Вы сказали «товарищи». Но ведь в «Чикаго» не было дружного коллектива…

– Мы общались во время тренировок и игр, и нам этого было достаточно. Обсуждали прошедшие матчи, прикидывали планы на следующие. Но это была не настоящая дружба. И после «Чикаго» наши пути разошлись. Я забыл, когда последний раз общался с тем же Джорданом. Он очень сложный человек. И все равно: годы, проведенные в «Чикаго», – это лучшая часть моей жизни.

– Стычки на тренировках бывали?

– Конечно. А как без них, когда круглые сутки ты видишь одних и тех же людей?! Но в основном люди выплескивали эмоции и быстро успокаивались.

– А как отреагировал ваш главный тренер Фил Джексон, когда вы однажды запустили в него стулом?

– Увернулся!

– Как думаете, почему, когда вы в 1999 году «расстались» с Джорданом, никто из вас больше ничего не выиграл?

– Может, возраст уже не тот был, а может, мы с Майклом представляем грозную силу именно вдвоем…

– Отчего у вас не было пышных проводов, когда заканчивали карьеру?

– Для чего мне это?! Я скромный парень. Сказал прощальную речь на базе «Чикаго» в Дирфилде и ушел…

«НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО МЕНЯ ТАК ВСТРЕТЯТ»

Сергей Панов показывает Пиппену баранки. Скотти поначалу не понимает, что делать со связкой, а после разъяснений двумя пальцами легко разламывает одну и долго вертит в руках, не решаясь съесть.

– Как вам русская кухня? – следующий вопрос напрашивается сам собой.

– В России отлично готовят. Правда, немного своеобразно. Особенно пельмени понравились…

– Американцы, подписывающие контракты с нашими клубами, все время веселятся, мол, думали увидеть медведей на улицах…

Пиппен несколько секунд смеется, после чего выдает:

– Видимо, меня другими дорогами возят. Я не могу сказать, чего ждал от Москвы, вообще представления не имел, что это за город, не знал даже его размеров… До этого был в Европе, в частности, в Финляндии, Швеции. Но ваша столица ни на что не похожа. Первое, что бросилось в глаза, – у вас много «джипов» и длинных «седанов». В целом же город чем-то напоминает Нью-Йорк, хотя я предполагал, что в центре будет гораздо больше высоких зданий.

– Вы занимались с детьми из ЦСКА. Какое впечатление они у вас оставили?

– Знаете, я очень люблю тренировать детей. Я же этим ежедневно занимаюсь! Двое из троих моих сыновей пошли по моим стопам. Сейчас я даже являюсь наставником в команде старшего сына, которому семь лет. Что же касается ребятишек из ЦСКА, то большинство из них очень способные. Главное, чтобы сейчас от них не требовали результата. Пусть играют в удовольствие. На этом этапе не нужно искать суперзвезд, необходимо дать детям раскрыться… Об этом я написал в своей книге «Тянись выше».

– А что скажете о взрослых игроках ЦСКА? Я имею в виду матч армейцев с «ТАУ Керамикой»?

– Игра мне понравилась, хотя она заметно отличалась от поединков в НБА. У вас больше перемещают мяч по периметру, а у нас стараются проникать под кольцо.

– Кого-то выделить можете?

– Стойте-стойте, – перебивает Сергей Панов. – Я перефразирую вопрос: «Скотти, ты запомнил хоть одну фамилию?»

– Конечно! – следует 30-секундная пауза, во время которой Пиппен, задрав голову, вспоминает игроков ЦСКА, после чего произносит:

– Холден. Он здорово действовал и в защите, и в нападении. Скоростной и атлетичный.

– Был там еще и Шишкаускас, которого в Европе за универсальность называют «Белым Пиппеном».

– Как? Щи-чка-ускас? А вы можете передать ему, чтобы он сменил прозвище! Он же совсем не выделялся.

– Серега, а кто это? – Пиппен обращается к Панову.

– Литовец. Он был одним из лучших в финале последней Евролиги. Тогда он, правда, играл против ЦСКА.

– Ясно, но пусть все равно поменяет прозвище.

– Скотти, только честно, а вы ожидали, что 13 тысяч зрителей в Москве встретят вас стоя, аплодисментами?

– Я расстроился, что их было так мало, – не моргнув глазом отвечает Пиппен. – Шучу! Конечно, не ожидал. Это было великолепно.

КАК «ШАХТЕРА» В ЧУВСТВО ПРИВЕЛИ

Беседу вновь ненадолго приходится прервать, потому что Пиппена уже ждут в Сандуновских банях. Профессиональный банщик Иван уже раскалил парилку.

– Подождите, пожалуйста, десять минут, – попросил он вашего корреспондента на входе. – Сейчас я вашего «шахтера» в чувство приведу!

В итоге через 15 минут баскетболист, как и было обещано, «пришел в себя». И, взяв кружку чешского пива, произнес: «Великолепно!»

– Я его со всей пролетарской ненавистью попарил. Сейчас еще пойдем! – Ивану явно доставляло удовольствие «приводить в чувство» именитого гостя, до этого ни разу не бывавшего в русской бане.

– Скотти, может, вам домик с банькой – и вы останетесь в России?

– С удовольствием! На годик точно. А потом надо будет домой возвращаться. Я ведь не могу без НБА. Думаю попробовать себя на тренерском мостике или менеджером. Но к вам теперь буду часто приезжать…

P.S.
Уже в марте в рамках программы развития баскетбола в России в Москву пожалует очередная звезда НБА. Правда, пока имя суперстар не разглашается.

«Советский спорт» благодарит за помощь в подготовке этого материала топ-менеджеров НБА Артураса Карнишоваса и Дениса Кранстоуна, а также пресс-службу ЦСКА.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

СКОЛЬКО СТОИЛ ВИЗИТ ПИППЕНА?

Пожалуй, один из главных вопросов, который интересовал всех журналистов, равно как и многочисленных болельщиков в последнюю неделю: «Сколько все-таки стоил приезд Пиппена?».

Корреспондент «Советского спорта» Дмитрий АБАРЕНОВ переадресовал вопрос начальнику «большого» ЦСКА Сергею Кущенко, который был инициатором этого визита. В ответ глава армейского клуба искренне удивился:

– Вы же общались с ним! Думаете, этот искренний, открытый человек попросил бы деньги? Мы лишь оплатили ему перелет, проживание и культурную программу…

Новогодние бонусы и акции букмекеров 2025  
arrow
Приз
5 000 ₽
FONBET: Роскошные призы и фрибеты 5000 рублей в Новогоднем розыгрыше
Новый бонус
13 дн. 20 ч.
Приз
20 000 ₽
FONBET: ценные призы и фрибеты до 20 000 рублей в предновогоднем розыгрыше в Telegram
Новый бонус
5 дн. 20 ч.
Исполнение желаний
BetBoom: новогодняя акция «Ёлка желаний»
2 дн. 20 ч.
Подарки каждый день
Леон: подарки каждый день в акции «Зимний калейдоскоп»
10 дн. 20 ч.
Фрибет
1 000 000 ₽
Бетсити: фрибеты до 1 000 000 рублей за прогнозы в акции «Кибердекабрь»
2 дн. 20 ч.
Новости. Баскетбол