Легендарный центровой Арвидас Сабонис: Это была не сборная – банда! На праздновании 20-летия олимпийской победы сборной СССР выдающийся центровой дал интервью «Советскому спорту»

В эти дни под Вильнюсом баскетбольная сборная СССР празднует 20-летие победы на Олимпиаде в Сеуле. Позавчера корреспондент «Советского спорта» предложил Вальдемарасу Хомичюсу попробовать себя в роли журналиста. В итоге в течение сорока минут литовец засы
news

БАСКЕТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

В эти дни под Вильнюсом баскетбольная сборная СССР празднует 20-летие победы на Олимпиаде в Сеуле. Позавчера корреспондент «Советского спорта» предложил Вальдемарасу Хомичюсу попробовать себя в роли журналиста. В итоге в течение сорока минут литовец засыпал вопросами своего друга и партнера по национальной команде Арвидаса Сабониса…

Дело происходило в одном из казино Вильнюса, которое принадлежит другу еще одного легендарного баскетболиста – Шарунаса Марчюлениса. Сам Шарунас, кстати, только что сорвал аплодисменты, исполнив свою любимую песню «С чего начинается Родина…».

На этой вечеринке было очень много интересного. Депутат Верховной рады, олимпийский чемпион Александр Волков, сыпал анекдотами, наставник «Триумфа», легендарный разыгрывающий ЦСКА и сборной СССР Станислав Еремин признавался, что по-доброму завидует друзьям, выигравшим Олимпиаду, а сами герои праздника в это время, словно 20-летние пацаны, выплясывали на танцполе. Апофеозом же стал документальный фильм про 10-летний юбилей победы в Сеуле. Его также широко отметили в Литве. Когда Александр Гомельский, взяв в одну руку микрофон, а в другую рюмку, с телеэкрана произнес: «За вас, ребята!» – у всех глаза налились слезами…

МЕДАЛЬ ЗА 50 ТЫСЯЧ

Тем временем мы с Вальдемарасом Хомичюсом и Арвидасом Сабонисом расположились за столиком. «Чувствую, забавно будет», – предвосхитил дебют Хомичюса в роли корреспондента Сабонис. Но Вальдемараса подколки друга не интересовали – вопросы были заготовлены далеко не шуточные…

– Арвидас, ну, расскажи: зачем ты поехал в Сеул с одной ногой? Мог же травму получить и вообще без баскетбола остаться… – первый вопрос Хомичюса вызывает у Сабониса лишь ухмылку.

– Да ладно тебе, сам же знаешь, какие времена тогда были… Вспомни, мы же играли не за деньги, а за страну. Никого не интересовало, что у тебя болит, нужно было отдать все. Мог ползти по паркету – ползи. Мне, кстати, казалось, что я уже никогда не поеду на Олимпиаду. Полтора года фактически не играл из-за травм. И вот перед 1988-м я приехал к Папе (Александру Гомельскому. – Прим. ред.) и попросил его как-нибудь включить меня в делегацию сборной СССР. Проще говоря, хотел поехать в Сеул туристом. Помню, тогда Гомельский посмотрел на меня и сказал: «Ты поедешь игроком!».

– Слушай, но на Олимпиаде не все так гладко складывалось у нас… Когда понял, что выиграем золото?

– Когда мы США обыграли. И то, что в финале мы долгое время горели югославам, никого не интересовало. Нас уже было не остановить.

– Почему мы так громко отмечали победу?

– Да все громко отмечают свое золото. Тогда же у нас очень успешные Игры были. Борцы гуляли, боксеры… Просто мы такие большие, и нас трудно не заметить…

– Как победа в Сеуле изменила твою жизнь?

– Ты издеваешься? Она же дала нам возможность выехать за границу. Папа тогда пообещал, что, если возьмем золото, он договорится и нас отпустят играть за рубеж. И слово свое он сдержал, хотя представляю, чего ему это стоило. И второй момент – победа в Сеуле дала мне возможность исполнить мечту. Выиграть золотую медаль Олимпиады – счастье для любого спортсмена.

– Это поэтому ты ее чуть не продал? – смеется Хомичюс.

– Да не было такого!

– Шучу. Но помнишь, мы ходили по Сеулу с медалями на шее и все предлагали купить их у нас, а мы шутили, мол, не меньше 50 тысяч долларов… Кстати, я постоянно слышу понятие «литовская банда 80-х». Что это такое? Ты входил в нее?

– Да у нас вся сборная бандой была! Вновь спасибо Александру Яковлевичу, который объединил в команде четверых литовцев, троих украинцев, двоих латышей. В те годы сделать это было очень тяжело. Как объяснить руководителям страны, что из Литвы в национальной команде больше, чем из России? А Папа мог. Один во всех видах спорта.

«БАСКЕТБОЛОМ СЫТ ПО ГОРЛО»

– По-твоему, ключевая роль в том, что мы стали семьей именно Александра Яковлевича?

– Конечно. Он ПАПА – и все этим сказано. Такой, какой должен быть в каждой семье. Он помогал, прикрывал… А мы благодарили его на паркете. Знаешь, когда я увижу подобную семью – скажу: эта команда выиграет все. Но пока ее нет…

– Почему?

– Другая жизнь, другие приоритеты. Опять же деньги большие пошли. Человек порой подписывает контракт и заканчивает играть. Непонятно мне все это… Где твой профессионализм? Ты же изначально не шел в баскетбол за деньгами. Шел, потому что тебе нравилось играть, – и вдруг… Все-таки, наверное, все дело в новой системе. Сейчас есть какие хочешь кроссовки, в любой момент можешь выехать за границу. У нас же ничего этого не было – баскетбол был смыслом жизни, мы кайфовали на площадке.

– Может, тогда стоило еще годик-другой поиграть?

– Хватит. Этой игрой я сыт по горло! Даже не игрой, а тем, что вокруг. Вот сейчас мне бы надо было начинать тренироваться, готовиться к сезону. Со всеми моими травмами – где-то три месяца, пока не наберу оптимальную форму – у меня бы болели ноги. Для чего все это? Ну и потом опять не видеть друзей, родных целый год. Не, Хома, хватит.

– Ну хоть с друзьями бегаешь?

– Да, раз в неделю обязательно. У меня вообще организм, видимо, настолько привык к спорту, что, если я на неделе не поиграю в теннис или баскетбол, чувствую себя плохо.

– Послушай, у меня родилась отличная идея. Давай проведем матч легенд российского и литовского баскетбола?

– Только на одно кольцо! По всей площадке я уже носиться не готов.

– Меня вот еще что интересует: как ты и в 40 оставался лучшим в Европе?

– Отношение к делу – вот мой ответ. И ты сейчас был бы лучшим…

«И ТУТ СТРЕЛЬНУЛ ПОСЛЕДНИЙ ПАТРОН…»

– Вспомни, а как ты оказался в НБА?

– В последний год моей игры в «Реале» у мадридцев начались финансовые проблемы. Нужно было что-то решать. В «Барселону» я идти не хотел, в Грецию тоже ехать не было желания.

Посидел-подумал и решил, что нужно стрельнуть последний патрон. В итоге все затянулось на семь лет.

– Как в команде приняли?

– Отлично. Непривычна была только окружающая обстановка. Все, кроме баскетбола, отличалось от Европы.

– Но ты же сам говорил: знал бы, что там так легко, – уехал бы намного раньше.

– Что-то я не помню такого. На самом деле непросто было, особенно первое время. Хотя мне делали поблажки. Может, из-за возраста или из-за роста.

– А раскрой секрет: как сдержать Шакила О’Нила?

– Для этого надо быть О’Нилом. Я не шучу. Сдержать его почти невозможно. Во всяком случае одному человеку. Поэтому почти всегда его держат двое.

– Неужели с ним сложнее, чем с Тканей (легендарный центровой Владимир Ткаченко. – Прим. ред.)?

– Ну ты и сравнил. Тканя – это вообще монстр. Мне приходилось в противостоянии с ним артистизму добавлять. Отлетал постоянно от него на паркет и выпрашивал у судей фолы, – смеется Сабонис. – Иначе никак.

– Ты отличался от многих центровых отличным видением площадки – выдавал по нескольку отличных передач за игру. Почему в тренеры не пошел?

– Да эта работа еще похлеще нашей! Пусть и не физическая, а умственная. Да и снова круглый год не видеть семью. Я не готов…

«В ПЕКИНЕ У АМЕРИКИ ШАНСОВ БОЛЬШЕ»

– Слушай, а я вот сейчас думаю: может, больше в мире нет такой сборной СССР, потому что конкуренции почти нигде нет?

– У меня про конкуренцию не спрашивай, – хохочет Сабонис. – У Сабониса место в составе было всегда.

– Хорошо, ну а почему мы спустя 20 лет сидим вместе, отмечаем ту победу, вся команда собралась. Я часто спрашиваю себя: что нас объединило? Тяжелая жизнь, советская система или что-то еще?

Сабонис на минуту задумывается…

 – Мне кажется, все от людей зависит. В 80-х в одном месте собрались все, кто должен был. Это случай. И теперь мы по жизни идем вместе.

– А кого ты чаще других видишь?

– Думаю, что Курта (Римас Куртинайтис. – Прим. ред.). Часто к Хасу (Хосе Бирюков. – Прим. ред.) езжу в Испанию, с тобой вот видимся.

– Если бы была возможность, что бы ты изменил в жизни?

– В период с 16 до 20 лет играл бы меньше. Я же тогда за кучу команд поиграть успел. За сборные Союза по разным возрастам, например. Думаю, что из-за таких нагрузок потом и начались травмы.

– А где ты брал вещи во времена СССР? – оглядывая 220-сантиметрового Сабониса, Хомичюс отвлекается от баскетбольной темы.

– В Германии хорошие вещи всегда были. Из Америки обувь привозил. Спасибо баскетболу, что была возможность кататься по миру.

– Как думаешь, у России или Литвы есть шансы выиграть Олимпиаду в Пекине? Здорово было бы. Мы собрались спустя 20 лет, они золото взяли!

– А были у России шансы выиграть Евро в Испании?! Вот тебе и ответ на твой вопрос. Почти у всех есть шансы. Да, может, у Америки их побольше, но очень многое будет зависеть от везения. Плюс важно, чтобы никто не получил травмы.

– У россиян уже начались потери: под угрозой поездка в Пекин центрового Алексея Саврасенко и форварда Виктора Хряпы…

– Вот видите. Это как раз к вопросу о везении…

КАКОЙ САБАС СИЛЬНЕЕ?

Во время этого интервью мимо нас проходил наставник «Триумфа» Станислав Еремин и, узнав, что вопросы задает Хомичюс, тоже решил попробовать себя в роли корреспондента.

– Ну, рассказывай, Сабас, какого года рождения ты на самом деле? – с ходу подколол он товарища.

– У меня все по-честному, – не растерялся Арвидас. – Родился в 1964-м, как и по паспорту. В год Дракона… Еще что-то интересует?

– Да. Какой Сабонис сильнее: который играл в 1984-м или в 1988-м?

– Думаю, что Сабонис-84. Потому что тогда я был здоровым, играл на двух ногах.

– Но тебе, как выяснилось, и одной ноги достаточно… – уходя, поднял бокал Еремин.

НУ И НУ!

В СЕМЬ УТРА ВСЕ ЗА ТЕЛЕВИЗОРАМИ!

По дороге в Вильнюс в самолете с олимпийскими чемпионами на борту в динамиках раздался голос Василия Авраменко, врача «золотой» сборной Советского Союза: «Режим не нарушать, в 7 утра едем за телевизорами!»

— О, это известная шутка, — пояснил Валерий Тихоненко. – Помнится, в 1988-м Папа не знал, как остановить наши пьянки после победы в Сеуле и в итоге придумал отличную фишку. Он сказал, что рано утром приедет машина и мы поедем на завод «Самсунг», где нам продадут телевизоры за десять процентов от цены. В итоге человек семь реально спустились в семь утра в холл. Но… вовсе не потому, что они рано легли спать. Просто пить еще не заканчивали!

Новогодние бонусы и акции букмекеров 2025  
arrow
Приз
5 000 ₽
FONBET: Роскошные призы и фрибеты 5000 рублей в Новогоднем розыгрыше
Новый бонус
12 дн. 8 ч.
Приз
20 000 ₽
FONBET: ценные призы и фрибеты до 20 000 рублей в предновогоднем розыгрыше в Telegram
4 дн. 8 ч.
Исполнение желаний
BetBoom: новогодняя акция «Ёлка желаний»
1 дн. 8 ч.
Подарки каждый день
Леон: подарки каждый день в акции «Зимний калейдоскоп»
9 дн. 8 ч.
Фрибет
1 000 000 ₽
Бетсити: фрибеты до 1 000 000 рублей за прогнозы в акции «Кибердекабрь»
1 дн. 8 ч.