«Ты, парень, больше никогда не будешь играть». После этого приговора врачей Робертас Явтокас вернулся на площадку и победил в Евролиге
БАСКЕТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Его физическим данным мог позавидовать Шакил О’Нил. Ему была открыта дорога в НБА. «Сан-Антонио» спал и видел в своих рядах одаренного литовца. Однако несчастный случай перечеркнул все планы. В 2001 году в Вильнюсе Робертас попал в страшную аварию...
Знакомьтесь: один из лучших центровых российской суперлиги, московский динамовец Робертас Явтокас.
«ЕХАЛ БОЛЬШЕ ДВУХСОТ КИЛОМЕТРОВ В ЧАС»
– Понимаю, что вам не очень приятно вспоминать ту аварию. Но все-таки как это произошло?
– Я ехал с огромной скоростью. Ну, болезнь у меня такая была – ничего не мог с собой поделать, знал, что плохо кончится, но все равно «летал». Тогда у меня была «Хонда». Несся больше двухсот километров в час. На повороте столкнулся с микроавтобусом. Я должен был расшибиться всмятку, однако Бог распорядился иначе.
– Когда вы очнулись?
– Суток через трое. Долго не мог понять, что со мной, а когда осознал – ужаснулся. Я просто боялся спрашивать, в каком я состоянии. Боялся, что мне скажут: «Ты, парень, больше никогда не будешь играть».
– Что же в итоге ответили на этот вопрос врачи?
– Что я и думал. «Ты сумасшедший, – говорят. – Какой баскетбол! Скажи спасибо, что ты жив остался. А про площадку забудь».
– И как же вы сумели вернуться?
– Меня поддерживали семья, друзья. А сам я просто сильно верил, что вернусь. Да, мое плечо было раздроблено, да, на ноге был разорван нерв, да, я не мог ходить. Но я лежал по ночам и думал: «Я обязательно докажу, что способен не только выжить». Было мучительно больно тренироваться, но я терпел, знал, что это можно и нужно пережить.
– Ваш клуб «Летувос Ритас» помог?
– Нет, они не стали со мной возиться, – вздыхает Робертас. – Они тут же расторгли контракт и формально были правы. Я ведь не имел права так гонять. Но я не в обиде. Сам во всем виноват.
«МНЕ ОЧЕНЬ ПОМОГЛИ В АМЕРИКЕ»
– На тот момент вы были задрафтованы клубом НБА «Сан-Антонио».
– Они и организовали мне операцию в США. Очень им благодарен. После нее дело пошло на поправку. Я стал работать над собой. Когда еще не мог ходить, придумал специальные упражнения, начал потихоньку разрабатывать плечо и ногу. И постоянно смотрел баскетбол. А по ночам мне снилось, как побеждаю в Евролиге, как меня признают лучшим центровым континента, как я все время забиваю сверху...
– Еще бы – вы же перед самой аварией вколотили мяч сверху, когда кольцо было поднято на высоту 365 сантиметров…
– И этот рекорд в Европе до сих пор не побит. Стандарт кольца – три метра. Но на матче всех звезд его поднимали для конкурса. Я единственный, кто выпрыгнул на такую высоту. До меня, правда, это сделал в 2000 году Майкл Уилсон из студенческой команды «Харлэм Глобтроттерс». Может быть, именно этот момент и снился мне все время, придавал силы.
– Как состоялось возвращение?
– В «Летувос Ритас» решили вернуть меня обратно, поверили, что еще смогу принести пользу. С кем играли, убей, не помню. Это был какой-то товарищеский матч без журналистов и зрителей. Я старался не перегружать ногу и плечо, осматривался, не шел в контакт. И постепенно освоился. Сейчас я однозначно могу сказать, что о травме забыл. Ни нога, ни плечо меня не беспокоят.
– И что, задумались о новом мотоцикле?
– Будете смеяться, но у меня теперь есть спортивная машина. А вот на мотоциклы не могу смотреть. Я что, похож на сумасшедшего?
– Какую максимальную скорость вы развивали на машине?
– Под 300 километров…
«ДИНАМО» НА МНОГОЕ СПОСОБНО»
– В «Летувос Ритас» не пожалели, что вернули вас?
– А вы у них спросите. Думаю, что только рады были. Особенно хорошим получился сезон-2004/05. Мы выиграли Кубок УЛЕБ, а я стал самым полезным игроком турнира. И тут же получил заманчивое предложение от греческого «Панатинаикоса». Правда, в Афинах у меня не сложились отношения с главным тренером Желько Обрадовичем. Я получал очень мало времени. С другой стороны, нет худа без добра. С «Пао» я стал победителем Евролиги.
– Почему решили переехать в Москву?
– Когда получил приглашение от «Динамо», даже не стал раздумывать. Хотелось играть. Здесь я стал основным центровым и отлично себя чувствую. Доволен всем: условиями, менеджментом, тренером, партнерами. Чувствую, что нужен этой команде.
– В межсезонье в «Динамо» пришел еще один литовский центровой – Дариуш Лавринович. Вы встретили его...
– ...с радостью. Во-первых, Дариуш – отличный парень. Во-вторых, очень классный баскетболист. Работать на тренировках рядом с таким профессионалом – одно удовольствие. Тем более что мы, по замыслу нашего главного тренера Дэвида Блатта, можем находиться на площадке одновременно. Это будет так называемый сдвоенный центр. Ну и земляк в команде – всегда отрада.
— Нынешнему «Динамо» по силам прервать гегемонию ЦСКА?
– Время покажет. Этот чемпионат будет самым сильным в российской истории. Мы работаем с огромным желанием. Никто не жалуется. Все понимают, что у нас хороший шанс что-то выиграть, ведь в команде столько звездных новичков: Лавринович, Парго, Прайс, Нахбар, Макдональд.
– А в Кубке Европы как расцениваете шансы своей команды?
– Думаю, что основным соперником там будут «Химки». Но до финала мы, наверное, обязаны дойти.
«МОЯ МАМА — ВИЦЕ-МЭР ШЯУЛЯЯ»
– Ваша супруга имеет отношение к спорту?
– В некотором роде да. Вильма танцевала в группе поддержки «Летувос Ритас». Мы часто вместе летали. Познакомились, понравились друг другу. Не могу сказать, что это была любовь с первого взгляда. Отношения развивались постепенно. Сейчас у нас крепкая семья. Дочка подрастает. Ей уже год и восемь месяцев.
– Семья в Москве?
– Нет, в Литве. Приедет после того, как мы проведем матчи чемпионата России во Владивостоке и Красноярске.
– Уже сходили с женой в Большой театр?
– Нет. И она очень злится на меня из-за этого. Она просто обожает театр, балет. Но меня трудно вытащить. Люблю посидеть дома, просто поваляться перед телевизором. Но думаю, что в этом году уже не отверчусь. Так что пойдем – буду получать театральное образование.
– Говорят, ваша мама занимается политикой?
– Да, сейчас она вице-мэр Шяуляя, а начинала с самых скромных должностей. Ее почти никогда не бывает дома, все время в работе. Всех своих успехов добилась сама. В Шяуляе ее очень уважают.
– Папа тоже политик?
– Нет. Раньше он очень прилично играл в волейбол, так что спорт – это у нас семейное.
– Ваш старший брат Артурас тоже занимался профессиональным баскетболом, выступал за пермский «Урал-Грейт». Однако быстро закончил карьеру. Почему?
– У него не очень заладилось. Но не беда. Брат работает в бизнесе, который связан с баскетболом. Так что у него в жизни все хорошо. Помню, как в детстве мы играли в одной команде на первенстве города. От нас всем крепко доставалось. Парни мы не маленькие, под щит никого не пускали.
– О сыне-баскетболисте мечтаете?
– Каждый мужчина, думаю, мечтает о сыне. Но не важно, чем он будет заниматься. Главное, чтобы был здоров и стал хорошим человеком.
«Я НЕ ДЕБОШИР»
– Литовские центровые Арвидас Сабонис, Гинтарас Эйникис, Эурелиус Жукаускас были еще те дебоширы. Сабонис, говорят, мог выпить четыре бутылки виски. Эйникис в «Автодоре» засыпал на массажном столе после ночных похождений в казино. Как с этим у вас?
– Я не такой, – хохочет Робертас. – Я даже по барам и ночным клубам не хожу. Да и выпивать не люблю. А что касается моих земляков-весельчаков, то это их личное дело.
– Как отдыхаете в отпуске?
– Обожаю проводить время в своем загородном доме в Литве, на берегу чудесного озера. Могу часами лежать в траве и смотреть на небо. Ну и особая у меня страсть к рыбалке. Как появляется возможность, сажусь в лодку – и в путь.
– Какую самую большую рыбу поймали?
– У меня все время средние рыбешки попадаются на полтора кило где-то. Вообще, чтобы профессионально заниматься рыбалкой, нужно прилично платить. А мне просто это доставляет удовольствие.
– Вы счастливый человек?
– Да. Есть здоровье, семья, любимая работа, неплохо зарабатываю. Что еще надо?
«СБОРНАЯ РОССИИ НЕ РАЗОЧАРОВАЛА»
– Со сборной Литвы вы играли на Олимпиаде в Пекине. Какие впечатления?
– Супер! Китайцы поразили своей организацией. Все было на высшем уровне. Гораздо круче, чем в Греции. Жаль только, что до медалей мы оба раза не дотянулись. В Афинах в полуфинале проиграли по собственной глупости итальянцам. Здесь сами отдали матч Испании. И в обоих поединках за третье место уступали только потому, что желания играть уже не было.
Вообще со сборной мне не везет. Как я не попадаю в состав из-за травмы, так ребята что-то домой привозят. В Сиднее, в 2000-м, взяли бронзу, в 2003-м выиграли чемпионат Европы. Правда, медаль у меня все-таки есть – за третье место на последнем первенстве континента.
– Через три года Литва будет принимать чемпионат Европы…
– И я очень рассчитываю там на победу. Думаю, что этот турнир может стать моей лебединой песней. Мне уже перевалит за тридцать. Вообще в сборной грядут перемены. Закончил карьеру Шишкасукас. Вот-вот скажут «до свидания» братья Лавриновичи.
– Неудача россиян на Олимпиаде вас удивила?
– Ваша команда играла очень хорошо. Но ведь было и много проблем. Например, травмы Саврасенко и Хряпы. К тому же вы проиграли нам и Хорватии в упорных концовках. Где-то не повезло, где-то недоработали. Конечно, матч с Австралией провалили. Но это спорт, тут все бывает.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Робертас ЯВТОКАС
Родился 20 марта 1980 года.
Амплуа: центровой.
Рост 210 см. Вес 115 кг.
Карьера: «Летувос Ритас» (Литва) – 2000–2006, «Панатинаикос» (Греция)– 2006/07, с сезона–2007/08 – игрок московского «Динамо».
Достижения: чемпион Литвы 1999/2000, 2001/02, 2005/06 годов. Чемпион Северо-европейской лиги-2001/02. Обладатель Кубка УЛЕБ-2004/05. Лучший игрок финала Кубка УЛЕБ-2004/05. Чемпион и обладатель Кубка Греции-2006/07. Чемпион Евролиги-2006/07. Во втором круге драфта-2001 НБА был выбран под № 56 клубом «Сан-Антонио Спэрс».