Гус, знающий тайну жизни
СВОБОДНЫЙ УДАР
Гус Хиддинк вернулся в Лигу чемпионов. Неделя прошла после первого матча «Челси» с «Ювентусом». И все эти дни, под впечатлением от евродебюта связки Хиддинк – «Челси», я питаюсь размышлением об этом редчайшей закваски человеке, с которым нас с вами свела жизнь. О его философии и его пути.
Все дружно обратились к забытой статистической графе – и там раскопали, что Гус за двадцать лет карьеры и сорока матчей в клубном топ-турнире не провел. Как такое возможно у тренера, взявшего европейскую вершину с голландским ПСВ практически с первого захода? Ведь лигочемпионское поле – самая питательная среда, в которой произрастают и колосятся тренерские амбиции?
«Челси», набрав в легкие побольше воздуха, прожил – именно так! – минут 15 на своем «Стэмфорд Бридж» против «Ювентуса» – и мне подумалось, что в этой лигочемпионской палате мер и весов, где меряются амбициями и взвешивают кошельки, Гус в каком-то смысле чужак. Признаюсь, дохиддинковский «Челси» не трогал меня никаким своим проявлением. При Моуриньо он играл высокотехнологично, и даже степень драйва, казалось, была просчитана на компьютере. При Гранте сделался тактически избирательным, местами коварным. При Сколари катил игру, как по маслу, пока масло не растает. Но только с Хиддинком «Челси» охватила вдруг радость футбольного бытия. Плевать, что запас сил невелик. Плевать, что связи не отлажены. Даешь больше жизни! Дружим на поле, открываемся жадно, рвемся к воротам!
Почувствуйте разницу. «МЮ» играет как матерый хищник: то оскалит клыки и выпустит когти, то отдохнет-присмиреет. «Ливерпуль» душит железной хваткой, не разрешая себе ни единого рискованного или остроумного паса за матч. «Арсенал» высекает технические и комбинационные искры, и его футбол словно парад вышколенных моделей на подиуме. А футбол Хиддинка весь сверстан из здоровых и откровенных человеческих желаний. Бог мой, ну кто ж играет Лигу чемпионов с таким вызывающим простодушием?!
Я не знаю, как так вышло, что после триумфа с Кореей на ЧМ-2002 Гус взял в работу более чем скромный родной ПСВ, поперчив служение Отчизне контрактом с отвязной в футбольном понимании Австралией. Но я прочертил сейчас вектор Гусовой карьеры – и вот ведь какой великолепный сюжет обнаружил! Корея, Австралия – Хиддинк наполнял футбольной энергетикой едва ли не самые пустующие резервуары. Он, между прочим, успел поиграть в Америке – знать, лично проверил, как там дела. А теперь, на закате тренерской карьеры, вынашивает проект для Африки, для ее детей, имеющих к футболу дар. Иными словами, приглядел себе на десерт край, пока так и не раскрывший, во всей полноте неизмеримый, быть может – космический свой футбольный талант. И я не исключаю, что это – самая заветная и самая сильная профессиональная мечта Гуса. И в итоге он, считай, весь мир охватит, всесветно поделившись своим личным, фирменным, несравненным секретом жизнелюбия. Пожалуй, что философским, а не узкопрофессиональным.
Как бы нам в России, погрязшим черт-те в чем, понять-усвоить – какое с Гусом нам счастье выпало. Успеть понять… Но боюсь, получится, как у поэта – «нам выпало счастье, да скрылось из глаз».