Детектор правды Блатта. Прибор показал: игроки и наш корреспондент готовы к сборам в национальной команде

Вчера в Новогорске состоялась открытая тренировка нашей национальной команды. Три часа главный тренер сборной России Дэвид Блатт гонял своих подопечных, объявил имя нового капитана, а после занятия сказал, что на днях обязательно заглянет в «Советский сп
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. БАСКЕТБОЛ
ПОДГОТОВКА К ЕВРОБАСКЕТУ-2009

Вчера в Новогорске состоялась открытая тренировка нашей национальной команды. Три часа главный тренер сборной России Дэвид Блатт гонял своих подопечных, объявил имя нового капитана, а после занятия сказал, что на днях обязательно заглянет в «Советский спорт» на «Прямую линию» с нашими читателями. Мол, примета хорошая – в 2007 году он также к нам заходил и выиграл первенство континента.

ТЕСТ НА ТРУДОСПОСОБНОСТЬ

– Сегодня у нас акцент на выносливость. Будем бегать, прыгать, выполнять различные силовые упражнения. А на десерт – немного баскетбола, – рапортует за полчаса до начала занятия Дэвид Блатт.

Но нагрузки – это потом. Сначала все должны пройти тест на готовность к работе. Наряду с баскетболистами психолог национальной команды Альберт Родионов тестирует и одного из ваших корреспондентов. На лавочке у него какой-то приборчик, которому, судя по внешнему виду, явно не один десяток лет. От него отходят два провода с присосками на конце. Одну из них он прикладывает к правой руке, вторую закрепляет на лбу. В этот момент стрелка на приборе судорожно ищет нужное значение.

– 20—30 ампер – хороший уровень готовности, более 30 – идеальный, – поясняет специалист. – Но у вас вряд ли дотянет до двадцатника.

Не знаем, как он сделал такой вывод, но после опыта Родионов меняется в лице.

– 21… Выходите на паркет!

– А на показатели игроков можно взглянуть? – заглядываем в секретный листок психолога. – Так… 17, 14, 19. Выходит, корреспондент лучше готов, чем многие сборники?

– Вы не обольщайтесь, – останавливает Родионов. – У ребят отличные цифры, учитывая, что они только-только втягиваются в работу. Особенно выделю армейцев Антона Понкрашова, Виктора Хряпу, Лешу Шведа, химчанина Тимофея Мозгова, динамовцев Сережу Быкова и Сергея Моню.

– Неужели этот прибор никогда не обманывает?

– Никогда. Более того, он позволяет спрогнозировать развитие активности игрока на тот или иной момент.

– И что, Дэвид Блатт как-то использует эти цифры?

– Он постоянно интересуется. Сейчас как раз собираюсь пойти к нему и сказать о том, что больше всех меня удивил Хряпа. Витя в отличном состоянии. Дэвид, кстати, один из немногих специалистов, который постоянно читает различную психологическую литературу, задает квалифицированные вопросы.

– А можно, например, узнать после занятия, нормальную ли нагрузку получил спортсмен?

– Конечно. И если у него переутомление, будет видно. Но сейчас тренировочный процесс организован очень грамотно, пока таких случаев нет. А вот в прошлом году у некоторых ребят были отрицательные значения.

«ЭТА ТЕХНИКА ЕЩЕ ГОМЕЛЬСКОМУ ПОМОГАЛА!»

– И с какого года вы используете эту чудо-технику?

– По-моему, впервые применил аппарат после Московской Олимпиады. А уже на Играх в Сеуле в 1988 году, где сборная СССР завоевала золото, он был неотъемлемой частью успеха. Сидел с ним прямо на скамейке запасных. И постоянно обследовал ребят. А наставник той команды легендарный Александр Гомельский то и дело спрашивал: «Он готов выйти на площадку? А он? А он?». Если данные были нормальными – выпускал, нет – оставался на банке.

– У кого почти за полвека были самые высокие показатели активности?

– У Вальдемараса Хомичюса, Валдиса Валтерса, Сергея Базаревича. У них значения прибора зашкаливали за отметку 40 ампер.

– С таким прибором, выходит, можно вообще не беспокоиться за результат на площадке!

– Не преувеличивайте. Он выдает лишь уровень активности, трудоспособности человека. У нас есть еще целый комплекс исследований. Например, выявляем способность прогнозировать различные варианты, изучаем свойства темперамента…

– Не спорт, а целая наука!

– Так во всем мире уже давно это две неразрывные составляющие.

На паркете тем временем 16 загорелых после отпуска парней, как и было анонсировано Блаттом, бегают, прыгают. Причем никто не филонит. Все понимают – шанс есть у каждого.

Лишь один игрок не занимается с общей группой. С массажного столика за происходящим грустно следит приболевший Петр Губанов. Этим летом жизнь 22-летнего баскетболиста перевернулась с ног на голову. «Химки» вернули тяжелого форварда из аренды (прошлый сезон Петр провел в сургутском «Университете»), и тут же последовало приглашение в сборную России, о чем он и не мечтал!

– Теперь я сделаю все, чтобы поехать в Польшу, – говорит он во время занятия корреспонденту «Советского спорта». – Тренеры поверили в меня, вызвав сначала на первый сбор с молодыми игроками, а теперь и на второй — с основой. Значит, я должен оправдать ожидания всех, кто сейчас за меня переживает, – друзей, родителей, брата…

КОМАНДА СТАЛА БЫСТРЕЕ

Но пока Губанов – зритель, а с остальных пот льется градом. «Это Блатт перед прессой выпендривается, – шепчет мне на ухо один из игроков, следом прося не указывать авторство этой фразы. – Никогда у нас таких жестких занятий не было».

– Да ничего жесткого тут нет… – убежден тренер по физподготовке Георгий Артемьев. – Наоборот, стараемся разнообразить тренировки, постоянно меняем задания, чтобы нагрузка была то на одни мышцы, то на другие.

– Психолог Альберт Родионов убежден, что команда отлично готова к серьезной работе. Согласны?

– Скажу так: она стала намного быстрее. Причем абсолютно на всех позициях. Ребята запросто поддерживают высокую скорость. Я хочу через «Советский спорт» передать огромное спасибо всем игрокам, — продолжает Артемьев. — После тестирования мы разработали специальные планы подготовки для каждого из них, и все вернулись из отпуска в отличной форме. Очень я переживал за Мозгова, который после прошлого сезона перенес операцию на коленном суставе, но он молодец. Парень восстановился и набрал прекрасную форму. Выделю и Витю Хряпу. Это мой помощник на паркете. Мозг команды! Когда надо, всех притормозит, при необходимости – ускорит, что-то подскажет или похвалит.

Виктор хитро улыбается, подозревая, что речь идет о нем. Передаю ему слова Артемьева, когда тот отправляется за очередной порцией энергетика – специальной жидкости с высоким содержанием солей калия и кальция. На сердце этот напиток действует, как провода для «прикуривания» на автомобильный аккумулятор.

– Да какая от меня помощь, – скромничает Хряпа. – Подсказать молодым что-то могу. Но что в этом такого? Я в свои 26 лет один из самых возрастных игроков сборной!

– Вы теперь и капитан!

– Дальнего плавания! Да, Дэвид Блатт уже сказал об этом. Что ж, постараюсь оправдать его надежды. Ответственности прибавилось, но я никогда не боялся.

В этот момент Блатт громко хлопает в ладоши, собирая всех в центральном круге. После дружного «Россия!» тренировка заканчивается.

– Дэвид, читатели «Советского спорта» просят пригласить вас к нам на «Прямую линию», – обращаемся к специалисту.

– Нет проблем?! – восклицает Дэвид. – Это ведь уже традиция. В 2007 году я к вам пришел накануне Евробаскета – и мы победили, перед Олимпиадой не заглянул – и вот что вышло (россияне не сумели пробиться в четвертьфинал. Прим. ред.). Так что скоро ждите в гости!

Новости. Баскетбол