Во что играет команда Прохорова? Наш корреспондент с пристрастием изучил «Нью-Джерси Нетс» – самый обсуждаемый в России клуб НБА
В это воскресенье «Нью-Джерси Нетс», «наш» клуб в НБА, впервые в полном составе приедет в Москву для проведения серии мастер-классов. Перед знаковым событием наш спецкор побывал в США, чтобы попристальней приглядеться: что же все-таки за фрукт купил за океаном Михаил Прохоров?
НОВОСТЬ-МИРАЖ
«Таймс сквер» с будничной помпезностью пестрит огнями. Рекламные постеры с яркой подсветкой, бьющие по глазам витрины магазинов, призывно сверкающие двери баров и ресторанов – здесь в одном месте собраны доказательства постулата «Нью-Йорк никогда не спит». Но – что это? В нарушение законов броуновского движения главной площади Манхэттена люди вдруг друг за дружкой останавливаются перед знаменитым пристанищем местных спортивных болельщиков – баром «ESPN Zone». И пристально вглядываются в его полукруглый поясок – бегущую строку новостей.
Из всего информационного потока там бьет по глазам ровно одна фраза: «Российский олигарх Михаил Прохоров близок к покупке клуба НБА «Нью-Джерси Нетс». Именно эти несколько слов заставляют прохожих замирать на углу «Таймс сквер» в возбужденном ожидании: новость для американцев настолько невероятна, что они замирают, дабы дождаться ее появления на экране еще раз – не мираж ли?
Я и сам истуканом стоял там тогда, в сентябре 2009-го. И переглядывался с местными недоуменными взглядами: «Русский – хозяин худшего клуба НБА?!». В этом вопросительном возгласе были и сенсация, и признаки менеджерского суицида. Когда на старте сезона команда проиграла 18 матчей подряд, обновив казавшийся вечным рекорд, мало у кого оставались сомнения, что все идет именно к самоубийству.
ПРОЕКТ ВЕЛИКОГО БУДУЩЕГО
Не прошло и года, а я вновь вижу, как манхэттенцы останавливаются, задирают голову и восторженно цокают: «Ну и дает этот русский!». Только дело теперь не на «Таймс сквер», а на пересечении 34-й улицы и 8-й авеню. Там с плаката, вывешенного на одной из высоток, на вас взирают нечеловеческого роста (127 футов, или 22 этажа) Михаил Дмитриевич Прохоров и его коллега, хоть и миноритарный, но тоже владелец акций «Нетс», неистовый их болельщик рэпер Джей-Зи (в миру – Шон Кори Картер, один из самых влиятельных и состоятельных деятелей современного хип-хопа. – Прим. ред.). «The Blueprint for Greatness» (англ. «Проект великого будущего») – такая надпись красуется над их головами. И дело тут не только и даже не столько в том, что слоган вызывает ассоциации с суперпопулярным в США альбомом Джей-Зи «The Blueprint». Главная провокация в том, что большие парни возвышаются аккурат напротив «Мэдисон Сквер Гарден» – арены, где играют... заклятые друзья «Нетс» из «Нью-Йорк Никс»!
Чтобы оценить всю каверзность акта нового менеджмента «Джерси», надо хоть чуток знать историю клуба, базирующегося ныне в городишке Ньюарке. А началась она в 1967-м, когда промышленный магнат Артур Браун создал для АБА (Американская баскетбольная ассоциация. – Прим. ред.) команду «Нью-Йорк Фрейтерз». «Фрахтовщики» базировались на складе оружия 69-го полка в восточной части Манхэттена. Однако под давлением «Никс» были вынуждены покинуть место дислокации за месяц до начала регулярного чемпионата. Таким образом еще 43 года назад старший брат («Нью-Йорк» основан в 1946-м) недвусмысленно намекнул выскочкам, что двум командам на одном острове не ужиться.
Так прародители «Нетс» впервые переезжают в Нью-Джерси и начинают выступать в городке Тинике уже под названием «Американз». Однако уже в своем втором сезоне настырные «американцы» вновь перебираются в Нью-Йорк, раз и навсегда обретя свое нынешнее название. Которое, чтоб подчеркнуть свою «ньюйоркскость», они рифмуют с бейсбольным «Метс» и футбольным «Джетс».
До того как в 1976-м НБА поглотила АБА, «Нетс» успевают дважды стать чемпионами. Однако даже в таком солидном статусе в новой лиге «сеточникам» приходится пройти через унизительную процедуру оплаты «Никс» компенсации за «вторжение на их территорию». Те 4,8 миллиона долларов ставят команду на грань разорения, и уже на следующий год она вынуждена искать новое место жительства, которым во второй раз становится Нью-Джерси. С тех пор противостояние «Нетс» и «Никс», или попросту «гудзонское дерби», навсегда становится не чем иным, как кровопролитной войной полных взаимной ненависти противников. В которой, несмотря на две за последние десять лет победы в конференции, «Нетс» всегда котировались аутсайдерами.
И вот теперь худшая команда НБА, едва обретя нового весьма состоятельного владельца, начинает свою деятельность не с покупки, скажем, свободного агента Леброна Джеймса, а со шпильки в адрес ненавистных «Никс». Приоритеты ясны: типа поглядите, какие мы теперь крутые!
– Кто плакатик-то придумал? – интересуюсь у Бретта Йормарка, генерального директора «Нетс», человека, глаза которого так и пышут неподдельной увлеченностью «Проектом великого будущего».
– Не хотелось бы, чтоб это звучало нескромно, но идея биллборда принадлежит мне, – отвечает Бретт, а я силюсь разобрать: реально ли он сейчас сообщает мне новость, которая прошла мимо даже американской прессы, или просто прикрывает вышестоящих «креативщиков». – Я подумал: это ж блестящая возможность послать мощнейший мэсседж о грядущем лидерстве «Нетс», замешенном на лучших образцах бизнеса и индустрии развлечений. Ведь ясно, что под руководством Михаила «Нетс» прочно встают на чемпионский курс, и очень важно было заявить об этом не где-нибудь, а в самом центре Манхэттена.
– Лучшего способа насолить болельщикам и сотрудникам «Никс», пожалуй, нет.
– Ну вот и вы туда же. На самом деле все было проще. Мы попросили рекламное агентство подыскать нам место. Они предложили торец этого здания, потому что он на то время был свободен. Мы согласились, поскольку рядом находится «Пэнн Стейшн» – место пересадки фанатов, которые едут к нам на игры в «Пруденшл Центр» сейчас и будут ехать в «Барклайз Центр» в Бруклин начиная с 2012 года.
ВИД С 38-го ЭТАЖА
«Барклайз Центр» в Бруклине – это то, с чего начинался поход Прохорова в НБА.
– Наша группа («ОНЭКСИМ». – Прим. ред.) недавно получила предложение об участии в бизнес-проекте строительства новой арены в Бруклине и вхождении в состав акционеров баскетбольной команды «Нью-Джерси Нетс», которая через 2 года должна переехать в Бруклин и будет называться «Бруклин Нетс», – писал бизнесмен в своем блоге 22 сентября 2009 года. – Я направил акционерам «Нью-Джерси» встречное предложение: «ОНЭКСИМ» предоставит кредит на строительство новой арены в Бруклине под обеспечение существенной доли в проекте, плюс контрольный пакет команды «Нью-Джерси» переходит к группе за символическую цену.
Чтобы увидеть, как будет выглядеть новый дом «Нетс», надо подняться на 38-й этаж пафосного «Таймс билдинг» (историческое месторасположение редакции «Нью-Йорк Таймс». – Прим. ред.). Там ты оказываешься в помещении, разделенном на аскетично оформленный офис девелоперов «Барклайз Центра» и оригинальный музей истории Бруклина, в том числе спортивной. В этом, как его называют американцы, шоуруме меня с любезной улыбкой встречает Барри Баум, коренной бруклинец, вице-президент «Нетс» по коммуникациям в сфере бизнеса и развлечений.
– А ведь Вуди Аллен, между прочим, фанат «Никс»! – козыряю, указывая на ту часть стены, где повествуется о рождении в Бруклине в 1935 году знаменитого комика и режиссера.
– Пока фанат «Никс», – продолжает светиться улыбкой Барри, делая ударение на первом слове. Таким образом он с порога посвящает меня в новую стратегию клуба, для которого, видно, нет неподъемных задач.
– Пока даже поп-дива Бейонсе – супруга вашего единственного звездного болельщика, – теперь я показываю на громадное фото Джей-Зи, – болеет за «Хьюстон Рокетс»!
– Но мы верим, что в скором времени все изменится! – неунывающим тоном парирует господин Баум. – Как только команда переедет в Бруклин, все будет иначе. Вы же сами видите, в каком состоянии мы сейчас вынуждены существовать. Скажем, вы просили показать раздевалки команды и домашнюю арену, а мы этого сделать не можем – «Пруденшл Центр» нам не принадлежит и занят сейчас другими мероприятиями.
– Вы даже и магазин клубной атрибутики не могли мне показать!
– Вот именно – как можно показать то, чего нет?! Но в «Барклайз Центре» будет по-другому. Этот зал на 18 500 человек фактически будет нам принадлежать.
– Это обычная практика для НБА?
– Не совсем. Часто клубы лишь арендуют свои домашние площадки. Но очевидно, что иметь дворец в собственности намного выгоднее со всех точек зрения. Например, мы уже сейчас, за полтора года до сдачи объекта в эксплуатацию, можем продвигать и предлагать к продаже ложи. Вот как они будут выглядеть.
Тут Барри демонстрирует жемчужину своего офиса – проект ложи в натуральную величину. Здесь можно присесть в настоящее кресло, посмотреть настоящий телевизор, потрогать бутафорские фрукты и даже повертеть в руках громадную бутылку шампанского из папье-маше. Но самое феноменальное – бросив взгляд из своей потенциальной ложи, ты видишь голограмму всего баскетбольного зала – Бородинская панорама, не меньше!
– Как-то далековато площадка отсюда – табло еле видно, не то что игроков, – придираюсь я.
– Ну, во-первых, нельзя сказать, что тут все уж совсем в натуральную величину, – объясняет мистер Баум. – А во-вторых, мы же каждый раз показываем клиентам вид из конкретной ложи. Из этой, быть может, и далековато. А из этой, более дорогой, уже совсем другая картина, правда?
Барри нажимает на кнопку пульта, и картинка действительно меняется – мы видим бруклинскую арену в совершенно ином ракурсе. Не существующую пока в природе, напомню, бруклинскую арену.
– Во-о-он там она будет стоять, видите, – напоследок Баум сражает меня тем, что 38-й этаж «Таймс билдинг» выбран вовсе не случайно – с него открывается чудесный вид на Бруклин через Гудзон.
ГЕНДИР «НЕТС» БРЕТТ ЙОРМАРК: НАШЕ БУДУЩЕЕ – ИЗУМИТЕЛЬНО!
– Когда вы впервые услышали, что русский олигарх интересуется «Нетс»?
– Как и все – в прошлом году, – докладывает гендир «Нетс» Бретт Йормарк, работающий в клубе с января 2005-го.
– Какова была ваша первая реакция на это? Что вы вообще знали о нем тогда?
– Я изучил бэкграунд Михаила, и мне стало абсолютно ясно, что он – один из самых динамичных и успешных бизнесменов в мире, который может получить невероятную возможность раскрыться и в НБА. Большинство людей в Америке познакомились с ним с помощью телевизионной программы «60 минут», которая транслировалась на всю страну. После этого мы многое поняли о его характере, уме, чувстве юмора и твердом намерении сделать из «Нетс» победителей. Потом он провел еще несколько пресс-конференций и, считаю, полностью завоевал симпатии репортеров и фанатов.
– Часто вы теперь встречаетесь?
– Время от времени, по мере необходимости.
– Общаетесь через переводчика?
– Ну что вы! У Прохорова отличный английский, и мы не нуждаемся в переводчике.
– Каким вы нашли его в личном общении?
– Очень умным и... ироничным. Короче, мне ясно, что он не относится к себе с какой-то чрезмерной серьезностью, как некоторые другие люди его круга. Он сразу подтвердил мне свое желание сделать из «Нетс» команду-чемпиона. Чего мне еще могло быть надо?
– Что он поменял в «Нетс» в первую очередь?
– Он сделал фантастическое приобретение, когда нанял Ирину Павлову в качестве президента «Onexim Sports and Entertainment». Она – замечательное связующее звено между менеджментом «Нетс» и хозяевами команды. Кроме того, Михаил поставил Кристофа Шарлье из своего «ОНЭКСИМа» на должность председателя Совета директоров «Нетс».
– Про приобретения понятно. Но уволенных после прихода Прохорова, полагаю, было куда больше? Чьи головы полетели? Говорят, вы чуть ли не единственный, кто остался от прежней команды...
– Вообще-то мы по большому счету не теряли какого-то огромного количества сотрудников. Напротив, мы увеличили наш штат, наняв, скажем, новых ассистентов тренера, директора по баскетбольным операциям, статистиков, аналитиков.
– В общем, расширяетесь. А вот при прежнем хозяине, слышал, экономили сильно. Какая вообще была философия в команде до прихода Прохорова?
– Если говорить с точки зрения бизнеса, то, когда я пришел в «Нетс», моей главной философией было сделать самую общедоступную, понятную команду в НБА. И, думаю, мы достигли этой цели. Эта же стратегия продолжается и с Михаилом. «Нетс» очень долго были в тени «Никс», и мы серьезно работали над тем, чтобы расширить нашу фанатскую базу и стать командой целого региона, не только одного Нью-Джерси.
– «Нетс» – народная команда всего штата, в то время как «Никс» предназначена исключительно для элитарного Манхэттена? Одинокий народный рэпер Джей-Зи против болеющих за «Никс» Вуди Аллена, Джона Маккинроя, Вупи Голдберг, Спайка Ли, Дональда Трампа...
– И результаты такого подхода уже дают себя знать! Вы только представьте – за это лето мы уже показали лучший результат в своей истории по продажам сезонных абонементов! Хотя, как вы знаете, наши прошлогодние спортивные показатели вовсе не внушали болельщикам оптимизма. Но они верят новым хозяевам, верят, что с нами будет интересно. А теперь только представьте, какой бум начнется, когда мы в 2012-м переедем в Бруклин. В тот район Нью-Йорка, где на протяжении 50 лет не было серьезной профессиональной команды. Считаю, нас ждет изумительное будущее. Это будет одна из главных спортивных историй современности.
– То есть посещаемость вам создает сейчас одно лишь имя Прохорова?
– И его дела тоже. Все-таки у нас новый главный тернер – Эвери Джонсон, новый генеральный менеджер – Билли Кинг, солидные изменения в составе...
– Солидные? Это вы после того, как все ждали, что Джей-Зи договорится, чтобы его приятель Леброн Джеймс перешел на зарплату к Прохорову? Свободными агентами в это межсезонье были и Дуэйн Уэйд, и Крис Бош – всех суперзвезд вы упустили!
– И тем не менее у нас есть свои герои. На этот момент это центровой Брук Лопес и атакующий защитник Дэвин Харрис. Но мы также сделали важные усиления в составе, заполучив форварда Деррика Фэйворса, третьего номера драфта, атакующего защитника Джордана Фармара, игравшего важную роль в «Лейкерс», когда они завоевывали два своих последних титула. Отмечу также приобретение форварда Трэвиса Аутло и остроатакующего снайпера Энтони Морроу. С этими ребятами мы ждем реального игрового всплеска в наступающем сезоне.
– Ваши «товарищи» из «Никс» тоже не дремали и, например, составили вам острую конкуренцию в «русской» теме. Многие в России перед выбором, за кого болеть: за команду соотечественника-олигарха или же за клуб, где выступает русский парень Тимофей Мозгов? И выбор, я вам скажу, далеко не очевиден. Вы вообще как-то собираетесь капитализировать русскую тему?
– В Бруклине проживают 90 тысяч выходцев из вашей страны. Естественно, мы рассчитываем, что со временем все они станут частью семьи «Нетс». У нашего сайта, кстати, скоро появится версия на русском. Кроме прочего, есть договоренность, что мы будем продавать в России товары со своей символикой. К тому же совсем скоро – 10 октября – «Нетс» приедет в Москву, где примет участие в ряде баскетбольных мероприятий. А что касается сиюминутных трансферов, то мы не ставим себе задачу скупить всех сразу на корню. Мы строим команду вдумчиво, капитально, на долгие успешные времена.