Кто главный в шоу?
БАСКЕТБОЛ
ЗАЦЕПИЛО
Армейцы блестяще провели это турне. Но сейчас не об этом. А о пропасти, которая разделяет спорт в США и в России. Мы за результатом гонимся, деньгами швыряемся, с матом боремся. А надо лишь скопировать идеал. Но не можем. На ментальность все валим. Мол, народ там другой. Не в народе дело. Там продукт другой.
Минувшим летом клубы НБА развернули нешуточную битву кошельков за Леброна Джеймса. И не только потому, что он «талантище». Главное – он нужен болельщику. А для заокеанских спортивных функционеров БОЛЕЛЬЩИК – главное действующее лицо спортивного шоу.
Болельщик покупает абонементы, атрибутику любимого клуба, выпивает во время матчей сотни литров кока-колы и пива, съедает тонны хот-догов. Это благодаря ему текут в клубную казну доллары.
Задача клуба – заманить зрителя на матч. Для этого нужно продать ему отличное зрелище. Забота о болельщике – бизнес в чистом виде. Вкладывая миллионы в Леброна, победитель «тендера» знал, что вложение окупится.
…Накануне руководство «Кавальерс» пригласило ЦСКА на свою базу. Кажется, такой нет ни у одного баскетбольного клуба в мире. Свой шеф-повар, тренажерный зал, два тренировочных зала, комнаты отдыха и бассейн – стандартный набор. Но уникальность базы в другом – любое занятие игроков на тренажерах транслируется в прямом эфире в специализированный госпиталь. Врачи, консультирующие «Кавальерс» и находящиеся в нескольких десятках миль от команды, получают на мониторы и компьютеры в режиме онлайн все данные на каждого спортсмена. А где вы видели велотренажеры, установленные в воде?! Стоит, кстати, все это 22 миллиона долларов. Плюс 3 миллиона в год на содержание.
Это неподъемная сумма для наших ведущих клубов или нет?
Казалось бы, какое отношение имеет база к продукту, который доходит до зрителя? Имеет, потому что в этой большой машине по имени НБА все продумано до мелочей.
Все ее детали работают как единый механизм: идеальные раздевалки с бассейнами, джакузи с тренажерными залами и видеокомнатами, идеально спланированные перелеты внутри лиги, когда автобус с командой подкатывает к трапу и спортсменов лишь формально досматривают уже перед подъемом на борт (именно так летал в эти дни ЦСКА по территории Америки). А вершина айсберга – дворцы, в которые хочется приходить снова и снова, независимо от того, как играет твоя команда. Здесь вместо обыска на входе тебе улыбнутся и нальют пива. А, нечаянно задев кого-то, ты не услышишь трехэтажную тираду.
На баскетбол в США ходят дети и пенсионеры, инвалиды и бизнесмены. Убежден, что, пока мы не построим такие залы, благодаря которым поход на игру становится похожим на поход в современный кинотеатр, улучшений не будет.
Известный в прошлом литовский баскетболист, а ныне скаут «Хьюстона» Артурас Карнишовас, 20 лет работающий в США, дал определение структуре НБА: «Это машина, сметающая все на своем пути. Порой думаешь, что невозможно все до такой степени отладить».
Если мы продолжим битвы трансферов и амбиций с погоней за очками, забыв о болельщике, то скоро машина НБА поглотит и наше баскетбольное пространство.
…Может, и к лучшему?