Гендиректор «Нью-Джерси» Бретт Йормарк: Привлечь Шарапову для рекламы клуба? Отличная идея!
В Москву для деловых переговоров прилетел генеральный директор «Нью-Джерси Нетс» Бретт Йормарк – волшебник, умеющий все превращать в деньги, как о нем говорят в Америке. Именно он отвечает за финансовую составляющую клуба Михаила Прохорова. Как сделать баскетбол прибыльным? Возможно ли это в России? На эти и многие другие вопросы Йормарк ответил в эксклюзивном интервью «Советскому спорту».
Мы встретились в самом центре Москвы – в отеле «Ритц», что в минуте ходьбы от Красной площади. Бретт Йормарк немного опоздал – задержался на переговорах с потенциальными спонсорами и арендаторами будущей арены, которая откроется в сентябре следующего года.
Зайдя в конференц-зал на 9-м этаже отеля, Бретт первым делом спрашивает, где ему расположиться, чтобы было удобнее вести видеосъемку для нашего портала. Затем раскрывает рюкзак, достает две фирменные майки и бейсболку «Нью-Джерси» и аккуратно развешивает за стулом. Чтобы в кадр обязательно попали. Американский менталитет. Со сравнения и начинаем нашу беседу.
«МЫ ПРОДАЕМ ШОУ»
– Бретт, в нашей стране принято, что гендиректор в клубе занимается буквально всем: начиная от комплектования команды и заканчивая маркетингом. А что такое генеральный директор в НБА?
– В «Нетс» я отвечаю за бизнес-составляющую. Точнее за все процессы, связанные с коммерческой деятельностью клуба. За игровую составляющую: переговоры с игроками, подбор тренерского штаба, выбор баскетболистов на драфте и так далее – несет ответственность генеральный менеджер Билли Кинг. Но мы работаем с ним в очень тесном контакте, в одной связке. Ведь баскетбол и бизнес-процессы вокруг него – как братья-близнецы.
– Однажды вы сказали: «Продавать победы – самая плохая стратегия для клуба. Это категорически неверный подход! Мы продаем болельщикам хорошее настроение». Большинство ваших коллег в России, наоборот, уверены: будет результат – болельщик придет.
– Я не отрицаю, что победы способствуют росту привлекательности продукта. Но это лишь одно из слагаемых формулы успеха. Куда важнее для развития клуба создание программы, платформы, которая бы напрямую не зависела от результата команды. Мы же делаем акцент на развлечение, шоу во время игры, которое все время продаем нашим болельщикам. Да, есть и такие поклонники, которые приходят на стадион исключительно поболеть за «Нетс», насладиться игрой лучших баскетболистов мира. Но большинство все-таки хотят за два с половиной часа получить максимум удовольствия от того, что происходит за пределами площадки. Я не большой знаток российского профессионального баскетбола, не в курсе, как он функционирует внутри, но в любом случае необходимо больше внимания уделять работе за пределами площадки. В том числе и в этом разница между нашими лигами.
– Все без исключения клубы НБА предлагают своим болельщикам примерно одно и то же, а именно шикарную развлекательную программу. Почему в таком случае одни приносят прибыль, а другие убыточные?
– Никаких специальных секретов тут нет. Мы предлагаем нашему зрителю вполне традиционный набор: гостеприимство, умноженное на сервис и умноженное на всевозможные развлечения, которые он может получить. Все эти составляющие вкупе заставляют болельщика приходить на стадион и тратить деньги. Баскетбол для нас и для него – это больше чем просто игра. Что же касается прибыли, то наше преимущество в огромном опыте, в итоге дающем финансовый результат.
«БАСКЕТБОЛЬНЫЙ БИЗНЕС НАЧИНАЕТСЯ С ДВОРЦА»
– Вскоре «Нью-Джерси Нетс» переедет в Бруклин и будет называться «Бруклин Нетс». Что это даст в финансовом плане?
– У Бруклина есть преимущество перед Джерси – там живут 2,5 миллиона потенциальных болельщиков. Кроме того, там не было ни одной профессиональной спортивной команды с 1957года. Это очень важный момент, от которого мы отталкиваемся в нашей маркетинговой стратегии. «Бруклин Нетс» будет для этих людей родной, своей командой.
– В России ожидают скорую свадьбу нашей лучшей теннисистки Марии Шараповой и словенского игрока «Нетс» Саши Вуячича. Планируете ли использовать Шарапову в ваших маркетинговых программах?
– Мы пока не рассматривали этот вопрос, но идея отличная, обязательно над ней подумаем. Нам очень интересно все, что происходит вокруг «Нетс». За наш клуб болеют такие знаменитости, как Бейонсе (жена одного из совладельцев клуба, популярного музыканта Джей-Зи. – Прим. ред.), Ким Кардашян (невеста игрока «Нетс» Криса Хамфриса. – Прим. ред.) и многие другие. Посмотрим, что будет в будущем.
– Считается, что на сегодня баскетбольный клуб в России может отбить максимум 20–25 процентов от бюджета. Что нужно сделать, чтобы эту ситуацию изменить, и возможно ли это сделать в нашей стране?
– Повторюсь, я не знаком с экономикой в российском баскетболе. Но на примере «Нетс» могу сказать, что профессиональный спорт – это доходный бизнес. И мы сделаем все возможное, чтобы после переезда в Бруклин клуб стал еще более доходным проектом. На суперсовременной «Barclays Center arena» для нас откроется новый рынок с новыми возможностями. В частности, на порядок увеличится продажа сезонных абонементов. Мы уже запустили специальную предпродажную программу, и ее результаты превосходят все ожидания.
– Из ваших слов следует, что невозможно делать бизнес на спорте без собственной арены?
– Это будет очень сложно. Те, у кого есть свой стадион, являются единственными продавцами всего. Они сами могут создавать свои программы для спонсоров, для болельщиков. И речь идет не только о баскетболе. Ведь есть еще концерты и много других мероприятий. На новой арене в Бруклине уже сейчас запланировано порядка 200 мероприятий в год, не связанных с баскетболом! И для владельцев клуба это очень выгодно. Пока же в нашей ситуации, когда «Нетс» не является собственником нынешней домашней арены клуба – «Пруденшал-центр», делать бизнес гораздо сложнее.
«ЛОКАУТ – ЭТО ЧАСТЬ БИЗНЕСА»
– Если бы у вас были неограниченные ресурсы и вам бы предложили открыть любой спортивный проект в России, что бы вы сделали?
– Это отличный вопрос, но сначала мне нужно изучить ваш спортивный рынок.
– У «Нетс» сейчас грандиозные планы. Как может отразиться на них возможный локаут в НБА?
– Конечно, есть определенная озабоченность. Но все равно локаут – это часть бизнеса. Мы не обращаем внимания на подобного рода вещи и делаем свое дело: продаем людям наш продукт. Это был один из лучших плей-офф в истории, рейтинги Лиги пошли вверх. И как итог – возросли продажи и доходы клубов. И мы делаем все возможное, чтобы увеличить эти показатели и в следующем сезоне. В том числе и за счет предпродажи билетов (сейчас в продаже только VIP-места), поиска партнеров и спонсоров на новую арену в Бруклине. И я оцениваю текущие результаты как потрясающие. Мы уже подписали партнерские и спонсорские соглашения с рядом крупных компаний. И к открытию арены – 28 сентября 2012 года – в продаже не будет ни одного билета.
– В России только и говорят, что «Нью-Джерси Нетс» – это русский проект. Есть русский владелец, русская невеста игрока «Нетс», офис в Москве, но пока нет ни одного российского баскетболиста в составе. Какие шаги будут предприняты в ближайшее время, чтобы еще больше упрочить связь клуба с нашей страной?
– В первый год мы сделали много хороших вещей. Команда уже приезжала в Москву, были мастер-классы для студентов. Мы открыли русскую версию сайта «Нетс», провели в январе вечер русской культуры в США. И после переезда в Бруклин, надеюсь, нас примет с распростертыми объятиями большая русская диаспора. А это 90 тысяч человек. Не так, может, быстро, как бы этого хотелось, но мы продвигаемся в этом направлении. Возможно, в будущем проведем в России выставочную игру и откроем тренировочный лагерь. Неделю назад в Москве гостила наша группа поддержки. Главный тренер Эвери Джонсон собирается приехать к вам в сентябре. Мы продолжаем строить мост между Россией, «Нетс» и Бруклином.
– И все же стоит ли ждать появления в «Нетс» российского баскетболиста?
– Основная задача Билли Кинга – приглашать в «Нетс» действительно лучших игроков. Их не выбирают по национальному принципу.
«СПАСИБО ПРОХОРОВУ ЗА ЭТОТ ПРОЕКТ»
– Какие три основные задачи на ближайшие годы с точки зрения маркетинга?
– Самая главная задача – открытие арены в Бруклине 28 сентября следующего года. Вторая задача – создать там команду, которой можно было бы гордиться. И третье – мы должны понять, правильно ли движемся в выбранной нами стратегии и направлении развития. Это касается всего: команды, болельщиков, менеджмента и владельцев клуба.
– Большая ставка в «Нетс» делается на Дерона Уильямса. Какая сейчас ситуация с этим игроком: он уходит или остается?
– Дерон – хорошая находка Билли Кинга и наших владельцев и очень важный элемент в игре «Нетс». Его игра доставляет удовольствие людям, это один из лучших баскетболистов Лиги в своем амплуа. Уильямс – лицо нашего клуба и в маркетинговом плане. Он рад, что клуб переезжает в Бруклин, и хочет быть его частью. Дерон был на месте строительства стадиона, ему понравилась будущая арена. Убежден, что он останется с нами и в следующем сезоне.
– Что должно случиться, чтобы вы сказали: «Моя мечта сбылась»?
– Я это скажу на церемонии открытия арены в Бруклине. Команда может выиграть или проиграть, может попасть в плей-офф, а может – нет. И все это – и не только! – будет происходить на этом стадионе. Ведь речь идет не только о баскетболе, но и о концертах, выступлениях циркачей, других мероприятиях. Поэтому я разрываюсь между делами в «Нетс» и всеми событиями в «Барклайс-центре». Спасибо Михаилу Прохорову и другим акционерам «Нетс» за то, что превращают этот проект в реальность.
– В прошлом году вы прилетали в Москву на переговоры с российскими бизнесменами на предмет вовлечения их в проект «Барклайс-арены».
– Я приезжал еще и с целью изучить баскетбольный рынок в России, понять, как вообще бизнес-сообщество относится к баскетболу в стране. Кроме того, я провел много встреч с потенциальными спонсорами и инвесторами, которым мог быть интересен наш проект. Как результат – мы подписали партнерское соглашение с брендом «Столичная» – эта компания будет одним из основных партнеров «Барклайс-арены». «Аэрофлот» был главным партнером «Нетс» в прошлом году. И мы продолжаем переговоры с прицелом на следующий сезон как по клубу, так и по арене. В частности, достигнута предварительная договоренность с московским цирком, который заинтересован в том, чтобы выступить в этом дворце.
«КУЩЕНКО УВАЖАЮТ В НБА»
– На днях Сергей Кущенко отмечал юбилей, и Михаил Прохоров подарил ему место в Совете директоров «Нетс». Как вы отреагировали на эту новость?
– Я знаком с Сергеем, мы много раз встречались. Могу сказать, что его уважают как профессионала не только здесь, но и в НБА. Его все знают по работе с ЦСКА. Было бы здорово поработать с таким человеком. Это хорошая новость для нас.
– Вы слышали о политической партии «Правое дело», которую возглавил Михаил Прохоров?
– Все, что я знаю, я прочитал в прессе. Я не обсуждал с Михаилом эту тему.
– Если бы Прохоров попытался приобрести клуб не как бизнесмен, а как политическая фигура, эту сделку одобрили бы?
– Я не знаю. Но в США есть сенатор Херб Коль, который владеет клубом «Милуоки Бакс».
– Вы наверняка знаете о том, что в российском хоккее появилась новая лига – КХЛ. Может ли она стать реальным конкурентом НХЛ?
– Этот вопрос лучше всего адресовать моему брату-близнецу, который руководит клубом «Флорида Пантерс». Я не большой поклонник хоккея, но в Нью-Йорке три профессиональных клуба, и я хожу иногда на матчи.
– Что бы вы посоветовали нашим российским менеджерам?
– Не бойтесь идти по непроторенной дороге, старайтесь найти свой собственный путь. Экспериментируйте. И не отчаивайтесь, если у вас что-то не получится.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Бретт ЙОРМАРК
Родился 28 сентября 1966 года в Нью-Арке (США).
Свою карьеру начал в отделе продаж «Нью-Джерси Нетс» в конце 80-х, но прославился в спортивном мире на посту вице-президента компании NASCAR (Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей). При непосредственном участии Йормарка в 2003 году NASCAR подписала рекордный в истории американского спорта спонсорский контракт с Nextel Communications на сумму 750 миллионов долларов.
В «Нетс» Йормарк вернулся в 2005 году, но уже на должность генерального директора.
Трижды Бретт попадал в список 40 самых успешных менеджеров США до 40 лет.
Женат, двое детей.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
«BARCLAYS CENTER ARENA» СТАНЕТ САМОЙ ДОРОГОЙ В МИРЕ
«Barclays Center arena» располагается в районе Нью-Йорка Бруклин на площади более 200 тысяч квадратных метров и сможет вместить 18 тысяч человек во время баскетбольного матча и больше 19тысяч во время концерта.
По периметру арены расположены 104 VIP-ложи. Открытие стадиона намечено на 28 сентября 2012 года. Затраты на строительство – миллиард долларов, что делает ее самой дорогой ареной в мире. Для сравнения – новый суперсовременный футбольный стадион обойдется питерскому «Зениту» примерно в 22,5 млрд. рублей.
ЗНАЙ НАШИХ!
ДО ПРОХОРОВА РОССИЯНЕ ПОКУПАЛИ ТОЛЬКО ФУТБОЛЬНЫЕ КЛУБЫ
Как уже сообщал «Советский спорт», Михаил Прохоров – первый европеец, ставший владельцем клуба НБА. При этом в последнее время еще ряд крупных российских бизнесменов стали владельцами или совладельцами иностранных команд. Правда, все они футбольные.
Так, Роману Абрамовичу с 2003 года принадлежит английский «Челси». Хорватским клубом «Пула» владеет с 2009 года Михаил Щеглов. Совсем недавно команды приобрели Булат Чагаев (швейцарский «Ксамакс») и Юрий Кораблин (итальянская «Венеция»). А вот Алишеру Усманову пока не покорился лондонский «Арсенал» – бизнесмену принадлежат почти 30 процентов акций, но для контрольного пакета этого недостаточно.