«У нас душа красно-синяя!». Гостями «Советского спорта» стали чемпионы России – московские армейцы
СОБЫТИЕ ДНЯ. БАСКЕТБОЛ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Во вторник гостями редакции «Советского спорта» стали чемпионы России по баскетболу – президент ПБК ЦСКА Андрей Ватутин, главный тренер Йонас Казлаускас и центровой Дмитрий Соколов. Более полутора часов они отвечали на вопросы наших читателей и журналистов, приняли участие в шутливом конкурсе бросков.
Вчера мы опубликовали первую часть «Прямой линии». Сегодня – окончание.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА
вопросы читателей
ЙОНАС КАЗЛАУСКАС: В КИТАЕ ЗАБИЛ 78 ШТРАФНЫХ ПОДРЯД
Едва наши гости рассаживаются, звучит первый звонок.
– Меня зовут Татьяна, я из Москвы. Много лет болею за ЦСКА и хотела бы спросить Йонаса, почему он не выпускает на паркет Сергея Быкова.
Казлаускас: – Когда я пришел в команду, то довольно часто выпускал его. Но он не завоевал у меня доверия и не доказал, что лучше Холдена или кого-то другого.
– Вы как-нибудь будете провожать Холдена и Лэнгдона?
Ватутин: – Сейчас я хочу, чтобы ребята просто отдохнули. Но либо на Кубке Гомельского, либо на первых домашних матчах сезона мы обязательно устроим проводы тем, кто покинул клуб этим летом. Если помните, то ЦСКА всегда тепло чествовал своих игроков – Панова, Куделина, Карасева.
– А куда подевался Бобан Марьянович? – болельщица решила взять мини-интервью.
Ватутин: – Считаю, что вариант с его арендой в «Жальгирис» был хорош. Он стал чемпионом Литвы. Будем подыскивать для него другие варианты. Думаю, что Марьяновича не будет в нашем составе в следующем сезоне.
– Это Виктор из Татарстана. Расскажите, кто в ЦСКА лучше всех бросает штрафные броски и у кого самый высокий прыжок?
Ватутин: – Мы, к сожалению, не ведем подобную статистику. Наверное, поэтому Евролигу в этом году не выиграли. Но обещаем исправиться – летом наймем специального тренера по прыгучести и арифметике. А если без шуток, то, наверное, выше всех в нашей команде прыгают Швед и Гордон. А что касается штрафных, то перед финалом тренер уверял меня, что он в костюме и галстуке забьет 10 из 10. Но мы так и не смогли это проверить.
Казлаускас: – Последний раз меня так проверяли лет пять назад в Китае, где я работал главным тренером сборной. Собралась вся федерация. И я забил 78 штрафных подряд. Правда, был не при галстуке, а в майке и шортах. А вот перед Олимпиадой в Атланте был обратный случай. Я решил уже закончить тренировку и попросил Сабониса забросить десять штрафных подряд. Так мы всей командой ждали его 45 минут!
– Дмитрий, а вы как штрафные бьете?
Соколов: – Двумя руками, уже не так, как в прошлом, когда швырял штрафные одной. Уделяю этому куда больше внимания, чем раньше. Все-таки я центровой и на мне часто фолят в трехсекундной зоне. Нужно уметь бросать штрафные. Так что я начал работать над техникой.
– Я Платонов Владимир из Москвы. У меня вопрос к Андрею. Общаетесь ли вы с Евгением Гинером?
Ватутин: – Общаюсь. У нас хорошие личные отношения, он часто ходит на наши матчи. А в прошлом году я был на его 50-летнем юбилее.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА
вопросы журналистов
ВАТУТИН: ГОД НАЗАД ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВЫГОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
– Впечатление, что сезон для вас не заканчивался. Постоянные переговоры, подписание новых игроков. Удалось хотя бы отметить чемпионство?
Ватутин: – Удалось. И отметили мы очень хорошо. ЦСКА в девятый раз подряд стал чемпионом, но скажу так: эта победа самая желанная. Потому что была самой трудной. Впервые перед финалом мы не выглядели фаворитами. К тому же мы никогда раньше не начинали серию с поражения.
– Дмитрий, вам был удобен календарь, при котором пришлось играть до середины июня?
Соколов: – Неудобен однозначно. Знаю, что год назад, когда обсуждался вопрос календаря ПБЛ, наш клуб просил сделать двухкруговой турнир. Все понимали, что если сделать три, то у нас просто не останется времени на отдых. Чемпионат, Единая лига ВТБ, Евролига, а летом у многих ребят еще и вызов в сборную. Но большинство клубов не играет в еврокубках, и они попросили сделать три круга. Мол, им, наоборот, не хочется заканчивать сезон слишком рано.
– Силы на финал остались?
– Да, как раз из-за таких накладок пришлось играть матчи полуфинала и финала два дня подряд. После сезона тренер признался, что в серии с «Химками» он больше всего думал о том, как бы нас лучше восстановить к следующему матчу.
Казлаускас: – А в идеале должен думать над тем, как удивить соперника, – кивает литовец.
– Где ЦСКА планирует проводить матчи Евролиги в следующем сезоне?
– Регламент Евролиги позволяет нам еще год провести на старой арене. Что потом? Пока четкого ответа у меня нет. Есть вариант с Ходынкой. Но там нет баскетбольного паркета, света, звука. Все это мы должны привозить с собой. Но если мы платим большие деньги за аренду, то нам должны создавать идеальные условия. А то получится, как у мужчины с тревожным чемоданчиком. Расстался с женой, взял его и ушел к следующей. Это не уровень ЦСКА.
– А почему бы не построить на месте старой арены новую?
– В ближайшие годы об этом не стоит даже мечтать. Надо быть реалистами. У нас просто нет финансовых возможностей для строительства нового дворца.
– Есть еще и домашняя арена «Динамо» в Крылатском.
– У меня душа красно-синяя, и я не представляю, как ЦСКА будет играть на арене «Динамо».
– Дмитрий, у вас тоже душа красно-синяя? – вопрос Соколову.
– А как же! Я два года провел в таком легендарном клубе, но кажется, что играл здесь всегда. Может, это звучит высокопарно, но ЦСКА — это уже мой дом.
– Меня пока про душу не спрашивайте, – Казлаускас не дожидается, пока очередь дойдет него, и сам переходит в контратаку. – Согласен с Димой, что это легендарный клуб. А о цветах и душе давайте поговорим в следующем сезоне.
– Не планируете вновь отправиться в американское турне, сыграть с клубами НБА?
– Нет, у клубов НБА предсезонное расписание составлено на несколько лет вперед, и в этом году ЦСКА в их списке не значится. Прошлогоднее турне получилось очень полезным. Но теперь я хочу, чтобы не мы летали за океан, а клубы НБА приезжали к нам. Надеюсь, через годик-два так и произойдет.
– А сами в НБА не собираетесь?
(После долгой паузы.) Играть — точно нет! Хотя я амбициозный человек, но пока все мои амбиции связаны с ЦСКА. У меня лично было очень хорошее и комфортное предложение сменить место работы год назад. С точки зрения личной репутации и карьеры его стоило принимать. Но, даже предвидя очевидные будущие сложности с перестройкой команды, старением ветеранов, спадом уровня результатов и другие проблемы, я остался в клубе и не жалею. Я выбрал ЦСКА. Эта команда для меня больше чем работа, это часть моей жизни, моего сердца. Все команды переживают сложные периоды, просто после восьми «Финалов четырех» Евролиги подряд все привыкли к мысли, что ЦСКА не может проиграть.
В известном смысле мы еще относительно безболезненно пережили смену поколений. Мы откатились назад, но не упали. Никто не хочет анализировать очевидные процессы, всех интересует только результат. Любопытно, что «Панатинаикос» поздравил нас с победой в чемпионате страны еще месяц назад, прислав соответствующий факс. Пришлось выполнять волю чемпионов Евролиги. Сильный и побеждающий ЦСКА всем давно надоел, и в этом году наших недоброжелателей было как никогда много. Этот сезон отлично показал, на кого можно рассчитывать в трудную минуту, а кто был с тобой рядом лишь потому, что ты успешен и всех побеждал. Сезон был сложнейший не только для меня, для всех работников клуба. Мы находились под колоссальным давлением прессы и общественности, но выдержали и не сломались.
КАЗЛАУСКАС: ЛЕГКО СНЯТЬ ШЛЯПУ, ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕЕ НЕТ
– Как происходит подбор игроков в ЦСКА?
Ватутин: – Есть две модели работы менеджера и главного тренера. Первая – менеджер сам набирает игроков и уже под этот состав берет главного тренера. Я бы назвал такую модель американской, она востребована в НБА и в НХЛ. А есть другая модель – клуб нанимает тренера, дает ему полный карт-бланш на селекцию, потом требует результат. Мне модель номер два намного ближе.
Казлаускас: – Президент, я тебе напомню об этих словах, когда мы выйдем за дверь.
Ватутин: – Йонас у нас шутник. Но дело свое знает крепко. Придя в команду за 3,5 месяца до конца сезона, не приведя с собой ни одного игрока, он сделал ЦСКА чемпионом. При всем уважении к Вуйошевичу – Дуле не смог игроков объединить общей идеей. Казлаускас смог, за что и снимаю перед ним шляпу.
Казлаускас: – Легко снимать шляпу, когда ее у тебя нет, – Йонас поглядывает на короткую стрижку Ватутина.
Ватутин: – Зато у меня плавательная шапочка есть, ее перед тобой и сниму, – парирует президент.
– В НБА возможен локаут. Не собираетесь подписать Кириленко?
Ватутин: – С Андреем его переход в ЦСКА мы не обсуждали. По моим прогнозам, локаут за океаном будет коротким. Зачем брать человека на большой контракт, если через два месяца его позовут в НБА и ты останешься у разбитого корыта?
Казлаускас: – Это не путь большого клуба. В 1999-м, когда я работал в «Жальгирисе», тоже был локаут. С нами тренировался Сабонис. Но с ним проще – он ведь был совладельцем клуба. И вот мы летим в Белград на матч с «Партизаном». Там все билеты раскупили: хотят посмотреть на Арвидаса. И за день до игры локаут заканчивается. На площадку он не вышел. Вечером мы сыграли с Сабонисом в преферанс, а утром он улетел в США.
Ватутин: – Для преферанса можно было найти партнера и подешевле.
– Йонас, как вам первый сезон в России?
Казлаускас: – Я счастлив, что работаю в одной из лучших лиг Европы, наравне с испанской. Здесь шесть-семь команд борются за Еврокубки. Это очень классный показатель.
– Можете сравнить российское дерби ЦСКА – «Химки» и греческое «Олимпиакос» – «Панатинаикос»?
– В России дерби только на паркете, да простят меня болельщики. В Греции они вне дворца. Невозможно представить, чтобы хотя бы один фанат «Пао» зашел во дворец «Олимпиакоса». Его просто убьют. Более того, там в красной майке «Олимпиакоса» не принято ходить в район, где живут фанаты «Пао». Могут избить, оплевать. И, соответственно, наоборот.
Я не призываю российских зрителей так себя вести. Лучше, когда все решается на площадке, а не на трибунах.
В Греции вообще помешаны на баскетболе. В России две спортивные газеты, а там шестнадцать! Меня научили их читать. Эти пять, говорят, пишут про «Олимпиакос» и будут превозносить тебя до небес, эти пять – про «Панатинаикос» и каждый день будут мешать тебя с дерьмом. Остальные дают объективную оценку – их и покупай.
ВАТУТИН: КРАСНЕНКОВ НЕ ПРИШЕЛ ДАЖЕ НА ФИНАЛ
– Судя по последним публикациям в прессе, отношения между РФБ и ПБЛ далеки от идеала, – обращаемся к Ватутину.
– У нас есть трехлетний договор с Российской федерацией баскетбола. Да, в прошлом сезоне со стороны лиги были определенные нарушения. Точнее – два нарушения, которые я не могу назвать слишком серьезными. Но, если со стороны федерации есть лишь желание торпедировать договор, можно постоянно говорить о том, что лига его нарушает. Если же есть задача сотрудничать, надо говорить о других вещах – о том, что ПБЛ провела сильнейший чемпионат России в истории, и это однозначно пошло на пользу РФБ. Но об этом никто не говорит.
У Красненкова (президент РФБ. – Прим. ред.) в силу занятости есть такая манера: он общается со всеми через прессу. С баскетбольными клубами не встречается. В частности, мы его приглашали на совет лиги, который был в Нижнем Новгороде, но он не приехал. Если уважаемый Александр Викторович что-то хотел бы нам сказать или выступить на недавнем совете лиги в Москве, то мог бы поставить нас в известность, мы бы с радостью предоставили ему трибуну. Опять-таки в силу занятости он не посетил ни одного матча полуфинала и финала чемпионата ПБЛ. На моей памяти это первый финал, на котором отсутствовал президент федерации.
– В чем конкретно заключаются разногласия между ПБЛ и РФБ?
– Они носят методологический характер. Я считаю, что кесарю кесарево, а слесарю слесарево. Дело федерации – детский, массовый, юношеский баскетбол, сборные команды, популяризация вида спорта в целом. А то, как играть чемпионат, должны определять клубы, на основе договора с федерацией. Такая схема работает во всем мире и является эффективной. Но у Красненкова другое видение.
– Компромисс возможен?
– Возможен. Мы собираемся не допускать тех менеджерских ошибок, которые были сделаны в прошлом сезоне. Мы выкупили у федерации на три года права, чтобы проводить свой чемпионат. Заплатили хорошие деньги. Никаких секретов нет – это 33 миллиона рублей ежегодно. К примеру, испанская лига ACB платит своей федерации 350 тысяч евро – в два раза меньше.
Я понимаю желание забрать чемпионат под контроль федерации, потому что это контроль не только над клубами, но и над финансовыми ресурсами, возможность обложить их налогом. Если федерация пойдет на расторжение действующего договора, то клубы выработают стратегию действий исходя из новой ситуации. Мы готовы помогать РФБ во всех аспектах, в том числе и финансово, но в рамках существующего договора.
ОВЕРТАЙМ
«ДИМА, ЭТО ТЕБЕ ЕВРОПУ КРАСТЬ»
В прошедшем сезоне ЦСКА впервые за восемь лет не только не вышел в «Финал четырех» Евролиги, но даже не смог преодолеть групповой барьер. Сейчас армейцы строят новую команду. И, понятно, одна из главных целей – возвращение на европейский Олимп.
Поэтому от редакции «Советского спорта» – подарок со смыслом. Знаменитое полотно великого русского художника Валентина Серова «Похищение Европы».
– Обещаю: повешу у себя в кабинете, – искренне удивлен подарку Ватутин.
Фото на память. Пока президент с главным тренером думают, кому как лучше позировать с картиной, раздается реплика:
– Центрового забыли…
– Дима, ты что там стоишь? Иди сюда, – Казлаускас подзывает Соколова. – Это тебе Европу красть.
МЕЖДУСОБОЙЧИК
СЛЭМ-ДАНК ОТ ВАТУТИНА
Нас зацепила история Йонаса Казлаускаса про 78 точных бросков. Поэтому мы решили устроить небольшой конкурс. Задача: попасть в детское кольцо с расстояния двух метров маленьким мячиком, сидя на стуле.
Дмитрий Соколов наотрез отказался от дерби: «Я свое за сезон уже отбросал», — отшутился он. Поэтому отдувались президент и главный тренер.
После двух-трех попыток Андрей Ватутин решается пойти на хитрость: «Буду бросать из-под «юбки». Это когда бросают двумя руками снизу. Думает, так легче. Но…
– А мячи-то не накачанные, – пытается давить на жалость Ватутин.
– Конечно, не накачанные. Они ж пластмассовые, — наших журналистов не так-то просто сбить с толку.
Каждый сделал уже по десять попыток, но победителя все нет.
– У меня уже рука затекает, – жалуется Казлаускас.
Гордиев узел разрубает Ватутин. Поднявшись со стула, он подходит к кольцу, закрепленному на уровне его груди, и вонзает мяч сверху. В стиле лучших традиций НБА. Отличный слэм-данк, Андрей Владимирович!