Фанат Хоттабыч. «Советский спорт» познакомился с главным баскетбольным болельщиком Литвы – бородачом Томасом Балайшисом
БАСКЕТБОЛ. ЕВРО-2011
Его знает вся баскетбольная Литва. А учитывая здешнюю популярность баскетбола – почитай вся страна. Знакомьтесь – Томас Балайшис.
Когда мы попали на матч первого группового этапа Литва – Турция, то будто бы очутились в некоем сказочном королевстве зеленых человечков. От изумрудности трибун резало в глазах. Эта бурлящая зеленая субстанция в зале – не только часть грандиозного шоу, но и, как нам довелось убедиться, реальная сила. Турки с уверенностью разрывали хозяев на части до тех пор, пока на них не ополчился каждый член зеленого болельщицкого братства. И Литва воспрянула, встала с колен – и победила!
Выяснилось, что у воинства зеленых человечков есть свой вождь – Томас Балайшис по прозвищу Секла. Этот забавный бородач – реальный символ литовского баскетбола. Эдакий Сабонис среди фанатов.
«НАЧИНАЛ С ФУТБОЛА»
Однако, найти Томаса на трибунах после матча было затруднительно. Дело в том, что популярность и авторитет Секлы в фанатских рядах достигли такой отметки, что многие из них на его манер отпустили такие же феноменальные бороды. Но в конце концов мы находим правильного бородача – в майке с пятым номером.
– Почему на вас именно такой наряд? – приступаем к послематчевому экспресс-интервью.
– Защитник Степонас Бабраускас – мой любимый игрок сейчас.
– Значит, за «Летувос Ритас» болеете?
– Да, правильно. Мы же из Вильнюса.
– Как получилось, что вы начали болеть именно за баскетбол?
– Начал с футбола. За «Жальгирис» наш переживал. Еще в те времена, когда Литва была оккупирована и мы играли в чемпионате СССР, – словечко «оккупирована» здесь как лакмусовая бумажка, с головой выдающая политические настроения говорящего.
– Помним-помним ту замечательную команду 1987 года, взявшую бронзу…
– Так мы после первого круга вообще лидировали! Но вратарь Вацловас Юркус получил травму – и все. Тогда романтика была, знаете, юношеские годы. Был, как там в России говорят? Подростком, точно. Но повзрослел и вылечился от всего этого. А потом… Дело было в 2001 году. В Турции на чемпионате Европы сборная Литвы заняла только 12‑е место. И я решил: нужно поддержать сборную. Поехал в Швецию на чемпионат Европы-2003, где мы выиграли! С тех пор и мотаюсь по свету с командой. Ни одного мало-мальски серьезного матча не пропустил!
– А чем вы занимаетесь в обычной жизни?
– Вообще у нас абсолютно разношерстная публика. От развозчиков пиццы до директоров крупных компаний. Лично у меня семейный бизнес. Продаем электрическое оборудование.
«НИ РАЗУ В ЖИЗНИ НЕ БРИЛСЯ»
– Ваша фишка – борода. Давно стали отращивать?
– 21 год уже ей.
– А вам-то самому сколько?
– 39.
– Хм, вы вообще брились когда-нибудь?
– Никогда!
– Почему?
– А не люблю.
– Секла! Секла! Секла! – коллеги нашего героя по фан-сектору решили привлечь наше внимание во время разговора.
– Любят вас здесь. Но почему кличку такую дали? Ведь Секла по-литовски – семя, как мы понимаем.
– О-о, это длинная история, – почему-то мигом смущается Томас. – Времени сейчас абсолютно нет ее рассказывать. Уже двенадцатый час ночи, а мне еще в Вильнюс ехать, меня там маленький ребенок ждет.
– Какой матч больше всего застрял в памяти?
– Финал Евробаскета 2003 года, когда мы проучили испанцев.
– Что думаете о шансах сборной Литвы на Евробаскете?
– А что тут думать?! Золото – и все.
– А о России?
– Команда в очень хорошей форме. Но не слишком ли рано вы ее набрали? Думаю, что могли не рассчитать. Впрочем, вашему тренеру Блатту виднее, ведь даже тренер Литвы – Кемзура – лишь его ученик.
– Какая ваша самая любимая кричалка?
– Ле-ту-ва! Ле-ту-ва!
На этой патриотичной ноте, подхваченной всем сектором, можно было бы и отпустить Секлу, но после нас его взяла в тиски съемочная группа BBC. Томас стал весьма популярным персонажем на западном ТВ после 2007 года, когда стал во время чемпионата Европы жертвой испанских полицейских. Им не внушило доверия слишком длинное пластиковое древко, на котором литовские фанаты перед игрой со словенцами разместили государственный флаг. В итоге полотнище зачем-то стали резать на куски. Секла не стерпел и повел свое зеленое войско на полицаев. Флаг отстояли, Томас и один полицейский получили увечья. Стража порядка отправили в больницу, а Секлу – в тюрьму.
– Но все хорошо, что хорошо кончается – так говорят у вас в России? – с трудом подбирает слова Аудра, супруга Томаса, с которой мы разговорились тут же, на трибуне. – В ситуации разобрались, скандал замят. Но к Испании у нас теперь, конечно, особое отношение.
– Давно вы женаты?
– Три года. Ребенку – полтора. Он сейчас с моей мамой, но нам все равно надо спешить к нему.
– Расскажите романтическую историю о том, как баскетбол вас познакомил, – упрашиваем Аудру.
– Такого не было! – смеясь, отмахивается женщина. – Но наша реальная история не менее забавна: мы учились в одной школе и знаем друг друга уже 16 лет.
– Трудно быть женой самого известного фаната Литвы?
– Это счастье, ребята, ведь он тоже болеет за «Летувос Ритас»! За фаната каунасского «Жальгириса» я бы никогда не вышла!
Все-таки так затейливо, как в Литве, баскетбол не любят ни в одной стране мира.