Иван Едешко: «Сабонис, Кириленко, Беловы и я»
Иван Едешко посмотрел матч «Триумф» – «Химки», наградил главного героя встречи Евгения Воронова и назвал лучшую пятерку ХХ века.
КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
С первых секунд матча стало понятно, что разойтись по-товарищески у команд не получится. Слишком много людей весом под центнер было на такой маленькой баскетбольной площадке. И хотя «Химки» уже гарантировали себе первое место в турнирной таблице, а «Триумф» – третью строчку, но Ракович с Лончаром сцепились уже на стартовом спорном. Игрок «Триумфа» начал с нарушением, но тут же реабилитировался. Забрал мяч под своим кольцом, под чужим, а потом Лончар отлетел от люберецкого «полтинника», как теннисный мяч от кирпичной стены. Хозяева открыли счет.
Подмосковное дерби органично пересекалось и с другой интригой в этом матче. «Химки», которые год назад пугали болельщиков слухами о сокращении бюджета и возможном распаде, подошли к встрече с 16‑матчевой беспроигрышной серией. Ирония в том, что команду Куртинайтиса могли объединить как раз с «Триумфом». Не объединили, но урезали бюджет почти в два раза. Как ни странно, но результаты команды не только не ухудшились, а даже улучшились: 16 побед подряд в Лиге ВТБ тому порукой.
На площадке тесно настолько, что Хиггинс сталкивается под своим кольцом с Вороновым – у седьмого номера хозяев расходится надбровная дуга, на паркете кровь. Кори уходит в раздевалку до конца матча, а Воронов (забегая вперед) станет лучшим игроком в своем составе.
С трибун отчаянно критикуют судей, почему-то советуют Кулагину не бросать трешки и считают, что игроки гостей падают от каждого тычка. «Химки» имитируют равную игру, но когда первые 10 минут проходят, на табло вдруг загорается 14:20.
«НРАВИТСЯ ХЛАДНОКРОВНЫЙ ФИНН»
Во второй четверти «Химки» набирают четыре очка за пять минут, теряют лидерство и находят Римаса Куртинайтиса недовольным возле своей скамейки. Что он говорит, неизвестно, но после большого перерыва гости начинают отрываться, как самолет от взлетно-посадочной полосы. Быстро и безвозвратно.
Со стороны за этим наблюдает один из лучших отечественных баскетболистов Иван Едешко. Это он выиграл Олимпиаду и помог Александру Белову забросить самый важный мяч в истории нашего баскетбола.
– Что интересного увидели сегодня? – спрашиваю по ходу третьей четверти у легендарного Едешко.
– Если честно, в матчах, когда командам ничего не нужно, я привык видеть, как тренеры решают какую-то конкретную задачу, работают над определенной проблемой. А тут я вижу, что оба просто стараются поддержать команды в тонусе.
– За нашими спинами прямо сейчас кричат: «Судья, возьми лучше свирель» – вы тоже так считаете?
– Во-первых, я считаю, что в баскетболе не судьи, а рефери. Разница в чем: судья – это тот, кто работает исключительно по букве закона и выносит решения только по букве закона. Рефери должен сделать спектакль, причем так, чтобы он устроил каждого тренера. Рефери 25 процентов решений принимает интуитивно. Я больше скажу: если в Штатах Майкл Джордан в напряженном матче перехватил бы мяч, зашел под кольцо и забросил, сделав пробежку, ни один рефери этой пробежки бы не заметил. Потому что он должен давать зрителю спектакль. А у нас бывает: «О, Кириленко! Сейчас я тебя опущу с небес на землю».
– Кто вас впечатлил у «Химок»?
– Мне у них нравится этот хладнокровный финн. Вот смотрите, сейчас опять забил.
Представитель не самой баскетбольной нации Петтери Копонен набирает еще два очка, и в матче все становится ясно.
– Президент дебютанта лиги «Красного Октября» Дмитрий Герасименко назвал вас одним из кумиров. Сделаете реверанс в его сторону?
– А вас удивляет, что он меня назвал? Думаете, он не прав? Давайте назовем пять лучших игроков ХХ века, возьмем Советский Союз и Россию. Центровой – Арвидас Сабонис, четвертый номер – Александр Белов, третий – Кириленко, второй номер – Сергей Белов, а первый – ваш покорный слуга.
После этого Иван Иванович откланялся и отправился вручать приз лучшему игроку матча Евгению Воронову. Тот набрал 12 очков, получил гематому и увидел, как его команда проигрывает с разницей в 22 очка.