Сергей Моня: В НБА все честнее. Но каждый сам за себя…
Сергей – не из болтливых. Каждое интервью он разыгрывает, как баскетбольный матч. Четкие движения, схемы, ничего личного. Капитан сборной России был внимателен и в разговоре с нашим корреспондентом. И все же иногда он раскрывался...
О РЕЖИМЕ
– У спортсменов жесткий режим: утренняя тренировка, послеобеденный сон, вечерняя тренировка, минимум две игры в неделю. Не посещает иногда предательская мысль: жизнь-то проходит?
– Таких мыслей точно нет, – категоричен Сергей. – Иногда нападет хандра, особенно когда уже половина сезона позади. Приходишь на тренировку, и желание работать, так скажем, тебя не переполняет. Но потом входишь во вкус, появляется адреналин, а уж когда двухсторонка – всю хандру как рукой снимает.
– Если две тренировки – послеобеденный сон обязателен?
– Ну, во-первых, далеко не всегда по две тренировки в день, но если две – да, сплю в обед. Надо силы восстанавливать.
– Что для вас лучший отдых?
– Принять горизонтальное положение. Вечером сил уже больше ни на что не остается.
– Есть рецепт – как приходить в себя после поражений?
– Прихожу домой – девчонки бегут навстречу: «Папа пришел!». Старшая Милана, ей семь лет, разные смешные вопросы задает, младшая, София, ей скоро пять, обнимет. После такого сразу все отпускает. Терапия такая, семейная.
О ТЕЛЕ МОЗГОВА
– Как отнеслись к вам в первый сезон в НБА – запугивали, поддушивали?
– Совершенно нормально встретили, никаких запугиваний. Наоборот, подсказывали, помогали на тренировках. Но и дружбы особой не было. Да и между американцами я не заметил какой-то дружбы. Отработали, наушники на голову, по машинам – и в разные стороны. Там каждый на своей волне.
– Где более грязный баскетбол – в НБА или в Европе?
– На мой взгляд, в НБА более честный, более мужской. В Европе много игроков, которые любят апеллировать к судьям, при малейшем контакте кричать, что на них фолят. Например, Наварро такой. Баскетбол – мужской, контактный вид спорта. И судьи должны давать побороться. Чего в Европе часто арбитры не делают. Посмотрите, какие зарубы в НБА! И без ненужных свистков обходится. Вот такой баскетбол мне по душе.
– Какие компоненты должны совпасть, чтобы заиграть в НБА?
– Ну, во-первых, мастерство.
– Это понятно…
– Свой тренер, своя команда, партнеры… Чтоб здоровье не подвело, ну и без удачи, конечно, никак.
– У Мозгова только сейчас совпали?
– Тимофей получал мало игрового времени. И тут, как говорится, не было бы счастья… Центровой в «Денвере» сломался. Тиму дали шанс, и он его использовал. Но это все следствие той тяжелой и большой работы, которую он проделал летом. Из-за этого даже играть за сборную отказался, за что его сильно критиковали. А никакая работа даром не проходит.
Да и природа Тимофея одарила щедро. Его тело создано для НБА. Тима при своих габаритах очень подвижный, с отличной координацией, прыгучий. Успевает бегать туда-сюда, а это и есть стиль НБА.
О КРИТИКЕ
– «Когда плохо играем – так и пишите, но зачем переходить на личности: один зарабатывает деньги незаслуженно, другой не готов носить майку сборной России и так далее.» – вы это сказали во время ЧМ-2011. Сейчас так же бы ответили?
– Да, все правильно. Мы тогда еще ничего не проиграли, а нас уже с грязью смешали. Вот ребята и решили прекратить общение с журналистами. Я на правах капитана вышел к журналистам и объявил им о бойкоте. Но бойкот длился всего один день…
– «Мне, например, все равно. Я никогда не читаю эти комментарии. Редко захожу на сайты». Это тоже ваши слова.
– И тут ничего не изменилось. Захожу в Интернет, чтобы новости посмотреть, интервью небольшие, а комментарии мне неинтересны. У меня есть тренер, партнеры, они все подскажут. И потом, я уже и сам не начинающий юниор, знаю, что и как мне делать на площадке.
– Может, вам уже и тренер не нужен?
– Ну как без тренера? Нужен, обязательно. Кто-то должен подгонять игроков, мотивировать, подстегивать, ругать, если надо, чтоб выкладывались. Если установится атмосфера благодушия, все – результата не будет.
– Ваш нынешний тренер Римас Куртинайтис как раз любит покричать и даже с тренировки выгнать…
– Римас сам был великим игроком, а человек он эмоциональный, хочет, чтобы у нас все получалось. Он и сам выходит и показывает, как надо.
– Вас Римас с тренировок выгонял?
– Такого не было, прикрикнет, бывает. Это нормально. А раньше – в «Динамо», ЦСКА выгоняли, и не раз. На тренировках страсти порой через край. Важно потом, когда эмоции схлынут, поговорить с тренером, если надо, извиниться и работать дальше.
О МАШИНАХ
– О какой машине мечтали в юности?
– В нашей семье не было машины, поэтому хотелось просто колеса, о марке даже не думал. И когда начал зарабатывать, купил 3‑летнюю 99‑ю «Ладу». Радости было! Свой транспорт в семье. В багажнике возил с дачи картошку. До этого на общественном транспорте с родителями мучились с тяжелыми сумками.
– Сейчас как родители на дачу добираются?
– Мама три года назад на права сдала, купил ей компактную «Судзуки» – и в городе удобно, и бензина мало ест. Папа равнодушен к автомобилям, мама его возит. Они теперь в основном за городом живут.
– 99‑ю на что поменяли?
– Я на ней еще год в Москве отъездил, когда в ЦСКА перешел, потом в Саратове продал. Дарюс Сонгайла уехал, я попросил у Сергея Валентиновича Кущенко «БМВ», семерку, на которой Сонгайла ездил. Был счастлив. На ней год отъездил, а потом купил «БМВ Х5».
Сейчас у меня «Рендж Ровер», в 2007‑м его купил, семь лет уже езжу и доволен. Я не из тех, кто помешан на машинах, следит за новыми моделями. Жена? У нее «Мерседес» ML. Чтоб было, куда коляски детские положить, велосипеды. Да, еще была у меня «Ауди 6» – подарок за Олимпиаду. Продал, но я знаю, где она и что с ней.
О ДРУЗЬЯХ
– Кто ваши друзья?
– Знакомых много, друзей тоже достаточно. Почти все они из мира баскетбола: Витя Хряпа, Виталик Фридзон, Леха Зозулин. Прошлым летом отдыхали в Черногории с семьями Леши Саврасенко и Феди Лихолитова. Большой дом сняли. У нас двое детей, у них – тоже по двое. И что интересно, все девочки. Представляете, шесть девочек собрались в одном доме – весело было.
– Вы не назвали среди друзей одного популярного волейболиста…
– Вы про Леху Спиридонова? Летом случайно познакомились, теперь общаемся.
– Видели его фото из раздевалки после победы на чемпионате Европы, когда он кубком причинное место прикрыл?
– Видел, в Интернете оно популярностью пользовалось. Такая победа, эмоции… Решился бы я на такое? Если б золото Олимпиады выиграли, все могло быть…
О ДЕТСТВЕ
– Кто ваши родители?
- Папа работал на авиационном заводе, мама – в кинотеатре. Обычная семья, обычная двухкомнатная квартира на окраине Саратова, обычная школа. Как видите, ничего выдающегося. Ну разве еще дача. Все-таки дачи не у всех были. Баскетболом начал заниматься в 13 лет. А так был очень активным ребенком, не мог сидеть на месте, постоянно пропадал во дворе: летом – футбол, зимой – хоккей. Играли, правда, не шайбой, а теннисным мячиком – от шайбы больно, если по ноге попадет. И так – до ночи. Мама домой не могла дозваться.
– Владимира Родионова (хозяина БК «Автодор». – Прим. ред.) можете назвать вторым отцом?
– Думаю, да. Владимир Евстафьевич сыграл большую роль в моей жизни, в жизни Вити Хряпы. Он нам доверял и постоянно давал шанс. Даже если что-то не получалось, если ошибались, он все равно выпускал на площадку нас, совсем пацанов. И это самое главное. Другой бы на лавке сгнобил.
И, конечно, одно из главных воспоминаний детства – противостояние ЦСКА и «Автодора» в середине 90‑х. В Саратове царил невиданный ажиотаж, главнее события в жизни города в дни суперфиналов не было.
СБОРНАЯ НАЧИНАЕТ
Вчера сборная России начала подготовку к отборочным матчам Евробаскета-2015. Соперниками нашей команды по группе G будут сборные Италии и Швейцарии.
В финальную часть выходят победители групп и 5 лучших вторых команд из шести групп. Первый матч россияне проведут 10 августа во Фрайбурге со швейцарцами, а завершат отборочную кампанию 24 августа игрой в Кальяри с итальянцами. Сергей Моня, увы, пропустит весь отборочный цикл – он восстанавливается после пневмонии.