«Зачем ставите Сабониса? Он играть не умеет»

Сегодня исполняется 50 лет великому центровому, лучшему спортсмену ХХ века Литвы Арвидасу Сабонису.
news

Сегодня исполняется 50 лет великому центровому, лучшему спортсмену ХХ века Литвы Арвидасу Сабонису. В интервью Sovsport.ru патриарх советского и литовского баскетбола Владас Гарастас вспомнил, как Сабонис появился в «Жальгирисе».

«Сабониса нам послал Бог. Такие игроки раз в столетие рождаются»

-- Как Сабонис появился в команде?

-- У нас была беда с высокими: Чивилис – 207 и Лауритенас – 205. Остальные – ниже двух метров. Что делать? Тут Модя Паулаускас, он тогда юношескую сборную СССР тренировал, говорит: «У меня паренек есть - Сабонис. Правда, ему всего 16 лет, но голова светлая». Это было осенью 1981 года.

Честно говоря, Сабас мне вначале не очень приглянулся: худенький такой, рост его тогда был 209 см. Но я его сразу поставил в стартовую пятерку. В этом был риск. Но надо было думать о перспективе. Во многих командах как было: смена поколений, много молодежи влилось, результаты -- вниз. Я вам скажу: это значит, тренер плохо работает. В «Жальгирисе» такого никогда не было. 

-- Но как же Сабасу с мужиками-то тягаться в 16 лет?

- А что было делать? На скамейке игрок не прогрессирует. Непросто ему приходилось на первых порах. Элементарно силенок не хватало, а там - Ткаченко, другие мощные центры. Первый тур чемпионата 1981 года проходил в Москве, мы проиграли четыре матча из пяти. Арвидас по семь-восемь ошибок допускал за матч. Пришли ко мне в гостиничный номер ветераны жаловаться: «Зачем вы пацана-неумеху ставите? Научится играть - тогда ставьте». Я на тренировке построил команду и сказал: «Когда вы станете тренером, будете делать, что считаете нужным, А пока я здесь решаю, кому играть».

Вернулись мы в Каунас, меня в спорткомитет вызывают. И началось: «Товарищ Гарастас, в вашей работе много недочетов, например, с составом ошибаетесь, ставите не тех игроков. У команды нет результата. Мы отстраняем вас от руководства».

Спас меня капитан, Арлаускас. Сказал, что в команде все нормально, работаем мы много, результаты скоро будут. И, как ни странно, его послушались.

А через год Гомельский взял 17-летнего Сабониса на взрослый чемпионат мира в Колумбию, он там отлично сыграл. И те же люди, которые меня упрекали, зачем я ставлю этого пацана, говорили: «Хорошо Гарастасу – у него Сабонис есть».

Сабониса нам послал Бог. Такие игроки раз в столетие рождаются. Трудно сказать, когда второй такой появится в Литве.

Как Куртинайтис не стал лейтенантом

-- Отдельная история была с Куртинайтисом. Его выгнали из института по доносу одного чиновника и забрали в армию. Хомичюс мне рассказывал, что на сборах в Клайпеде Куртинайтис, игравший за команду первой лиги рижский СКА, забил «Жальгирису» в контрольном матче больше 30 очков. А тогда еще 3-очковой зоны не было. И группа игроков обратилась к вам: «Надо возвращать Римаса?»

-- Обратилась… А что можно было сделать? Его Гомельский заметил и в ЦСКА забрал. Надо было его вернуть хотя бы после двух лет службы. А это тоже было непросто. Мы встретились на свадьбе Хомичюса. Я говорю: «Римас, у тебя заканчивается срок службы, мы тебя очень ждем. Возвращайся домой, в «Жальгирис».

-- Мог не вернуться?

-- Да его Сергей Белов обхаживал: мол, оставайся в Москве, лейтенанта дадим, квартиру. Но в 83-м, в первом суперфинале против ЦСКА, Римас играл за «Жальгирис». Да что там Куртинайтис, в ЦСКА уже спали и видели Сабониса у себя! А вы знаете, как мы его от армии спасли?

- Как же?

- Тогда в армию не брали из медицинского и сельскохозяйственного институтов. Когда Арвидас заканчивал выпускной класс, мы договорились с директором школы, чтоб Сабонис сдал выпускные экзамены на месяц раньше – в мае. Затем через министра образования Литвы обратились к ректору сельхозакадемии в Каунасе, чтобы разрешили Сабонису экстерном сдать вступительные экзамены. «Ну что ж, из-за одного такого студента сельское хозяйство в Литве не развалится», -- сказал ректор. В общем, когда призывная компания началась, Арвидас уже был студентом. Вот так мы от ЦСКА его уберегли.

Из напечатанного!
«У вас теперь есть центровой. Мне здесь делать нечего»

«Арунас Лауритенас – основной центровой «Жальгириса» в течение нескольких лет. И, видимо, долго им еще оставался бы, не появись осенью 1981 года в команде Сабонис. После первой же тренировки, в которой участвовал Сабонис, Арунас сказал:

- Мне здесь больше делать нечего, - и тихо ушел не только из «Жальгириса», но и из баскетбола вообще».

… В марте 1982 года «Жальгирис» в Каунасе победил баскетбольных титанов – московский ЦСКА (84:70). Это казалось невозможным. Как можно было обыграть армейцев? Та игра стала бенефисом 17-летнего Сабониса. Он внес огромный вклад в победу, набрав 27 очков.

Отрывок из книги Вальдемараса Хомичюса «Капитан великой команды»

Триумфаторы Сеула

 «На Сабонисе «нафолился» сначала Дивац, потом Раджа, потом Вранкович»

Один из главных триумфов Сабониса - Олимпиада в Сеуле в 1988 году, куда он приехал, будучи год вообще без баскетбола.

В Сеул Сабонис не должен был ехать. Ни при каких обстоятельствах. Но он там оказался – благодаря Александру Яковлевичу Гомельскому и своей твердой воле. Без него не было бы этой великой победы. Это очевидно. 

«Все равно я поеду в Сеул»

«К Олимпиаде-88 в Сеуле мы готовились очень серьезно. На предварительном этапе Гомельский пригласил в сборную 30 лучших баскетболистов со всей страны. И сказал: его задача – отобрать 12 самых лучших из них, с которыми будет можно выиграть Олимпиаду, а моя – сохранить им здоровье. Вы знаете, что проблем во время этой подготовки хватало. С одним Сабонисом пришлось повозиться будь здоров. Многие сильно сомневались, что после двух подряд серьезнейших разрывов ахиллов, он сможет играть. Первый раз это произошло в 1987 году во время подготовки к чемпионату Европы в Афинах. На тренировочном сборе в Новогорске Сабо в тот день слабо размялся и во время игры неудачно бросился за мячом. Через секунду раздался резкий щелчок, и он, с криком, корчась от боли, оказался на полу. Я подскочил, ощупал ногу, на месте ахилла была пустота. Его отвезли сначала в ЦИТО, а потом переправили домой, в Литву, где микрохирурги сделали ему операцию. А когда нога стала понемногу восстанавливаться, он оступился на лестнице и получил еще один разрыв. Пришлось оперировать повторно. То, что он пропустил чемпионат Европы, это было еще полбеды, он мог пропустить и Олимпийские игры в Сеуле. Литовцы не хотели, чтобы Гомельский подвергал Сабониса риску. И всячески препятствовали его привлечению в сборную. Но Арвидас очень хотел поехать и стал упрашивать Александра Яковлевича взять его хотя бы туристом.

«Поднимайся и иди к кольцу», — сказал Гомельский и бросил Сабонису мяч. Тот попал один раз, второй, третий… «Все, достаточно, ты с нами едешь. И едешь не туристом, а играть», — сказал он.

— Но это ведь было еще не окончательное решение?

— Да, потом еще долго литовские функционеры всех уровней и врачи старались всячески помешать принятию такого решения. Целая делегация приехала к руководителю Госкомспорта в Москву. На этот разговор пригласили Гомельского и Сабониса. Арвидас выслушал все «за» и «против», а потом встал и сказал: «Все равно я поеду в Сеул».

— Как же вам за короткое время удалось его подлечить?

— Об этом можно долго рассказывать. О Сабонисе вообще можно неделю без остановки говорить, насколько это уникальная и интересная личность. Он ведь уже к тому времени был задрафтован «Портлендом» и привез из очередной поездки в клуб совершенно новую методику лечения травмированной ноги. Я о ней немного слышал. Но надо было не только слышать, но и действовать, как можно скорее приступать к разработке ахилла. И не только ахилла, но и всего голеностопа. Для этого требовался так называемый капиллярный массаж, чтобы избежать лимфатического и венозного застоя. Методика восстановления была основана на разнице температур. Говоря другими словами, сначала ногу распаривали в горячей воде, а затем остужали в холодной со льдом. И так по четыре-пять процедур каждый день. Ощущения не из приятных. Иногда голос Сабо слышала вся округа. Он корчился от боли, приговаривая: «Терпи, парень, терпи!

«Пацаны, мы их обязательно порвем!»

Самой важной игрой тогда был не финал, а полуфинал. Когда мы ехали в автобусе на игру, чувствовалось какое-то напряжение. И чтобы хоть как-то разрядить обстановку, я подошел сначала к Сабо и спросил, какие у нас шансы. «Почти никаких», — ответил он. Все отрицательно мотали головой. Настала очередь Гомельского ответить на мой провокационный вопрос. Александр Яковлевич взял микрофон у водителя и громко на весь автобус прокричал: «Пацаны, мы их обязательно порвем». И это был человек, который до пяти утра не спал. Приходил ко мне, подкреплялся чайком, попутно спрашивая, как зовут маму или папу того или иного игрока, вспоминая какие-то важные моменты в жизни каждого из них. Он хорошо знал, что в целом американцы сильнее. Они 16 лет готовились, чтобы взять реванш за поражение в Мюнхене. За три секунды от Ивана Едешко до победного броска Александра Белова. Залез в душу каждого баскетболиста. Нашел в ней самые больные и важные места и всех зажег до единого верой в победу. За Родину, за Сталина за весь советский народ! Поднял пульс до 150 ударов в минуту в спокойном состоянии. И все пошли драться за каждый мяч, за каждый сантиметр площадки. И хваленые, уверенные в себе американцы дрогнули – они ведь не машины, а люди. И ничего не смогли уже сделать с нами».

Отрывок из интервью доктора сборной СССР Василия Авраменко «Московскому комсомольцу».

Американцы в тисках

 «Сборная СССР против сборной США в течение 36 минут разбивала прессинг на три четверти поля через Сабониса. К этому моменту Сабас разыгрался. Во всяком случае, он перестал жаловаться на боль в ахилле и вышел на площадку в стартовом составе. Сабас держал Дэвида Робинсона… В общем и целом тренер сборной США разобрался в тактике нашей команды, только когда до конца матча оставалось четыре минуты и сборная СССР вела уже 9 очков. Эти четыре минуты были очень сложными. Это была такая нервотрепка! Однако наша сборная ни разу не подпустила к себе американцев».

Отрывок из книги Владимира Гомельского «Папа. Великий тренер».

СССР – США – 82:76 (47:37)

СССР: Куртинайтис (28), Марчюленис (19), Сабонис (13), Волков (12), Сокк (5), Тихоненко (3), Хомичюс (2), Тараканов, Белостенный, Миглиниекс, Гоборов - 0.

США: Робинсон (19), Марли (15), Ч.Э. Смит (11), Рид (8), Андерсон (6), Коулз (6), Ричмонд (5), Грейер (4), Ч.Д. Смит (2), Огмэн, Мэннинг – 0.

28 сентября. 1988 года. Сеул. Полуфинал олимпийского турнира. 

Да. Победа над сборной США была великим достижением. Он  впереди был финал, где предстояло обыграть сборную Югославии, состоящую сплошь из звезд.

30 сентября 1988 года на баскетбольной арене Сеула решалась судьба золотых олимпийских медалей.

«Вот уж кто действительно порвал всю оборону «югов» в трехсекундной зоне. Передач Сабониса Александру Волкову не ожидал никто. На Сабонисе «нафолился» сначала Дивац, потом Раджа, потом Вранкович... а эта пара все забивала и забивала!».

Отрывок из книги Владимира Гомельского «Папа. Великий тренер».

Сабонис в финальном матче сделал 12 подборов и принес команде 20 очков, словно от его травмы не осталось и следа! 76:63. Сборная СССР – олимпийские чемпионы!

СССР – Югославия – 76:63 (31:28)

СССР: Марчюленис (21), Сабонис (20), Тараканов (8), Куртинайтис (7), Волков (7), Хомичюс (7), Сокк (5), Белостенный (1), Тихоненко, Миглиниекс, Гоборов - 0.

Югославия: Петрович (24), Дивац (11), Паспаль (8), Обрадович (6), Раджа (4), Цветичанин (4), Кукоч (3), Вранкович (3).

30 сентября. 1988 года. Сеул. Финал олимпийского турнира. 

Новости. Баскетбол