«Умоляем - только не бей!»
Великого центрового Владимира Ткаченко ввели в Зал Славы ФИБА. Эксперт Sоvsport.ru Владимир Гомельский поздравил Петровича, как его называет весь баскетбольный мир, и вспомнил пару занимательных историй.
ПОРЯДОЧНОСТЬ И ДОБРОТА
Петрович - порядочный и честный человек по отношению ко всем своим друзьям, поэтому он по-прежнему всеми любим. Володя всегда вызывает у всех нас добрую улыбку.
Я его перед финальным матчем Евробаскета поздравил с введением в Зал Славы ФИБА. А во время игры в комментарии упомянул, что они с Шарасом (Шарунасом Марчюленисом. – Прим. ред.) и еще одним замечательным человеком Антуаном Ригодо удостоились этой чести. Я очень за него и за всех них.
В СССР в 70-х-80-х была огромная конкуренция среди центровых: Дерюгин Белостенный, Панкрашкин, Сабонис подрастал. Володя выделялся не ростом, а своей работоспособностью. Его отличная физическая подготовка, выносливость и прыгучесть позволяла не только не проигрывать этим ребятам в мобильности, которые были пониже ростом, но выигрывать у некоторых из них. Он никогда не ленился на тренировках. Врожденная честность здесь проявлялась особенно – Володя никогда не обманывал тренера, а работал с полной выкладкой.
«СКОЛЬКО ВЕЗЕТЕ ДЖИНСОВ?»
В Петровича были большие проблемы подобрать себе обувь и одежду. В СССР вещи таких размеров не продавались. Во время турне сборной СССР по США команда играла в одном из городов, где была фабрика по пошиву джинсов знаменитой фирмы. Не помню, Ли это было или Левис, но каждому игроку советской команды подарили джинсы, сшитые по его размеру. В том числе и Петровичу. Он через переводчика тут же попросил: «Сшейте мне еще. Я заплачу за них».
На фабрике посчитали, что это прекрасная реклама – сшить джинсы на заказ знаменитому советскому баскетболисту. Сшили еще шесть штанов, взяли с него божескую цену – по 10 долларов за штуку.
На таможне в Шереметьево – женская смена, злая. По закону можно было с собой везти не больше трех джинсов. Таможенница, ростом по пояс Петровичу, строго спрашивает:
- Сколько везете джинсов?
А Володя врать не умеет:
- Шесть.
- Показывайте.
Тогда джинсы везли, закатанными в рулоны, чтоб не мялись. Петрович достает огромный рулон, разворачивает: «На, дура! Платье себе сшей», - говорит раздосадованный. Таможенница в эти штаны могла полностью влезть. В общем, лишние конфисковали.
На следующий день там подумали и решили, что такие джинсы нельзя считать контрабандой – во всем СССР больше такого размера нет ни у кого. Кому он их продаст? И Володя выкупил штаны у таможни, правда, пошлину пришлось заплатить за ввезенный сверх нормы товар.
«ГРАБИТЕЛИ НЕ ЗАМЕТИЛИ ПЕТРОВИЧА»
Володя мог попасть и в ЦСКА, и в питерский «Спартак» еще в начале карьеры, а попал в киевский «Строитель». Там ему сразу дали квартиру в центре Киева.
Петрович - известный меломан. У него была огромная коллекция дисков, которые он привозил из-за границы. Однажды Папа (Александр Яковлевич Гомельский. – Прим. ред.) его отпустил пораньше со сборов сборной СССР. А в это время в квартиру забрались грабители и обнаружили потрясающую коллекцию дисков – порядка 2 тысяч. По тем временам – настоящее сокровище.
Но столько не унести, и они сели возле музыкального центра, надели наушники и стали отслушивать пластинки.
Петрович открыл дверь ключом, зашел в комнату, там сидят два красавца и даже его не видят. Когда увидели такого гиганта – у них шок от испуга. Володя их взял за шиворот и повел в милицию. Но когда закрывал дверь, одного на секунду отпустил и тот сбежал. Но второго до милиции довел.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир Петрович Ткаченко
Родился 20 сентября 1957 года в Сочи.
Бронзовый призёр Олимпийских игр (1976, 1980), чемпион мира (1982), трехкратный чемпион Европы (1979, 1981, 1985), четырёхкратный чемпион СССР (1983, 1984, 1988, 1990). Полковник запаса.
Лучший баскетболист Европы в 1979 году.