Спасибо, Римас. И до свидания
Во вторник был отправлен в отставку главный тренер баскетбольных «Химок» Римас Куртинайтис.
«ВОПРОСОВ К РУКОВОДСТВУ «ХИМОК» НЕТ»
Сразу скажу: отставка напрашивалась. «Химки» явно посыпались, или поплыли, как кому угодно. Все началось, пожалуй, со злополучного матча в Афинах против «Олимпиакоса» в Евролиге.
Химчане здорово провели первую половину и рассыпались во второй. С тех пор «Химки» из 12 матчей выиграли только три. Один из них – победа над «Барселоной» в «Крылатском». Но этот локальный, хотя и важный успех перевесили другие поражения. В том числе два от главного соперника – ЦСКА. Армейцам Куртинайтис проиграл и в Евролиге, и в Единой лиге ВТБ. Последней каплей стало беспросветное домашнее поражение в минувшее воскресенье от УНИКСа.
Так что отставка напрашивалась, команду следовало встряхнуть. А первый способ встряхнуть команду – уволить тренера. Поэтому вопросов к руководству «Химок» в этой ситуации никаких.
Но хочется только напомнить, что за пять лет с «Химками» Куртинайтис выиграл два Кубка Европы (в 2012 и 2015 годах) и звание чемпионов Единой лиги ВТБ в 2011-м.
Ну и еще отнял у «Химок» Кубок Европы в 2009-м. Тогда в финале еврокубка, укомплектованный дорогостоящими звездами подмосковный клуб, руководимый не менее звездным Серджио Скариоло, проиграл скромному «Летувос Ритасу», который тренировал Куртинайтис.
За эти годы литовский специалист сделал очень сильную команду, с которой теперь считаются в Европе, не раз побеждал «Реал» и ЦСКА и других грандов. При Куртинайтисе «Химки» прочно прописались в европейской элите.
Поэтому нам, любителям баскетбола, только остается поблагодарить Куртинайтиса за эти годы, что он провел в России и сказать: «Спасибо, Римас. И до свидания. Всегда рады вновь видеть тебя в России».
«ОТ 15 МАРТА ДО 15 МАРТА»
Римас Куртинайтис отработал в «Химках» ровно пять лет. День в день. Редчайший случай. Он возглавил подмосковный клуб 15 марта 2011 года, а уволили его сегодня – 15 марта 2016-го.
Интересно, что кумиром для Римаса является Алекс Фергюсон. Куртинайтис в начале февраля пришел в гости в редакцию Sovsport.ru. Мы беседовали больше часа. Вот маленький отрывок.
- Я представил вас как нынешнего главного тренера «Химок». А ведь вы уже
почти пять лет там работаете. Это срок.
- Да, быстро время пролетело, - соглашается Римас. – Я приехал в марте 2011
года и подписал контракт на три месяца, до конца сезона. А поучилось, что уже
скоро пять лет, как работаю в «Химках». Мой кумир Алекс Фергюсон тоже принял
«Манчестер Юнайтед» в конце сезона, а отработал в клубе 29 лет.
- Почему именно Фергюсон?
- Я
не делю тренеров по видам спорта. Мне интересна просто тренерская профессия.
Поэтому слежу, как работают многие великие тренеры. Но Фергюсон - один из
кумиров. Видите, как сейчас дела неважно идут у «МЮ»? Потому что Фергюсон рано
ушел.
«ТЕЛЕВИЗИОНЩИКИ? ПОДОЖДУТ. ДАВАЙ ЕЩЕ ПОГОВОРИМ»
Как-то поздней осенью 1998 года я отправился в департамент спорта Литвы, что на улице Конарске в Вильнюсе. Задача была: поговорить с руководителем департамента, а фактически с министром спорта Римасом Гинтаутовичем Куртинайтисом. Причина? Министр решил возобновить карьеру в 39 лет. Его тогда заявил столичный клуб «Сакалай» в чемпионат Литовской баскетбольной лиги. Это высший дивизион литовского баскетбола. Впрочем, насчет Гинтаутовича это я пошутил. В Литве отчества не признают. Учителей называют просто – господин учитель, тренеров - господин тренер, министров - господин министр. Так как мы с Римасом были знакомы несколько лет, то я называл его Римас.
Понятно, для начала я позвонил его секретарше, узнать, насколько плотное у господина министра расписание.
- Могу вас вставить между двумя региональными чиновниками и телевидением «Летувос Ритас», - ответила она.
Да ради Бога, хоть между матерью Терезой и Джорджем Бушем-младшим, лишь бы поговорить с Куртинайтисом. Чиновники вышли, и я, так получилось, скомкал весь график министра. Каюсь. Мы поговорили с Римасом о возвращении, которое, впрочем, оказалось недолгим. Весной Куртинайтис карьеру завершил. Почти завершил. В 2002-м он еще немного поигрывал в Киеве, куда его позвал в качестве играющего тренера Александр Волков. Но это другая история.
Так вот, обсудив возвращение, на что ушло не так много времени, мы принялись вспоминать былое. Римас стал сыпать уникальными историями, а он рассказчик потрясающий. Секретарша заглянула примерно через час:
- Римас, там телевидение «Летувос Ритас» давно ждет.
- Подождет, - ответил министр.
И мы просидели еще около часа за ностальгической беседой. Я все бросла взгляд на знаменитую фотографию – она в висела рамке за его креслом: Шарунас Марчюленис, Арвидас Сабонис, Римас Куртинайтис и Вальдемарас Хомичюс - четыре литовца чемпионы Олимпиады в Сеуле.
Молодые, радостные с олимпийскими медалями. Я уже видел это фото.
Точное такое же фото висит (по крайней мере, висело лет 20 назад) в кабинете Марчюлениса, а также у Хомичюса в его каунасской квартире. Про Сабаса не знаю, но наверняка и у него оно на видном месте, зная, насколько все четверо трепетно относятся к сеульской победе.
РИМАС И «ЖАЛЬГИРИС»
Отношения с родным «Жальгирисом» у Куртинайтиса были всегда не простыми. Обратимся к отрывку из одного моего с ним интервью.
- В вашей тренерской карьере уже порядка десяти команд.
Почему в этом списке нет родного «Жальгириса»?
-
Когда я играл за дублеров «Жальгириса», то попал в молодежную сборную СССР,
которая участвовала в первом чемпионате мира среди молодежных сборных в
Бразилии. Тогда это был топ-уровень – сборная Союза. Я очень надеялся, что
теперь меня точно возьмут в «Жальгирис». Но тренер Владас Гарастас решил
по-другому: он привез в Каунас баскетболистов из своего родного Биржая. Видел в
них будущее «Жальгириса».
-
И вы проделали извилистый путь, чтобы оказаться в родной команде…
- Я
плохо учился в институте, пропускал занятия и меня отчислили. Оказался я в
спортроте в Риге, играл за местный СКА в первой лиге. Меня заметил Гомельский и
пригласил в ЦСКА. А оттуда уже вернулся в «Жальгирис». И сейчас хочу
поблагодарить Владаса Гарастаса, что он не взял меня тогда в команду. Потому
что из ЦСКА я пришел туда состоявшимся игроком. А те, кого тогда взял Гарастас,
так и просидели на лавке.
-
А с тренерством что?
- Я
рассказал эту историю к тому, что ситуация похожа. Я как-то говорил, что готов
тренировать «Жальгирис» и бесплатно. Когда я был министром спорта, команда
переживала трудные времена. Я видел, в чем причина таких трудностей, что деньги
расходуются неправильно. Журналисты как-то спросили: «Чтобы вы поменяли в
«Жальгирисе», чтоб выйти из кризиса?» - «Руководство», - ответил я. После этих
слов на меня обиделись.
Сейчас руководство поменялось, но те долги до сих пор висят на клубе тяжелыми оковами. Их приходится выплачивать, кто-то постоянно подает в суд на клуб. Из-за этого команда не может нормально укомплектоваться.
Я все это к тому, что жизнь идет по кругу. Возможно, я повторяю свой путь игрока, прежде чем попасть в родной клуб уже в качестве тренера. Я вновь в Москве, но не в ЦСКА, а в «Химках». И возможно, кто знает, проделав такой путь, я опять окажусь в «Жальгирисе». Это команда моего родного города, мы все росли на ней.
- Вам же предлагали остаться в ЦСКА в 1982-м?
- Да, Гомельский предлагал. Обещали машину, квартиру, офицерское звание. И
главное – это была гарантия, что будут играть в сборной. Но я отказался. Мое сердце
принадлежит «Жальгирису».