Пуля - не дура?
Биатлон
На недавнем заседании исполкома Международного союза биатлонистов (IBU) был поднят вопрос об изменении максимального веса пули. Таким образом, один из самых популярных зимних видов спорта может резко измениться – снаряды станут менее подвержены ветру и снегопаду, и закрывать мишени станет легче.
ПОДОЗРЕВАЮТ НЕМЦЕВ И ИТАЛЬЯНЦЕВ
Правила IBU – настоящая находка для бюрократа. Они ограничивают все, что только можно ограничить. Здесь прописан даже размер отверстия в чехле для винтовки, не говоря уж о весе пули, который может колебаться в пределах всего-то трех миллиграммов! Однако на практике технические рекомендации выполняются не всегда.
Как вы себе представляете, например, взвешивание на сверхточных весах каждой из тысячи пуль, которые выпускает в гонке целая сотня участников? Причем не просто взвешивание, но и измерение скорости и ударного импульса по мишени.
На втором и третьем этапах Кубка мира в австрийском Хохфильцене ваш корреспондент сама была свидетелем того, как работники стадиона с помощью специального приспособления испытывали мишени – закрываются ли они от удара нужного усилия. Также непосредственно перед стартом у каждого биатлониста обязательно проверяется винтовка. Однако контроль технических характеристик пуль по-прежнему носит случайный характер. Проверить абсолютно все пули технически невозможно.
Накануне нынешнего сезона поползли слухи, что некоторые сборные экспериментируют с весом пуль. Делают это якобы немцы и итальянцы. Более того, и тех и других, мол, поймали за руку на первом этапе в Остерсунде. Сор из избы выносить не стали – биатлонная семья не заинтересована в появлении скандалов, которые могут отпугнуть зрителей и спонсоров. Однако предупреждение, опять же непубличное, этим двум странам сделали.
Чем тяжелее снаряд, тем меньше на него влияют ветер и снегопад. Кроме того, при ударе о мишень он создает больше осколков, и таким образом проходят даже габаритные выстрелы. Цена победы в современном биатлоне порой зависит от одного точного выстрела. А что, если у кого-то благодаря техническим ухищрениям шансов сделать его куда больше, чем у других?
ТЯЖЕЛЫЕ ПУЛИ – НЕ В ИНТЕРЕСАХ РОССИИ
В авангарде технических экспериментов, как обычно, идет сборная Германии. Помните, например, лыжи «Фишер» с прорезями в носках – тоже ведь немецкое изобретение! Но если новые лыжи никак регламенту не противоречат, с патронами ситуация иная. Информация об изменениях пуль строго закрыта. Однако нам удалось узнать, что немцы покушаются только на вес пули, ее скорость, мол, останется прежней. Скорее всего делается это потому, что такие изменения легче будет провести через IBU. Одна поправка утверждается куда быстрее, чем сразу несколько.
До сих пор эксперименты немцев по этой части ни одно официальное лицо напрямую не подтверждает.
– Я уверен, что никакого обмана с пулями не было, мы все контролируем, – уверенно говорит президент IBU норвежец Андерс Бессеберг. Но косвенно даже он признает закономерность вопроса от «Советского спорта». – Да-да, технический контроль за пулями в последнее время в самом деле усилился!
Что произойдет, если утяжеление пуль разрешить официально? С одной стороны, биатлон будет меньше зависеть от капризов погоды и станет справедливее – ведь сейчас кто-то промахивается из-за порыва ветра, а следующий, более везучий участник, спокойно закрывает все мишени в затишье.
С другой – чем больше будет точных выстрелов, тем больше биатлон станет напоминать лыжные гонки. А это означает предсказуемость – ведь скорость, в отличие от стрельбы, обычно либо есть, либо нет. И это уже явно не в интересах болельщиков, а также российской сборной, которая славится снайперами, а не бегунками.
Кстати, в начале сезона пули, которыми пользуется наша команда, тоже тщательно проверили люди из IBU, и выяснилось, что все в норме, мы не мухлюем.
ПОЛЬХОВСКИЙ: ИДЕЮ С УТЯЖЕЛЕНИЕМ ПУЛЬ ОТКЛОНИЛ БЕССЕБЕРГ
Главный тренер сборной России Валерий Польховский подтвердил, что вопрос об утяжелении пуль действительно стоит на повестке дня, но исключил возможность каких-либо махинаций.
– Валерий Николаевич, правда ли, что вопрос об утяжелении пуль будет решен в ближайшее время?
– Поиск технических изменений, которые помогут биатлонистам, сегодня не прекращается. И утяжеление пуль – действительно одна из этих возможностей. Другое дело, что пока нет точного понимания, как это все скажется на биатлоне. Вопрос по утяжелению пуль был вынесен на рассмотрение исполкома IBU, но президент Бессеберг отклонил его из-за недостаточной проработанности.
– Что это значит?
– Объясняю. Важен не только вес пули как таковой, а ее скорость и сила удара по мишени. Если просто сделать более тяжелую пулю, она будет лететь с меньшей скоростью, и принципиально ничего не изменится. Соответственно, нужно менять сам патрон, рассчитывать количество пороха и так далее. А это уже целое техническое исследование. И пока оно не готово, говорить об изменениях регламента нельзя.
– Как вы думаете, производят ли сейчас некоторые сборные махинации с весом пуль, чтобы получить преимущество над другими?
– Вряд ли. Представители IBU регулярно во время этапов Кубка мира приходят на рубеж, берут патроны и отдают их на анализ. Очень уж большой риск – что-либо менять в них.
ВЫПИСКА ИЗ РЕГЛАМЕНТА КАКОВ ВЕС ПУЛИ?
Актуальные правила Международного союза биатлонистов ограничивают калибр, вес пули, а также ее скорость и ударный импульс по мишени.
l Калибр пули должен составлять 5,6 мм.
l Вес пули должен составлять 2,58–2,61 г.
l Начальная скорость пули не может превышать 380 м/с, измеренная на расстоянии 1-го метра после вылета пули из канала ствола.
ПРОМАХОВ МЕНЬШЕ НЕ СТАНЕТ
Президент Международного союза биатлонистов Андерс Бессеберг в интервью «Советскому спорту» заявил, что изменения регламента не приведут к тому, что биатлонисты станут чаще попадать в мишени.
– Если говорить о максимальном весе пуль, здесь счет идет на миллиграммы, – сказал Андерс Бессеберг. – Соответственно, даже если реформа будет принята, вряд ли это как-то повлияет на практике на качество стрельбы биатлонистов. Скорее мы просто хотим упростить технический регламент. Сейчас он ограничивает калибр пули, ее вес и скорость. Мы хотим скорректировать цифры таким образом, чтобы они лучше соответствовали друг другу.