С днем рождения, Герр Пихлер! Авторский взгляд спецкора «Советского спорта» на фигуру старшего тренера женской сборной, отмечающего сегодня 57‑й день рождения
БИАТЛОН
Половина сезона позади, и Вольфганг Пихлер во главе женской сборной пока ставит больше вопросов, чем находит ответов. Наш корреспондент с самого начала зимы следует за Пихлером по пятам и, понаблюдав за ним на трассе и в неформальной обстановке, представляет свой взгляд на именинника.
СПРАВЕДЛИВЫЙ
«ПАЛКУ ГЕССНЕР ДАЛ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ»
В воскресном масс-старте Пихлер занимает обычную позицию на трассе, на самом длинном подъеме. И так выходит, что именно там на первом же круге ломает палку немка Мириам Гесснер. Пихлер, оказавшийся к Гесснер почти вплотную, тут же сует ей запасной инвентарь. А после искренне недоумевает, почему его помощь соотечественнице привлекла внимание камер:
– Ну и что тут такого? Я просто следовал духу «fair play», на месте Гесснер мог быть кто угодно, не важно, все равно бы помог…
У Пихлера обостренное чувство справедливости – как на трассе, так и в обычной жизни. Пока российские болельщики негодовали по поводу нахождения в сборной давненько не показывавших результатов Слепцовой, Богалий-Титовец и Юрловой, Пихлер повторял, как заведенный: «Каждая спортсменка должна иметь минимум два шанса, а лучше – больше. Я не собираюсь никого отцеплять после единичного спада».
Результат такого доверия неоднозначный – Слепцова в масс-старте стала пятой и очевидно обретает лучшие кондиции, Богалий-Титовец и Юрловой до них пока далековато. А Пихлер однажды, разоткровенничавшись, признался:
– Тренерская работа – тончайший компромисс. С одной стороны, я не могу в своей методике ориентироваться на слабейших в команде. Я должен думать в первую очередь о лидерах. А с другой – по-человечески непорядочно сказать «до свидания» девочке, которая в межсезонье выполняла все твои указания и просто пока не дошла до лучшей формы. По такой вот тонкой грани я и балансирую…
НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ
«НА КРЕЩЕНИЕ ОКУНУЛСЯ В ОЗЕРО»
На православный праздник Крещения католик Пихлер не постеснялся окунуться в ледяную воду. Проруби в Антерсельве не нашлось, и для этой цели использовали горное озеро. Вода в нем по-настоящему ледяная, не хуже, чем в Сибири…
Знакомить Пихлера с нашим обычаем отправился внушительный десант – главный тренер Валерий Польховский, гостренер Владимир Барнашов, помощник Вольфганга Павел Ростовцев. Причем поход до последнего держался под грифом «секретно» – о нем даже спортсмены не знали.
– Сначала, когда мне предложили первому раздеваться и прыгать в воду, я подумал, что меня разыгрывают, – хохочет Пихлер. – Думаю: мало ли, сейчас я один окунусь, а они будут стоять и смеяться – может, это шутка такая! Но, когда все полезли в озеро, я понял, что это серьезно. Получил на самом деле огромное удовольствие. Говорят, после такого купания человек очищается духовно. Позвонил дочери, рассказал, а она возмутилась: «Папа, я ради духовного очищения прошла целый поход через Альпы, ночевала в палатке, а ты один раз окунулся в ледяную воду – и все?!»
ЖЕСТКИЙ
«НЕ ВСТУПАЮ В БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ЖЕНЩИНАМИ, КОТОРЫХ ТРЕНИРУЮ»
У шефа наших биатлонисток от хорошего настроения до уныния один шаг. Еще накануне, на вечеринке для гостей этапа, Пихлер запросто подсаживается за столик российских журналистов, заказывает всем вина, а потом увлекается разговором настолько, что не уходит до самого конца «вечеринки».
Что абсолютно не мешает Вольфгангу уже на следующий день, услышав после эстафеты навязчивое «Не пора ли Зайцевой отдохнуть?», резко ответить прямо в диктофон:
– Не задавайте мне глупых вопросов! Естественно, Ольга будет выступать и дальше.
Он такой же и на тренировках – вот только что изматывал спортсменок ускорениями в подъем, а уже вечером организует для всех праздничный ужин. На собственный день рождения организовал поездку в Инсбрук: команда участвует в фееричной фотосессии, подробности которой – как сюрприз для Пихлера! – держатся в строгом секрете.
Пихлер, изменчивая натура, родился именно женским тренером. Не зря своих главных успехов он добился с женщинами, а слабый пол души в нем не чает – причем далеко не только спортсменки.
– Я до сих пор перезваниваюсь со своей лучшей ученицей Магдаленой Форсберг, общаюсь практически со всеми девочками, которых тренировал раньше, и даже с бывшей женой в отличных отношениях, – хохочет Вольфганг. – В моей жизни было много любви. И я считаю, что, если спортсменка хорошо выглядит вне трассы, она и на лыжне становится увереннее в себе. Но подчеркну, всю свою карьеру я жестко придерживаюсь правила: никогда не вступать в близкие отношения с женщиной, которую тренирую.
А В ЭТО ВРЕМЯ
СЛЕПЦОВА – ПЯТАЯ В МАСС-СТАРТЕ, МУЖЧИНЫ – ЧЕТВЕРТЫЕ В ЭСТАФЕТЕ
Сборная России осталась без медалей в воскресных гонках. Лучшая из россиянок Светлана Слепцова в масс-старте финишировала пятой, а мужская эстафетная команда осталась на четвертом месте, всего четыре секунды уступив австрийцам в борьбе за бронзу.
В последний момент в эстафетном квартете произошла замена – вместо приболевшего Антона Шипулина тренерам пришлось заявлять на первый этап Дмитрия Малышко. Тот использовал все шесть дополнительных патронов и отправил на второй этап Андрея Маковеева только 11‑м. Однако Маковеев блестяще пробежал свой этап с абсолютно лучшим временем среди всех участников и передал эстафету четвертым с отставанием от лидировавших немцев всего в 17 секунд.
Евгений Гараничев зашел на штрафной круг на стойке, в результате чего наш финишер Евгений Устюгов уходил на трассу четвертым. В борьбе за бронзу с австрийцем Домиником Ландертингером Устюгов на последнем круге пытался оторваться в подъем, однако австриец усидел у него «на хвосте», а на финише вышел вперед.
– Я все делал тактически правильно, когда пытался обогнать австрийца и попробовать уйти в дальний подъем, – сказал после финиша Устюгов. – Если бы он «отцепился», у меня бы все получилось и мы были бы третьими. Иначе, если бы я не рвался вперед и сидел за Ландертингером, он бы так же «отпрыгался» в подъем и без вариантов ушел.
– Насколько комфортно вы сейчас чувствуете себя на четвертом этапе?
– Как сказать комфортно? – хмыкает Устюгов. – Последний раз четвертый этап я бегал в прошлом году, причем два раза – и оба раза неудачно. Какой здесь комфорт может быть?