Медалист Игр-2006 Александр Зубков: Боб – это полкоманды

Александр Зубков – многолетний лидер нашего бобслея. И все потому, что для него нет в его работе мелочей. Вот и назначенное на «после ужина» интервью все откладывалось: доводкой боба к завтрашним стартам Зубков непременно должен заниматься собственноручн
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. БОБСЛЕЙ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ. ДО ИГР В ВАНКУВЕРЕ – 32 ДНЯ

Александр Зубков – многолетний лидер нашего бобслея. И все потому, что для него нет в его работе мелочей. Вот и назначенное на «после ужина» интервью все откладывалось: доводкой боба к завтрашним стартам Зубков непременно должен заниматься собственноручно.

– Довольны новой машиной, Саша?

– Машина неплохая, быстрая, хороша в управлении... Слушайте, а может, мы о чем-нибудь другом поговорим?

– Но ведь, наверное, бобслей – это в вашей жизни главное?

– Да ничего подобного! Главное в моей жизни – это семья, дети. А спорт, бобслей – это работа.

– Работа, которая надолго отрывает вас от семьи.

– Да, дети растут, годы уходят, а мы все на сборах и на сборах. Новый год провел с семьей – это было счастье! А так дома почти не бываю. Но это моя работа, от которой зависит, как живет и будет жить моя семья, как буду жить я сам в дальнейшей жизни.

– Так, может, стоит остановиться? Заняться той самой «дальнейшей жизнью»?

– Даже не думал об этом! Я действующий спортсмен, передо мной стоят конкретные спортивные задачи – это сегодня самое главное.

– Говоря о «самом главном», вы имеете в виду Олимпиаду в Ванкувере?

– Да, конечно.

– Для вас эти Игры – уже третьи. В каком-то смысле, можно сказать, рутина...

– Ну что вы, какая рутина! Олимпиада, какая бы она по счету ни была, – это Олимпиада! Ни с чем не сравнимые соревнования.

– Перед Турином вы обещали завоевать на Играх медаль – и обещание выполнили, взяв серебро. А как перед Ванкувером?

– Стоп, стоп. Серебро мы действительно взяли. А вот насчет предварительных обещаний – это уже легенда. Никому и ничего перед Турином я не обещал. Как почти все спортсмены, я немного суеверен, громогласно объявлять о победных планах – не самая лучшая примета. Ведь для победы мало быть здоровым, сильным, отлично готовым – должна быть и доля везения, удача.

– Удача – штука капризная. Поэтому пока поговорим о тех факторах, которые реально поддаются измерению. На этапах Кубка мира вы в этом сезоне выступаете не так уверенно, как в прошлом году. Много ли нужно к Играм «добирать»?

– В этом сезоне практически никто из мировой элиты не спешит взять с места в карьер – и мы не исключение. Но добирать, конечно же, еще есть чего. В первую очередь с техникой. Олимпийская трасса сверхскоростная – для нее нужна очень быстрая машина.

– Новая машина «четверка», которую вы сейчас обкатываете, быстрее прежней зингеровской?

– Пожалуй. Из «Зингера» мы уже выжали максимум, а тут еще есть куда прибавлять в настройках. Чем мы и занимаемся буквально каждый день. Время еще есть, надеюсь, в Ванкувере этот боб будет вполне конкурентоспособен. А в нашем виде спорта от машины зависит, считаю, не меньше пятидесяти процентов. Ну а остальное наше – разгоняющих, пилота.

«СТРАХ ЕСТЬ ВСЕГДА»

– В «двойках» вы по-прежнему остаетесь первым номером сборной. А вот в «четверке» в зачете Кубка мира вас опережает Дмитрий Абрамович...

– И что? Когда кто-то поджимает – это всегда на пользу. Потому что заставляет работать еще больше и лучше. А кто первый, кто второй – увидим по итогам сезона. А вообще это процесс неизбежный – на смену многолетнему лидеру приходит новый, молодой. И я буду очень рад, если ему после моего ухода удастся добиться таких же результатов, которые я показываю последние три года.

– Подождите, подождите. Насколько я понимаю с ваших же слов, речь о вашем уходе пока что не идет.

– Пока – нет. Мне еще не хватает в бобслее двух титулов – звания олимпийского чемпиона и золота чемпионата мира. Не хотелось бы уходить, не завоевав их. Но – как получится.

– Вы ведь еще и посол Олимпиады в Сочи – наверняка хотите выступить и там?

– Ну, я же не вечный, до Сочи еще далеко. Хотелось бы, конечно, но не будем загадывать.

Годы здоровья не прибавляют, зато прибавляют опыта. Наверное, вы любую трассу можете пройти с закрытыми глазами и без страха?

– С закрытыми – не с закрытыми, а трассы, на которых мы гоняемся, действительно знаю до последнего бугорка. А вот насчет страха...

– А что такое? Говорят, бобслеисты страха вообще не ведают.

– Мы – обычные, живые люди. Поэтому некое ощущение страха есть всегда. Даже не столько за себя, сколько за тех ребят, что у тебя сзади, – ведь ты, пилот, отвечаешь за их жизнь и здоровье. Но спорт вообще, к сожалению, – штука травмоопасная. А большой спорт – особенно.

– Всю Россию взволновало несчастье, случившееся здесь, в Кенигзее, с Ириной Скворцовой…

– Нас это, поверьте, потрясло куда больше остальных. Ведь Ирина, пусть и совсем немного, тренировалась, жила вместе с нами. Очень тяжело. До сих пор трудно поверить. Ведь сколько раз переворачивались, сколько «обдирали» себя о лед трассы – садились в боб и ехали снова. А тут... Наверное, это судьба.

– Да вы фаталист.

– Конечно. Я думаю, любой спортсмен на старте – немного фаталист. А уж в бобслее это просто неизбежно.

«ДЕНЬГИ – ВТОРИЧНЫ»

– Даже на олимпийских стартах?

– Особенно на олимпийских. Ты участвуешь в крупнейших, главнейших спортивных соревнованиях мира – тут любой результат хорош.

– Александр, когда вы перед своей третьей Олимпиадой убеждаете меня, что для вас актуален старый олимпийский принцип «Главное не победа, а участие», хочется вспомнить великого Станиславского и его знаменитое «Не верю!».

– Прессу не обманешь. На самом деле Олимпиада – это... Ты ждешь Игр четыре года, работаешь ради них четыре года – и надо выступить так, чтобы показать: эти четыре года были прожиты не зря. Конечно, мы поедем бороться за медали.

– А обещанные победителям и призерам Игр серьезные премиальные – это дополнительный стимул стремиться в Ванкувере к победе?

– Для таких видов спорта, как наш, где «футбольные» или «хоккейные» деньги не зарабатываются, призовые – действительно серьезный стимул. Но только дополнительный. Когда выходишь на старт, о деньгах, поверьте, не думаешь. Думаешь, как лучше пройти трассу, как обойти соперников. Как принести в копилку сборной России медаль. Вот это главное.

– И толика славы, которая на долю бобслеистов выпадает не так часто, наверное, тоже приятна?

– После Турина нас в родном Братске прямо у трапа самолета встречал мэр города...

– Теперь вы живете в Подмосковье. Губернатор у трапа вряд ли встретит?

– Не знаю, – мой собеседник засмеялся. – Да и неважно это. Музыка, шампанское – все это в аэропорту непременно будет. Главное – чтобы мы на этой торжественной встрече не были статистами. А для этого надо пахать и пахать. Чем и будем оставшийся до Ванкувера месяц заниматься.

В ТЕМУ

ЧЕТВЕРКА ЗУБКОВА ЗАНЯЛА ШЕСТОЕ МЕСТО, АБРАМОВИЧ – ЧЕТВЕРТЫЙ

Вчера в немецком Кенигзее завершился шестой этап Кубка мира по бобслею и скелетону. В командных соревнованиях победу одержала немецкая сборная, второе и третье места заняли американские четверки. Первая российская команда (пилот – Дмитрий Абрамович) – на четвертой позиции, экипаж Александра Зубкова проиграл ей 42 сотые секунды и остался шестым.

СТАТИСТИКА

Бобслей. Кубок мира. Шестой этап. Кенигзее (Германия). Командные соревнования. 1. Германия – 3.18,67. 2. США-1 – 3.19,55. 3. США-2 – 3.20,11. 4. Россия-1 – 3.20,33… 6. Россия-2 – 3.20,75.

Новости. Бобслей