Двукратный чемпион СССР, президент Федерации бокса Приморского края Анатолий Коптев: Я боксировал в Европе, а потом возвращался в Азию
РОССИЙСКИЙ БОКС
Многие из тех, кто выходил с Анатолием Коптевым на ринг, не дадут соврать: боец из Владивостока обладал потрясающей силой удара. В юношеско-юниорском боксе, в котором в те времена хватало одного нокдауна для того, чтобы закончить бой досрочно, Коптеву ничего не стоило нанести этот решающий удар. Во «взрослом» боксе стало чуть сложнее. Но все равно в каждом бою он бил так, что после финального гонга приходилось делать обезболивающие уколы.
БЫЛ АБСОЛЮТНЫМ ДРАЧУНОМ
– Анатолий Семенович, как у вас сегодня с кулаками?
– Они всегда со мной. Сегодня даже без укола готов драться в одной команде с президентом Федерации бокса России Эдуардом Хусаиновым. Этому человеку я доверяю, как самому себе, – специально прилетел из Владивостока, чтобы поддержать его на выборах в президенты ЕАБА. Морально, естественно.
– Недавно на персональном сайте одного российского боксера (не буду называть фамилию), перешедшего в профессионалы через пять лет после победы на юниорском первенстве мира, прочитал, что на любительском ринге он провел 205 (!) боев.
– Не хочу ни с кем соревноваться. Констатирую лишь факт: начав заниматься боксом в 1969 году, закончил карьеру в 1985-м. Я посчитал – у меня хранится 53 грамоты за успешное выступление на тех или иных соревнованиях по боксу. В среднем на каждую грамоту приходится около трех боев. На некоторые – четыре-пять. Значит, в среднем на моем счету около 200 боев.
– Простите за неоригинальный вопрос: а как вы попали в бокс?
– Исключительно потому, что я был в школе абсолютным драчуном. Мы постоянно махались класс на класс. Не всегда побеждали и вот однажды решили всем классом записаться в секцию бокса. Помню этот день, как сейчас. Борис Кудасов, впоследствии заслуженный тренер СССР, поставил меня в пару с мальчиком, который там уже занимался. Я его ударил – он упал. Мною заинтересовались, а в итоге из всего класса в секции остался я один.
А дальше – первая грамота, которую я всегда буду считать одной из самых главных моих наград в боксе. За победу на первенстве Приморского края среди мальчиков в весовой категории 30–32 кг. До этого, когда приезжал к дедушке с бабушкой в деревню, видел на стенах их грамоты за боевые и трудовые заслуги и по этому примеру повесил свою первую грамоту над кроватью. Она до сих пор хранится в моем личном музее, вся исколотая канцелярскими кнопками и самая дорогая.
Хорошо помню, что в первых 25–30 боях у меня были только победы.
ДАМА ОЖИДАЛА БОЛЬШЕГО
– А как вы относитесь к известному выражению, что первое поражение делает из человека боксера?
– Как ни странно, в памяти этот первый проигранный бой не отложился…
— Но самый памятный бой за 16 лет занятий боксом наверняка можете назвать?
– Конечно. И даже два. Первый – это, безусловно, финал чемпионата СССР против Владимира Шина. До этого я проиграл ему четыре раза подряд, причем в последнем поединке пропустил очень болезненный удар по печени. Психологический барьер был огромный. Те, кто занимался боксом и оказывался в подобной ситуации, меня поймут. Не скрою, я даже страх испытывал определенный, когда выходил на ринг, но все-таки сумел все это преодолеть и победить.
Другой запомнившийся бой – второй по счету поединок в рамках Спартакиады народов СССР 1983 года против Виталия Качановского. У меня к тому времени уже была победа на Спартакиаде народов СССР, и мне очень хотелось во второй раз победить на этих соревнованиях. Начал заранее себя заводить, верил в успех, и вдруг все обрушилось. Бой получился абсолютно равным, судьи отдали победу Виталию со счетом 3:2. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для меня…
Пожалуй, назову еще один бой – против северного корейца на Спартакиаде дружественных армий. Он сам не хотел боксировать и мне не давал. Высокий, крайне неудобный... Я ничего не мог ему противопоставить. Выиграл, но с большой-большой натяжкой. А мой тренер Вадим Откидач, как назло, привез на соревнования свою жену, которой до этого много рассказывал обо мне: какой, дескать, хороший есть у него ученик…
После боя она подошла ко мне и заявила не мудрствуя лукаво, что ожидала большего. Я готов был сквозь землю провалиться…
– В 1977 году после победы на Всесоюзных молодежных играх вы попали в национальную сборную СССР. Как сложился дебют в ее составе?
– Очень успешно. Это был международный турнир в Югославии, структуру которого, я считаю, неплохо было бы нам взять на вооружение. Турне по трем городам страны (по одному бою в каждом) с финалом в Белграде. И везде аншлаг, в отличие от многоэтапных соревнований в одном зале, когда начальные поединки проходят практически при пустых трибунах.
В третьем бою, перед финалом, здорово, помнится, побил югослава. Аж кулаки устали! Он, бедняга, кровью истек…
А был, оказывается, местным кумиром. После боя я видел, как в зале собралась большая толпа болельщиков, все показывали на меня пальцем, что-то горячо обсуждали… Потом узнал, что хотели сообща взять реванш. Но, слава богу, обошлось. Более того, после победы в финале меня признали лучшим боксером турнира.
ГРЕБЕШКИ НА ПАЛУБЕ
– За 16 лет занятий боксом вам с вашим ударом так и не довелось выступить на чемпионатах мира, Европы, не говоря уже об Олимпийских играх. Почему?
– Так сложилась боксерская судьба: всякий раз останавливался, что называется, на подступах. В 1980-м проиграл в финале чемпионата СССР Виктору Савченко, который всегда был для меня очень неудобным соперником. А вообще, если по большому счету отвечать на ваш вопрос, должен сказать, что любой боксер помимо хорошего тренера должен иметь в его лице такого же менеджера, способного лоббировать своего ученика в состав сборной накануне ответственных стартов. По крайней мере, во времена, когда боксировал я, это было так.
У меня были неплохие тренеры, но, не в обиду им будет сказано, не было хороших менеджеров. К тому же я боксировал за сборную СССР, команду европейскую, а жил в Азии. Перелеты, тяжелые периоды акклиматизации, естественно, на пользу не шли. Порой после сборов в ожидании соревнований оставался жить у друзей, у того же Шамиля Сабирова в Краснодаре, чтобы лишний раз не летать во Владивосток.
Уверен, что Александр Лебзяк, Виктор Рыбаков, Игорь Высоцкий и последний пример – Матвей Коробов – добились в боксе того, чего добились, во многом потому, что своевременно перебрались с Дальнего Востока в центр. У меня это не получилось.
— Тем не менее восемь лет в составе сборной – это хороший показатель. Закончили с боксом в 1985 году?
– Как спортсмен – да. Во-первых, очень устал. А во-вторых, когда на отборочных соревнованиях (к чемпионату Европы) в Ленинакане судьи, обслуживавшие бой, отдали победу мне, а главный судья «переиграл» это решение в пользу моего соперника, понял, что действительно пришла пора вешать перчатки на гвоздь. Правда, напоследок, чтобы уйти непобежденным, выиграл чемпионат Вооруженных Сил...
Несколько лет потом проработал тренером в спортивном клубе флота Владивостока, а со временем «дорос» сначала до должности вице-президента Федерации бокса Приморского края, а затем и ее президента.
Сегодня на территории нашего края действуют 52 боксерских клуба. Общее число занимающихся этим видом спорта перевалило за отметку 2700 человек. Есть, согласитесь, чем похвалиться.
В успешных выступлениях сборной России на Олимпийских играх-2000 в Сиднее и чемпионате мира-2005 в Китае также, считаю, есть вклад Федерации бокса Приморского края, поскольку в обоих случаях заключительный сбор команда проводила во Владивостоке…
– Об этих сборах ребята до сих пор вспоминают как об образцово-показательных. Достаточно сказать о прогулках на катерах в Японском море, когда гребешки и трепанги, только что поднятые со дна водолазами, готовились на палубе искусными поварами...
Давайте, Анатолий Семенович, закончим в этой связи наш разговор на «вкусной» ноте. Наверняка за 16 лет в боксе было много курьезных случаев?
– Самый курьезный – не очень веселый. Дело было на Кубке СССР в Куйбышеве. Я дважды послал соперника из Армении в нокдаун. Судья в ринге остановил бой ввиду моего явного преимущества, развел нас по углам. Я уже почти снял перчатки, полностью расслабился, когда главный судья вдруг дал команду продолжать. Нет проблем! Бросился добивать, как тогда думал, деморализованного противника и… сам нарвался на два нокдауна подряд. В итоге проиграл. Чего только не бывает в боксе!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КОПТЕВ Анатолий Семенович
(весовая категория 75 и
Родился 27 марта 1958 года во Владивостоке. Мастер спорта международного класса. Боксом начал заниматься в 11 лет (1969 год). Победитель первенства СССР среди юношей (1975). Победитель молодежного первенства СССР (1976). Победитель вторых Всесоюзных молодежных игр (1977). Двукратный чемпион СССР (
В настоящее время – президент Федерации бокса Приморского края, член исполкома Федерации бокса России. Женат. Имеет трех дочерей. Живет во Владивостоке.