Удар для Дарчиняна

Не удалось Вику Дарчиняну завоевать чемпионский титул в третий раз, теперь уже в более тяжелой весовой категории bantam (около 53 кг). Но всегда зрелищный боец Дарчинян на пару со своим противником, чемпионом мира Джозефом Агбеко, вновь устроил первоклас
news

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БОКС

ДО ГОНГА

Не удалось Вику Дарчиняну завоевать чемпионский титул в третий раз, теперь уже в более тяжелой весовой категории bantam (около 53 кг). Но всегда зрелищный боец Дарчинян на пару со своим противником, чемпионом мира Джозефом Агбеко, вновь устроил первоклассное шоу, полное риска и борьбы нервов.

Всякий, кто встречался в ринге с Виком Дарчиняном, проживающим в Австралии армянским боксером, мог бы сказать, что еще никогда не сталкивался с таким неудобным соперником, умеющим наносить удары под самыми диковинными углами. Сегодня Вик Дарчинян мог бы сказать то же самое о Джозефе Агбеко — что никогда еще не встречал столь неудобного соперника, бьющего из самых неожиданных положений.

В отличие от Вика Дарчиняна, боксер из Ганы Джозеф Агбеко мало известен широкой публике. В субботу был лишь его четвертый бой в США. Но уже во втором (два года назад) он стал чемпионом мира по версии IBF, разгромив и «деклассировав» прежнего короля – никарагуанца Луиса Переса. Потом были полтора года «простоя», затем трудная защита титула против другого никарагуанца, Вильяма Гонсалеса. На фоне Дарчиняна ганец звездой не сиял.

Однако те, кто видел бой с Пересом, вряд ли рискнули бы много поставить на Дарчиняна. И не потому, что армянский панчер забрался в более высокую весовую категорию. Уж очень непрост этот африканец – неуловимый для ударов, непредсказуемый в атаках, неукротимо агрессивный и цепкий. Никого не напоминает? Подсказка для непосвященных: это точная характеристика самого Дарчиняна.

Есть и отличия. Если у Агбеко с ударом все в порядке и только, то Дарчинян зарекомендовал себя как панчер, любой удар которого обладает убийственной силой. Вопрос был лишь в том, будет ли этой силы достаточно в более тяжелой весовой категории (на самом деле «родной» дивизион Дарчиняна на целые две категории ниже).

Как часто бывает, бой опрокинул все расчеты. Ударной мощи Дарчиняна с лихвой хватило для «петушиного веса» — как обычно, он выглядел намного опаснее своего соперника. С самого начала левша из Армении попытался запереть Агбеко у канатов, чтобы начать бомбежку ударами слева – но на этот раз все пошло не так, как он привык.

Есть такая детская забава — надо укусить яблоко, плавающее в кастрюле. Агбеко оказался подобен такому яблоку – за него было невозможно зацепиться. Его голова ни секунды не останавливалась в одной позиции, и все удары Дарчиняна либо рассекали воздух, либо задевали цель по касательной. Хуже того, в отличие от большинства оппонентов армянского боксера, Агбеко не оставлял безответным ни одного удара. Сидя на передней ноге и находясь в зоне действия ударов Дарчиняна, он постоянно смещался корпусом по сторонам, а после каждой защиты следовала контратака.

Несмотря на высокий темп и кажущуюся хаотичность действий боксеров в отдельных эпизодах, весь бой пронизывала одна стержневая идея – кто выиграет борьбу нервов? Сначала ее целью была борьба за центр ринга, и Дарчиняну не удалось ее полностью выиграть. Затем — следующие бастионы: навязать сопернику свою дистанцию, свой ритм и рисунок боя.

Обычно происходит так: с самого начала боксер пытается любыми способами добиться хоть какого-то успеха, затем определяет, с какой дистанции и под каким углом его удары чаще достигают цели, затем пытается укрепиться на этой позиции и повторяет успех, сколько возможно, попутно выискивая новые бреши в обороне противника. И в этом соперничестве Агбеко оказался чуть лучше. Уже примерно после третьего раунда он нашел свою дистанцию – практически под ударами Дарчиняна, от которых уходил уклонами, и отвечал контратаками.

Победа боксера из Ганы (116-111 и дважды 114-113) не стала результатом его физического превосходства. Просто впервые после тяжелого поражения от филиппинца Нонито Донейра Дарчинян столкнулся с боксером, который оказался чуть быстрее, чуть точнее, чуть изобретательнее – и при этом проявил огромную волю к победе.

ПОСЛЕ ГОНГА

ХАН МЕТИТ В КОРОЛИ

Самое интересное боксерское событие недели состоится в эту субботу в Манчестере, где на ринге в «M.E.N. Arena» встретятся местная звезда Амир Хан и украинец Андрей Котельник. С помощью знаменитого американского тренера и 20 тысяч британских зрителей вундеркинд от бокса Хан попытается отобрать у украинца принадлежащий ему пояс чемпиона мира в первом полусреднем весе (до 63,5 кг) по версии WBA.

Он и правда вундеркинд: в семнадцать лет Амир Хан стал серебряным призером Олимпиады-2004 в Афинах. Вскоре главный британский промоутер Фрэнк Уоррен взялся выращивать из Амира Хана мировую звезду бокса профессионального.

Надо сказать, даже в Великобритании к «звездности» Хана отношение неоднозначное: в самом процессе выращивания звезды «из пробирки» есть нечто искусственное. Поспешность продвижения Амира Хана в короли профи-бокса проявилась, когда его менеджеры совершили ошибку и выставили его против безвестного колумбийца Брейдиса Прескотта в сентябре прошлого года. Прескотт уничтожил Амира Хана за 50 секунд. Британия была в шоке.

Казалось, должны были последовать разбор полетов, работа над ошибками и тонкая настройка боксерских навыков. Но люди Уоррена лучше знают, как делать боксерский бизнес: после очередного проходного боя было объявлено о встрече Амира Хана с мексиканской легендой Марко Антонио Баррерой. Был найден и новый тренер, американец Фредди Роуч, вырастивший, среди многих других, нынешнего короля pound-for-pound филиппинца Мэнни Пакиао (который, кстати, дважды победил Барреру).

Сводить Хана с Баррерой многим казалось дикой глупостью. Однако вышедшего на ринг в той же «M.E.N Arena» Барреру было не узнать – он был стар, тяжел и медлителен, а сам бой напоминал плохой цирк. Баррера опаздывал, промахивался, проваливался и выглядел просто физически слабее, словно мячик, отлетая к канатам после атак Хана. Да еще и нелепое рассечение в самом начале боя сделало мексиканца практически незрячим.

Было похоже, что Марко Антонио Баррера сдал в аренду молодой звезде свое имя – как пожилой человек дает подростку покататься на старом мотороллере. Сравнение тем более уместно, если учесть, что Амиру Хану было всего два года, когда Баррера провел свой дебютный бой на профессиональном ринге.

Все это я не к тому, что Амир Хан – плохой боксер. Наоборот, очень хороший. Но у него есть ряд качеств, которые могут помешать ему стать большой звездой. Первое и главное – это его неуверенная реакция на жесткий отпор. Возможно, причиной этому другой изъян – слабый подбородок (Амир Хан садился на пол и до встречи с Брейдисом Прескоттом). Это, впрочем, не мешало ему побеждать соперников за счет высочайшей скорости, отменной техники и физической подготовки.

Совсем другой типаж Андрей Котельник. Это боец экстра-класса, главные достоинства которого словно заточены под недостатки Амира Хана. Он хладнокровен, хорошо видит и не делает ошибок. При всей неброскости своей манеры он способен остудить и наказать любого агрессора. Удары Котельника незаметны, бьет он коротко и способен просунуть кулак в самую узкую щель. Наконец, он по характеру очень прочный и надежный.

В общем, если Амир Хан производит впечатление боксера, который может дрогнуть, то Котельник – как раз тот боец, который может заставить дрогнуть.

Казалось бы, напрашивается вывод, что у Хана нет шансов против Котельника. Но я бы не торопился. Молодые бойцы быстро развиваются, и судить о них по последнему бою все равно что «готовиться к прошлой войне».