5 вещей, которые могут спасти матчмейкинг Dota 2
Dota 2 продолжает терять рейтинг: количество игроков только за последний месяц снизилось на семь процентов, а в топе доходности в месяц The International — август — заняла лишь десятое место. Понять причины падения популярности не так трудно, обычно игроки первым делом ругают систему поиска игр. О том, что может спасти матчмейкинг одной из самых успешных игр 2010-х — рассуждал «Советский спорт».
Мотивирующая система рейтинга
Одна из самых главных актуальных проблем игроков в Dota 2 — недостаток мотивации. Ты можешь провести десять, пятьдесят, сто игр только для того, чтобы начать следующую. Если любая другая онлайн-игра позволяет каждому стремиться к лучшему, то большинство игроков в Dota 2 рано или поздно сталкиваются с рейтинговым барьером. Резко перескочить с 4000 MMR на 5000 явно не выйдет (и это правильно), но когда человек понимает, что не может добиться хоть какого-то результата, удовольствие от подобного времяпрепровождения пропадает.
Как решают подобную проблему в других играх? Ну, например, сбрасывая рейтинг после каждого масштабного патча. MMR в Dota 2 ввели в декабре 2013 года, и с тех пор показатели игроков ни разу не менялись, хотя и игра, и карта с героями уже давно выглядят и работают по-другому. По мнению Valve игрок, заработавший 4000 MMR три года назад и забросивший игру, находится на одном уровне с тем человеком, который после введения патча 7.06 наконец поднял заветные 4к.
Снижение популярности Dota 2 на графике Steam Charts
Valve следовало бы обратить внимание на то, что интерес к летнему компендиуму возрос в том числе и из-за возможности обновить MMR — заново сыграть десять калибровочных игр и продолжать играть с другими покупателями Battle Pass. Однако, вместе с этим в Dota 2 пришли другие проблемы.
Запрет бустинга
Создать новый аккаунт с возможностью получить рейтинг (доступно после 50 игр), купить у стримера сразу 40 игр или заказать абсолютно новый аккаунт с чужой почтой — решения сомнительные, но довольно популярные. Когда же Valve с помощью компендиума позволили каждому начать с нуля, проблема обрела новые масштабы. Каждый второй игрок в Dota 2 считает, что подняться выше в ладдере ему мешают плохие тиммейты, и соблазн попробовать свои силы с игроками посильнее ох как велик.
Снова обратим внимание в сторону конкурентов Valve — использование чужой учетной записи строжайше запрещено, а в случае накрутки рейтинга страдают и аккаунт, и сам бустер. В Dota 2 же этой проблеме разработчики довольно долго времени не уделяли. Теперь лучшие бустеры обжились на Twitch, практически не скрывая своей деятельности. «Прокачкой» чужих аккаунтов занимались игроки лучших команд мира — в качестве примера можно привести чемпиона Boston Major и Kiev Major в составе OG ana, сообщения которого нашли на специализированном форуме уже через несколько дней после трансфера.
В последнее время игроки Dota 2 заметили улучшения в данном вопросе; разработчики обещали банить нечестных игроков, что подтвердили массовые треды со скриншотами на платформе Reddit. Тем не менее, основную часть работы только предстоит провести, и сегодняшние стримы по Dota 2 на Twitch это доказывают.
Кнуты и пряники
Даже если вы все еще горите желанием поднять рейтинг, стоит смириться с тем фактом, что от вас в конкретной игре может зависеть даже меньше одной десятой результата. Пример номер один: если кому-то в вашем матче не понравилась его роль, расстановка линий, отношение тиммейтов или что-то еще, то он с легкостью может покинуть игру или начать поддаваться — «кормить» соперника курьерами и мешать собственной команде. Этот человек знает, что его накажут максимум несколькими играми в low-priority.
Система же «рейтинга порядочности» только добавила проблем, как только ее раскрыли пользователи — прежде аккуратные игроки теперь получили негласное право заруинить парочку игр в ответ, а людям с низким рейтингом просто нечего терять. Пока идея Valve работает не всегда верно, а ее закрытость развязывает руки; кто-то получает два матча низкого приоритета, а кто-то бан поиска на три дня. В коммьюнити уверены, что нужен иной подход— регулярно «фидящих» нужно отслеживать, а после нескольких проступков банить навсегда.
Пока жалобы на игроков совсем не помогают
Тех же, кто добросовестно старается в каждом матче, стоит поощрять. Когда-то разработчики дарили игрокам внутриигровые вещи после каждого уровня, а иногда — после матчей. В последнее время Valve стараются вернуть эту практику (по крайней мере, судя по сообщениям пользователей), но пока никакие официальные обновления подобную щедрость не подтверждают.
Поиск по ролям
Теперь к тому, из-за чего игры и руинят. По опросам пользователей, чаще всего игру портит желание сразу нескольких игроков занять одну и ту же позицию (мид или керри). Речь идет не только о том, что кто-то ливает или пикает пятого керри — даже в самом лучшем случае игрок просто играет не на своей роли, и потенциал команды падает. Ситуацию может исправить система поиска, при которой пользователь заранее выбирает, на какой линии хочет играть. Матчмейкингу остается лишь собрать две команды.
В MOBA-играх типа Dota роли наиболее различны и ярко выражены. Но в Dota 2 до игры нет никакого деления по ролям. Как будто и ролей нет, но ведь они есть!
Проблема в том, что поиск по ролям должен быть тщательно проработан, с чем у Valve обычно возникают проблемы. Стоит ли разделять четвертую и пятую позиции? Как разделить роумера, лесника и лайнера? Получится ли выявить тех, кто будет нажимать кнопку «Саппорт», а в игре ограничится лишь покупкой курьера? Вопросов подобного типа вариативная игра задает много.
Valve решили играть по-другому — в патче 7.00 герои поддержки стали более интересны тем, кто привык доминировать в игре. В Dota 2 были добавлены руны богатства, а сами персонажи получили дополнительный урон и крутые таланты. Однако влияние профессиональной сцены заставило авторов доты умерить амбиции, и все вернулось на круги своя.
Работа с новичками
За последний год команда Dota 2 здорово поработала над кампанией по привлечению новых игроков. У игры на шестой год существования появился трейлер, а при первом запуске предлагается пройти обучение и сыграть с ботами. Наконец, Valve разработала систему, позволяющую новичкам играть только с новичками. На самом деле это уже немало, но переход от спокойных матчей с ботами в сумасшедший матчмейкинг все еще очень резок — в основном из-за проблем, описанных выше.
Играть в таких условиях невероятно сложно, и даже опыт игры получить довольно тяжело. Трудно найти свою роль, не понимая общего концепта — об этом в коммьюнити говорят не первый год. Еще в 2012 году среди новых режимов, таких как Single Draft и All Random, Valve планировали ввести режим Easy Mode для начинающих игроков, но потом решили оставить эту идею в стороне.
Easy Mode:
- Игроки не теряют золото после смерти;
- Игроки получают весь опыт, даже если крипа заденаил противник;
- Игроки получают больше золота в минуту;
- Игроки зарабатывают больше опыта и денег;
- Вышки и Рошан слабее.
Как утверждают сами игроки, это снизит градус напряженности в игре и позволит разобраться в том, что происходит на карте. Более опытных игроков от игры в Easy Mode можно отпугнуть отсутствием рейтинговых игр и невозможностью повысить уровень аккаунта выше пятого.
По сути, введение Easy Mode прямо сейчас не только позволило бы улучшить понимание Dota 2, но и оградить новичков от опытных игроков, создающих смурфы и находящих другие способы провести легкий матч против начинающих. В глобальном плане, конечно, эту проблему надо решать отдельно — и тут Valve предстоит еще огромное количество работы.