Марк «Marchello» Авербух: EPICENTER мог пройти в Казани
— Расскажи о том, как прошел турнир.
— Турнир прошел замечательно, у нас получилось практически все, что мы планировали. Это был наш первый турнир за пределами Москвы, что является достаточно серьезным вызовом. Пришлось очень много оборудования везти из столицы — вся сцена, кабинки весом три тонны, свет, звук, и мы сами приехали из Москвы. Вся наша команда в течение последних двух месяцев неоднократно летала в Питер, проводила замеры, совещания со службой Юбилейного, и все это привело к тому, что в целом та часть турнира, которую видят в зале, прошла без каких-то проблем.
Есть проблемы для зрителей в фойе, но они обусловлены особенностями арены. Это то же самое, с чем мы сталкивались в ВТБ Арене, потому что обе площадки хоккейные, и они не предусматривают того, что зрители там будут находится по 7-10 часов. Обычно люди приходят, смотрят хоккейный матч и уходят через два-три часа. Наш зритель находится на площадки намного дольше, и, конечно, это накладывает определенные обязательства на организаторов. Кроме этого, так вышло, что службы Юбилейного были не готовы к тому, что у них может закончиться еда. Во второй день эту проблему решили, но было неприятно. Надеюсь, что люди как-то выходили из ситуации.
— Твой коллега Максим Маслов говорил, что EPICENTER изначально должен был пройти за пределами Москвы, но не в Питере. Почему не получилось?
— Нельзя сказать, что должен был пройти не в Питере, мы рассматривали две локации: Казань и Санкт-Петербург. После определенных событий мы остановились на северной столице. У нас есть конечно желание и мысли о том, что можно и нужно идти в регионы, потому что мы видим поддержку, которую мы получили здесь: все билеты на оба дня были проданы. Люди готовы нас смотреть, готовы приходить на Эпицентр не только в Москве, но и в Санкт-Петербург, в других городах-миллионниках, и, возможно, в городах поменьше.
Для нас важны зрители в Интернете, но особую важность представляют те, кто приходит на площадку. Эту аудиторию, мы можем показать в трансляции, зафиксировать, что у нас полный зал,что является важным фактором для партнеров турнира. Для развития вообще киберспорта в СНГ очень важно, чтобы турниры (не только Эпицентр, вообще все) полностью собирали те залы, в которых они проходят.
— В этот раз сцена выглядит довольно необычно — кабинки в разных частях сцены, центр арены занимает куб с экранами по четырем сторонам. Это вызвано особенностями площадки?
— В целом да. Полный зал ВТБ вмещает порядка 13000 зрителей, и когда мы делали театральную рассадку, то вмещается 6-7 тысяч человек. Здесь же вся арена по кругу вмещает порядка 6600 человек, и мы просто не могли себе позволить убрать половину зала. Это было бы нечестно по отношению к зрителю из Санкт-Петербурга, и поэтому мы стали думать, как мы можем сделать что-то интересное, и пригласить больше зрителей.
Нам не хотелось поступать, как большинство организаторов, делая сцену 360º с просто висящими наверху экранами. Нужно было что-то в духе EPICENTER, что-то особенное.. Хотя изначальный вариант сцены был рассчитан на половину зала, при переходе в 360 мы просто «завернули ее в куб» и добавили деталей, чтобы это смотрелось более живо.
Конструкция, конечно, несет в себе недочеты — например, зритель ни с одной точки не может увидеть две команды сразу. Это, безусловно, минус, но мы пошли на эту жертву ради того, чтобы сама сцена смотрелась впечатляюще. Другого варианта мы не нашли — хотя,возможно, он есть, и в будущем мы нащупаем, как должны выглядеть потрясающие круговые сцены.
— Твое мнение о фразе v1lat про взаимоотношения команд и организаторов…
— Я был бы счастлив, если бы мы так жили, но ситуация обстоит по другому. Виталий описал ситуацию из реального спорта, в нашем случае она чисто гипотетическая. Турниров огромное количество, и 99% из них оплачивают игрокам перелет и проживание. Да, это может быть эконом-класс и трехзвездная гостиница, но тем не менее, это все оплачено.
Виталий применил термин «облизывать игроков»… Ну, для меня безусловно важен комфорт игрока. Только если игроку комфортно,он может показать свою лучшую игру. Только если его не будут мучать факторы вроде тараканов в номере (реальный случай на одном из турниров по Dota2), он сможет приехать сюда, на стадион, и провести великолепный матч. Поэтому мы делаем все, чтобы игроки сосредоточились только на своем деле. Вот для чего мы это делаем. Ну и,конечно, чтобы они о нас в Твиттере хорошо написали (смеется).
Я не знаю, кто запустил этот тренд облизывать игроков и делать все за них, и НАДЕЯТЬСЯ, что они тебе ответят взаимностью и напишут в твиттере какой ты хороший.
— Работа над следующим EPICENTER уже идет?
— Мы хотим поменять процедуру подготовки; обычно она занимает 2-3 месяца, сейчас у нас впервые есть 5-6 месяцев. Мы начали с того, что я и наш дизайнер Женя Румянцев рисуем сцену. От нее уже пойдут трейлеры, тизерные ролики, представления команд. И сама концепция, как должна выглядеть эта сцена, она у нас есть, мы уже ее рисуем. Идет работа с ребятами, которые будут разрабатывать контент для церемонии открытия и церемонии закрытия, представления игроков, мэппинг, если он будет. Это первоначальный этап, от которого мы будем двигаться вперед. Как только мы поймем, что у нас сцена вот такая, мы сразу уже пойдем в какие-то анонсы, тизеры. На TI7 была водная тема — впервые за историю турнира мы заранее знаем, какая тема будет у нас, и мы стараемся ее развить.
— Текущая серия турниров серьезно ударила по онлайн-чемпионатам, таким как D2CL от Epic Esports.
— Серьезный удар по онлайн-чемпионам был нанесен еще тогда, когда Valve убрали возможность добавлять к билетам в Dota2TV бонусы. После этого проводить турниры стало не то что невыгодно — неинтересно. Когда у тебя начальный призовой 50,000 долларов, и за счет вещей ты увеличиваешь его до 150, это привлекает команды, можно даже заработать небольшую сумму. После отмены этой возможности количество онлайн-лиг моментально снизилось.
Я не сильно доволен 11 мейжорами. Подавая заявку на мейджор, мы действительно сильно постарались, это была красивая, хорошо оформленная, презентация. И когда мы получили Мейджор, сначала обрадовались, но потом поняли, что практически все, кто подавал заявку, его получили, и сам статус мейджора моментально обесценился. Легкое разочарование присутствует, хотя мы будем стараться, чтобы наш турнир сильно отличался от других.
— Еще один вопрос по Valve. Есть ли слова по поводу произошедшего с минором по CS:GO и пересечением турниров…
— Ну, там много может быть слов, по большей части нецензурных… Это то, с чем мы столкнулись два года назад, для нас это заключается в словах «отсутствие планирования у Valve». Мы на протяжении двух лет с этим постоянно сталкиваемся, и происходящее постоянно подтверждает мысли о том, что Valve по каким-то причинам не хочет планировать, учитывать интересы турнирных операторов. На мой взгляд, они не слишком уважительно относятся к тем людям, которые помогают развивать их игры. Несмотря на то, что каждый организатор двигает свой турнир, мы попутно развиваем и игры Valve, и хотелось бы получать если не благодарность, то хотя бы не пощечины.
— Расскажи о турнирных перспективах новым дисциплин, того же PUBG.
— Вообще, мы изначально брали за основу те дисциплины, которые могут собрать полные залы, потому что EPICENTER — все-таки коммерческий турнир. И, безусловно, мы с интересом смотрим в сторону PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS, потому что сейчас эта игра собирает огромное количество зрителей, но также требует и вдумчивого подхода. Потому что непонятно, как выставить спортивную часть. ESL провели один турнир и собираются провести второй: мы же присматриваемся к этому, думаем.
Надеюсь, что в ближайшее время создатели игры анонсируют некий спортивный мод, который установит правила, от которых мы сможем отталкиваться. Привезти 80 человек конечно, реально; можем также настроить камеры, но лично я считаю (не буду говорить за всю команду), что на данном этапе лучше подождать и посмотреть, что предложит издатель. Тем более, что есть Mail.Ru, представляющие интересы игры в СНГ, и мы находимся с ребятами на прямом контакте. Возможно, придумаем что-то совместное.