Параплан набирает высоту - Советский спорт

Матч-центр

  • 3-й тур
    2-й тайм
    АЕК Афины
    Бавария
    0
    0
    112.00X3.1521.53
  • 3-й тур
    2-й тайм
    Янг Бойз
    Валенсия
    1
    1
    13.90X2.3522.70
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Аякс
    Бенфика
    0
    0
    11.75X3.8524.45
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Хоффенхайм
    Лион
    0
    0
    12.00X3.6523.55
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Шахтёр Д
    Манчестер Сити
    0
    0
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Рома
    ЦСКА
    0
    0
    11.37X5.00210.50
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Реал Мадрид
    Виктория Пльзень
    0
    0
    11.06X12.50233.00
  • 3-й тур
    начало в 22:00
    Манчестер Юнайтед
    Ювентус
    0
    0
    13.05X3.2022.40
  • Экстремальные12 июля 2002 00:00Автор: Мещерикова Наталья

    Параплан набирает высоту

    null

    Еще пять-шесть лет назад многим приходилось объяснять, что такое параплан. Сейчас же, увидев в небе яркое планирующее крыло, никому не придет в голову обозвать парящее диво «летающей тряпочкой».

    Его часто путают с парашютом, у которого купол сделан тоже в виде крыла, но их предназначения сильно отличаются друг от друга. Парашют предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю, а параплан благодаря своим аэродинамическим качествам способен не просто планировать, а набирать высоту в теплых восходящих потоках.

    В парапланеризме существуют два направления — спортивное и развлекательное. Все соревновательные полеты происходят днем, в разгар солнечной активности, с 12 до 17 часов. Современные спортивные купола могут летать со скоростью почти 70 км в час.

    Все парапланы делятся на три класса:

    Standard – для любителей,

    Performance – для «продвинутых» любителей и клубных соревнований,

    Competition – для спортсменов.

    Разница между первым типом и последним приблизительно такая же, как между обычной машиной и болидом Формулы-1.

    ПАРАПИОНЕРЫ

    Первый выезд россиян на зарубежные соревнования состоялся в конце марта 1995 года. И отправились они ни много ни мало сразу на чемпионат мира, проходивший в японском городе Китакюсю. Только спустя шесть лет после первого мирового форума наши смогли попасть на подобные соревнования. «Команда тогда опоздала по всем срокам подачи заявок и оплаты стартовых взносов, — вспоминает один из участников тех соревнований, а ныне владелец школы парапланеризма инструктор Сергей Елизаров, – наше желание поучаствовать в соревнованиях было настолько велико, что мы влезли в долги, чтобы оплатить эту поездку, и даже подделали документы, иначе мы бы просто не успели».

    Пилоты-профессионалы летают практически круглый год, путешествуя по разным странам и континентам, участвуя в 6—7 этапах Кубка мира. У опытного по западным меркам пилота соревновательный налет составляет больше тысячи часов. В «обойме» лучших профессионалов – рейтинг-листе – сто фамилий. Из наших самый именитый – Николай Шорохов, он участвует в этом воздушном экстриме уже семь лет.

     Женщины в этом виде спорта соревнуются наравне с мужчинами.

    РУЧНОЕ ДИТЯ

    Современный параплан — это типичное дитя нашего компьютерного века с его математически выверенными супертехнологиями. Специальная, очень легкая ткань типа нейлона производится всего на трех-четырех фирмах. Лазерный компьютерный раскрой позволяет добиваться немыслимой точности заготовок, но все же конечное изделие – плод человеческих рук. Из нескольких сотен отдельных деталей параплан собирается (точнее, сшивается), как правило, женщинами, вручную на специальных швейных машинах.

    НИЖНЕЕ БЕЛЬЕ «НА МЕХУ»

    Для того чтобы летать и управлять парапланом, к нему необходимо как-то прицепиться. То, в чем сидит пилот, называется подвесной системой. По сути, это весьма комфортное, специально спрофилированное кресло, снабженное сложной системой регулировок не только под пилотов разного роста и комплекции, но даже под различные режимы полета. Во время полета пилот со всех сторон обдувается воздухом и практически всем телом ощущает его потоки. Одеяние пилота-спортсмена чем-то напоминает костюм конькобежца, с той лишь разницей, что под него надо одеть специальное нижнее термобелье, а то на высоте 2—3 километра можно легко «дать дуба» от холода.

    САМОСВАЛ АДРЕНАЛИНА

    Случаются у спортсменов, любителей летающего крыла, и серьезные травмы: переломы позвоночника, рук и ног. Происходит это, как правило, при вынужденных посадках на скалы, на непроходимые дебри и прочие непригодные для приземления места.

    Большинство крупных соревнований выигрывается на так называемых прототипах – парапланах, изготовленных в нескольких, а зачастую в одном экземпляре. Это аппараты с очень высокими летными качествами, но весьма ненадежные.

    Поэтому на международных соревнованиях «запаски» (спасательные парашюты) применяются регулярно, по 4—5 в каждом упражнении. Это означает, что пилоты вынуждены приземляться неизвестно куда и непонятно как.

    Есть и еще одно неприятное качество парапланов – способность терять свою форму при полете в сильно возмущенной атмосфере. Сопровождается это быстрой потерей высоты. Сильные «сложения» и «свалы» купола весьма нервируют на большой высоте, а на малой могут быть смертельно опасны. «За пару-тройку секунд – время, за которое успевает «сложиться» и расправиться крыло, организм выделяет самосвал адреналина», – говорит бывалый пилот и инструктор Сергей Елизаров.

    Рекорды продолжительности полета перестали фиксироваться после того, как один пилот на Гаваях проболтался в прибрежном бризе свыше 36 часов.

    Рекорд дальности составляет сейчас свыше 350 километров и установлен в Африке в пустыне Намиб.