Тренер Плющенко Алексей Мишин: Двум сложнейшим элементам Евгения научила его мама
У олимпийского чемпиона Евгения Плющенко в субботу, в Петербурге, умерла мама.
Об этой удивительной женщине, Татьяне Васильевне, сыгравшей в жизни фигуриста исключительную роль, «КП» рассказывает его бессменный тренер профессор Алексей Мишин.
- Наверное, можно вспомнить немало примеров самоотверженного отношения родителей к судьбе детей, - говорит Алексей Николаевич. – Но одним из самых ярких таких примеров всегда останется пример Татьяны Васильевны… Я вспоминаю, как Татьяна Васильевна приехала к нам в Петербург с сыном, а отец остался в Волгограде, он работал тогда столяром на птицеферме, мама же была безработной, потому что она должна была посвятить время ребенку.
Ни еды, ни одежды, ни коньков, ни ботинок. И в этих условиях, - а какое-то время Женя с мамой жили у меня дома, - в один из дней Татьяна Васильевна вышла и говорит: «Алексей Николаевич, все, мы больше не можем». Муж моей сестры возил им еду. В трехлитровых банках был суп, а в кастрюлях второе. И вот Татьяна Васильевна сказала: «Мы больше не можем, мы уезжаем. Сил совсем не осталось, в Волгограде у меня муж и дочка с ребенком, которым я тоже очень нужна».
Я ее не уговаривал. Я просто попросил: «Принимайте решение. Если вы категорически настроены уехать, то, конечно же, я не имею права вас удерживать. Но ребенок у вас очень талантливый. И я бы посоветовал вам потерпеть и принять решение в пользу ребенка».
И они остались.
Но выдержать то, что они с Женей тогда выдержали, всю эту тяжелую жизнь – это, конечно, героизм мамы. Но есть и другая сторона мамы. Дело в том, что в фигурном катании есть такое неоднозначное, очень распространенное явление, которое можно называть даже брендом. «Мама фигурного катания». Это такая мама, бесконечно преувеличивающая способности своего ребенка, дочери или сына, которая считает, что весь мир ей обязан, ей и ее ребенку. Так вот, такого абсолютно не было с Татьяной Васильевной.
Женя был одним из первых, если не самым первым в мире мужчиной, делавшим «бильман». И еще, как американцы это называли – «баранку Плющенко». Представьте себе, этим двум элементам его научила мама! Он просыпался, она его гнула в кровати. Она делала изо дня в день то, чего не смог бы сделать ни один тренер. Это целиком заслуга мамы.
Знаете, несмотря на то, что Татьяна Васильевна работала в поселке Солнечный в Уссурийском крае подносчицей кирпичей на стройке… Она говорила, что носила кирпичи так быстро и в таких количествах, на второй, третий, четвертый и пятый этаж, что каменщики не успевали делать кладку. Она показывала мне свои руки, они все были в желваках. Этот нечеловеческий труд, который она выполняла когда-то на стройках в Уссурийском крае, и стал причиной той болезни, которая ее поразила.
Но несмотря на то, что у нее не было высшего образования, и она не относилась к категории людей с высоким образовательным цензом, она чувствовала жизнь. Татьяна Васильевна всегда знала, где – правильно, и где – неправильно, что нужно много работать, идти на новое. У нее было такое прогрессивное мышление, которое далеко не всегда встречается у родителей из состоятельных семей, имеющих два, или три высших образования, но вот чувство истинного понимания смысла жизни при этом, увы, отсутствует.
У этой женщины, которой уже, к сожалению, нет с нами, оно было. Татьяна Васильевна была для меня большой помощницей, чего, подчеркну, нельзя сказать о многих мамах фигурного катания. И то, что Женя стал уникальным фигуристом, с уникальными достижениями мирового масштаба в большой, нет, в громадной степени является следствием ее разумного и дальновидного поведения».
… Мама Евгения Плющенко умерла в клинике «СОГАЗ» в Петербурге, несколько лет она боролась с последней стадией онкологии, и вместе с ней за ее жизнь боролись лучшие врачи Германии, Израиля и России. Татьяне Васильевне было всего пятьдесят девять лет. Даже будучи тяжело больной, она всегда приезжала в аэропорт встретить сына, возвращавшегося с соревнований.
Татьяна Васильевна Плющенко будет похоронена в Санкт-Петербурге на Сестрорецком кладбище. В тот день, когда ее не стало, знаменитый фигурист находился на гастролях в Японии, которые тут же были прерваны…