«Цзинь Боян - угроза всей системе судейства»
На прошлой неделе китаец Цзинь Боян совершил революцию в мире фигурного катания, сделав на турнире серии Гран-при в Пекине в короткой программе уникальный каскад из четверного лутца и тройного тулупа, а в произвольной – четыре четверных прыжка. Заслуженный тренер России Алексей Мишин специально для Sovsport.ru прокомментировал произошедшее событие.
- Я тренер, который входил в большой спорт с диссертацией на тему «Техника исполнения и методика обучения сложных многооборотных прыжков». Над этой диссертацией я работал добросовестно и творчески. И то сочетание теории и практики, которое я получил, позволило мне довольно-таки внезапно выдвинуться в число тренеров, которые имеют хороших спортсменов. Мой метод позволил добиться серьезных успехов Олегу Татаурову, Руслану Новосельцеву, Алексею Урманову, Алексею Ягудину, Евгению Плющенко, Артуру Гачинскому и Елизавете Туктамышевой. Мое кредо, как тренера – на вершине технического мастерства фигуриста всегда стоят многооборотные прыжки.
Если сейчас мы представим девочку, которая не может делать каскад «3-3», то как бы она не совершенствовала себя эстетически, ей никогда не выбиться в лидеры. Уверен, что наступит такой момент, что и фигуристке без тройного акселя, который сейчас исполняет Туктамышева, будет очень трудно компенсировать отсутствие такого прыжка другими качествами. Да, был случай, когда в мужском одиночном катании, мы помним, канадец Джеффри Баттл выиграл чемпионат мира, не исполнив тройного акселя. Но это исключение, которое подтверждает правило.
Что касается Цзинь Бояна, то представьте – он делает пять четверных прыжков в произвольной программе. А он способен на это. В среднем каждый прыжок, допустим, принесет ему по 12 баллов. Всего получится 60. Какое изящество может компенсировать такую сумму? Никакое. Поэтому я опасаюсь следующего. На Гран-при в Китае Цзинь Боян не все прыжки сделал чисто. Но если он начнет с ними справляться, то перед судьями возникнет проблема – как бы занизить ему оценки за компоненты! Поднять другим выше 9,5, пусть 10 баллов не получится – значит, придется занижать компоненты Цзинь Бояну.
Тем, кто считает, что его программы – «разбег-прыжок», могу ответить: этот мальчик вполне изящен. У него просто нет обаяния имени. А так он не кривой и не косой. Нормальный парень. Уже хорош он в плане компонентов. А когда он их еще подтянет, и к нему привыкнут зрители – ему уже нельзя будет ставить такую низкую вторую оценку. И тогда проблема охватит весь Международный союз конькобежцев. Эта проблема называется – что делать?
В рамках существующей системы Цзинь Боян и коллектив тренеров, которые с ним работают, все делает правильно. Чем больше сделаешь четверных прыжков – тем быстрее выиграешь медаль.
Да, все мои спортсмены, в основном, побеждали благодаря прыжкам. Но при этом я не могу сказать, что я тренер, который смотрит только на прыжки. Для меня Патрик Чан – это гений конька. Но ему будет очень сложно бороться с китайским фигуристом, потому что больше десяти баллов за компоненты не получить. А сколько у Чана четверных прыжков в произвольной программе? На последнем турнире был один. Может быть, сделает два. Ну хорошо, три. А как бороться с пятью? Получится, что бороться будет невозможно. И я в появлении Цзинь Бояна на ледовой арене вижу опасность для всей существующей системы судейства.