«Зенит» обманывает УЕФА?

«Советский спорт» получил письмо от своего читателя, который возмущен тем, что в Санкт-Петербурге раздают билеты на игры «Зенита» бесплатно,
news

Если бы я точно знал, что вы опубликуете мое письмо, я даже настаивал бы на заголовке «Бесплатный зритель с газовым душком», но попробую обойтись без навешивания ярлыков.

Cтатьи | Калькуляция «на глазок»

Бесплатный зритель на спортивных соревнованиях, как мы все хорошо знаем - явление довольно частое в России. По большому счету, ничего из ряда вон выходящего и страшного в этом нет. В американских колледжах и университетах всем вузом идут поболеть за команду, представляющую свое учебное заведение. Очень часто бывает, что зритель за это денег не платит – мероприятие некоммерческое. Это укрепление внутренних связей, это гордость за свою альма-матер и т.п. И стадионы – порой на несколько десятков тысяч человек - заполнены целиком. Сезон, к примеру, профессионального американского футбола длится меньше полугода. Но стадионы функционируют круглый год: чемпионаты штатов, чемпионаты университетов и колледжей и т.д. Своя модель есть в Европе, своя – в Китае.

Россия и тут, как это часто бывает, идет своим путем. Путь этот может иметь свою региональную специфику. Иногда принудительно приводят на трибуны студентов и преподавателей, как на матчах ФК «Ахмат». Ослушаться нельзя – поэтому и нет на матчах клуба пустых мест. Одна республика – одна команда. Стопроцентная поддержка. Но это скорее исключение из правил.

В Казани, на игре сборной с Ираном, все видели, что на стадионе присутствует тысяч 15-20 не больше. Вместимость стадиона – больше 40 тысяч. Раздали билеты на улицах и в вузах абсолютно все. Больше половины не пришли (кадры телевизионной трансляции видели все).

На табло написали, что присутствуют 33 тысячи – наверное, вывели по какой-то своей формуле: про аншлаг писать неловко, про реальные цифры – тоже не комильфо. Видимо, надо показывать Москве, распределяющей матчи сборной по городам, что Казань – тоже футбольный город, что сюда, следовательно, тоже должны направляться потоки. Ясно ведь, что организация матча требует финансирования.

Но я вот все ломаю голову: ладно сборная, но зачем раздаются билеты на обычные матчи клубов? С какой целью это делают, к примеру, в «Зените»? Ведь тут есть негативный психологический момент: получив билет бесплатно, ты уже не хочешь в следующий раз платить за него – будешь ждать новой халявы.

Я, конечно, рад, что начали билеты бесплатно давать, но «Газпром» лучше бы выделил бесплатные билеты в театр, кино. И к тому же, что выходит? Все детские комплексы и кружки платные, а на «Зенит» – бесплатно… Что за страна такая? Для кого вы это делаете?

Сомневаюсь, что все объясняется только имиджевыми соображениями или желанием обеспечить своему клубу дополнительную поддержку зрителей, идеей привлечь новых болельщиков на новый красавец-стадион. Похоже, что предприятия вовсе не о досуге своих сотрудников заботятся. Они становятся частью схемы. Глобальной схемы по обману УЕФА.

Сейчас поясню, о чем идет речь. Как известно, в европейском футболе уже несколько лет действует правило финансового fair play. Просто так взять и кинуть клубу денег от спонсора нельзя – надо показать реальную выручку, от билетов, от атрибутики, от телеправ, от прочей деятельности. Слишком хорошо это помнит московское «Динамо», которое еврофутбольными чиновниками было лишено права участвовать в Лиге Европы, с чего, собственно, и начался два с лишним года назад крах бело-голубых.

В итоге несложно предположить, что «Зенит» записывает липовый доход клубу от продажи билетов. Схема примитивная: муниципалитеты города оптом покупают билеты у клуба. Тут принцип «один город – одна команда» культивируется давно. Так что, если ты интересуешься футболом, практически наверняка болеешь за «Зенит». Муниципалитеты добровольно-принудительно дают разнарядку бюджетным предприятиям на своей территории на обязательное посещение матчей «Зенита». Предприятия платят деньги, но не свои: «Газпром» через свои аффилированные структуры компенсирует городу эти потраченные суммы.

Формально касса клуба пополняется. И на нее-то и закупаются потом пачки новых футболистов! Все очень просто.

Что же мы имеем в итоге? Газовый монополист, являющийся официальным спонсором Лиги чемпионов УЕФА, на эту самую УЕФА… не хочется говорить слово «кладёт» - креативно и творчески обходит ее требования. Логично было бы даже пойти дальше и предположить, что все остальные источники клубной кассы, которые не видны стороннему глазу, пополняются такими же креативными способами. Отчего бы не написать, например, будто дорогая клубная атрибутика поступила в детские учреждения? Или, к примеру, ложи топ-менеджментом «Газпрома» выкупались за миллион рублей каждое место?

Новости. Футбол