Украинский Евроремонт

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА. Больше года прошло с того момента, как в Кардиффе право на проведение Евро-2012 доверили Украине и Польше. Тогда это решение в обеих странах вызвало настоящую эйфорию. Довольно скоро, впрочем, сменившуюся серыми буднями и массой проблем. Постоянно курсирующие слухи об угрозах со стороны УЕФА отнять у «восточного блока» первенство континента (хотя почему «слухи» – месяц назад Мишель Платини прямо заявил, что «исполком УЕФА просит Украину и Польшу проснуться и начать подготовку к Евро-2012») заставили нашего киевского спецкора провести собственное расследование с целью разузнать, как действительно обстоит дело с продвижением большого футбольного проекта в «незалежной».
Сначала о том немногом, что уже сделано. В этом году будут сданы новые стадионы в Днепропетровске и Донецке (необходимая оговорка – эти клубные арены владельцы «Днепра» и «Шахтера» строили вне зависимости от того, получила бы Украина Евро-2012 или нет). Принят проект реконструкции киевского НСК «Олимпийский». Должен быть снесен торгово-развлекательный центр «Троицкий», расположенный непосредственно перед НСК. Утвержден проект новой арены во Львове, но пока не решено, кому она будет принадлежать…
Заметили – «будут», «должен»? И это еще «цветочки» – с остальной инфраструктурой дела обстоят и вовсе неважно.
Дороги – «семь ухабов на версту». Например, проехать из Москвы в Киев и обратно на автобусе или машине – удовольствие весьма сомнительное. Проблема с дорогами остро стоит для всех украинских городов, которые должны принять матчи Евро.
Идентичная ситуация с аэропортами и гостиницами. По оценкам экспертов, чтобы отстроить необходимое для приема туристов количество гостиниц, сделать новые дороги и реконструировать вокзалы и аэропорты, требуется вложить в этот проект около 25 миллиардов долларов. При этом планируется, что из государственного бюджета Украины выделят эквивалент 5 миллиардов, а остальные 20 нужно извлекать из карманов частных инвесторов.
Эти самые карманы призваны «потрошить» три государственных органа, созданных специально под Евро-2012. Координационный совет, который возглавляет лично президент Украины Виктор Ющенко, организационный комитет, которым сейчас руководит премьер-министр страны Юлия Тимошенко и Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения в Украине Евро-2012, возглавляемое Евгением Червоненко. Также созданы региональные и местные структуры организационных комитетов.
Однако политические баталии, которые уже чрезвычайно долго продолжаются на Украине (или, вернее сказать, вовсе не прекращаются), фактически поставили шлагбаум на работе вышеперечисленных органов. Странное дело: на словах все украинские политические силы поддерживают проведение чемпионата Европы. На деле же у них до этого проекта пока не доходят руки – интенсивная борьба за власть мешает сосредоточиться на организации континентального форума.
Впрочем, еще не поздно взяться за ум. «Что бы сейчас ни говорили, этот шанс мы не потеряли, – резюмирует главный творец украино-польской заявки, президент ФФУ Григорий Суркис. – Возможно, потеряли где-то в темпе, в динамике подготовки, но точно выиграли с точки зрения перспектив. На бумаге у нас уже все хорошо. Теперь нужно подготовить сетевой график, людей, ответственных за сдачу каждого объекта, соответственно найти и указать источники финансирования (то ли за счет привлечения инвестиций, то ли за счет местного и государственного бюджета) и наверстать упущенное. Пока же мы на старомодном мотоцикле пытаемся догнать этот поезд».
Более дипломатичный прогноз у генерального директора Национальной туристической организации Украины Виктора Безверхнего, кстати, первого президента киевского «Динамо»: «Обратной дороги у нас теперь нет. Нужно выполнять взятые на себя обязательства. Надеюсь, что данное решение станет импульсом для развития туристического бизнеса в Украине. Работы – непочатый край. Ведь построить автобаны – это еще далеко не все. Возле них должны быть возведены сотни комфортабельных кемпингов и ресторанчиков, тысячи туалетов. В государственном бюджете на все это денег не хватит. Поэтому потребуется провести определенную работу по привлечению многомиллионных инвестиций. Благо, перспективы принять в Украине сотни тысяч туристов позволяют надеяться на активность инвесторов».
Первоначально матчи Евро-2012 должны были пройти в Киеве, Донецке, Днепропетровске и Львове. Однако уже после победы украинско-польской заявки еще два города обозначили желание провести у себя игры континентального первенства. Сейчас Одесса и Харьков, образно выражаясь, находятся на «скамейке запасных». Если какой-то из четырех основных городов не сможет выполнить всех взятых на себя обязательств по организации матчей и приему туристов, он будет заменен. Одесса и Харьков смогут принять встречи Евро-2012 еще и в том случае, если УЕФА изменит регламент и допустит в финальный раунд первенства континента 24 команды.
Сегодня шесть украинских городов пребывают в разной степени готовности…
КИЕВ
Стадион. Как говорится – «уж полночь близится, а Германа все нет». В феврале Кабинет министров Украины с одной стороны и застройщик торгово-развлекательного комплекса «Троицкий» ООО «Юджин» с другой подписали меморандум о демонтаже «Троицкого» в течение первого полугодия-2008. Первое полугодие вот-вот канет в Лету, а работы в самом разгаре…
После демонтажа «Троицкого» НСК «Олимпийский» должен быть закрыт на реконструкцию, проводить которую будет тайваньская компания, выигравшая тендер. После реконструкции «Олимпийский» будет вмещать 85 тысяч зрителей. Около 26 тысяч квадратных метров выделят для ресторанов, магазинов.
Представители тайваньской компании составили график строительства, который занимает 794 дня. Реконструированная арена не будет чисто футбольной. На «Олимпийском» можно будет проводить и легкоатлетические турниры, и даже матчи по американскому футболу. А кроме того – концерты и выставки.
Отели. За год в Киеве открылось два пятизвездочных отеля – Hyatt Regency Kyiv и «Опера» – плюс четырехзвездочная «Ривьера» (всего в столице на сегодняшний день функционирует 117 различных отелей). Дальнейшие планы возведения гостиниц и вовсе грандиозны: планируется, что будет построено еще около десяти 5-звездочных отелей, и по двадцать 4-х и 3-звездочных! Это в придачу к специально разработанному проекту «Малые гостиницы Киева».
На территории Труханова острова градоначальники планируют создать международный молодежный центр со своим административным домом, со спальными коттеджами и палаточным городком из сборных конструкций, рассчитанный на 15 тысяч студентов – гостей столицы. Там будет спортивный комплекс, информационное бюро, медицинское обслуживание. После чемпионата все сборные конструкции будут убраны, а останется лишь инфраструктура для проведения спортивных мероприятий.
Аэропорт. До сих пор не утвержден проект сметной документации на реконструкцию «Борисполя» – чиновники по-прежнему делят дорогостоящую землю. В планах – построить несколько новых терминалов, стоянку на 3000 авто и два отеля.
Дороги и метро. Опять-таки, только в планах привести в порядок и расширить несколько транспортных развязок. В этом году должно начаться строительство кольцевой автодороги вокруг Киева. К началу Евро-2012 обещают ввести в строй четыре новыe станции метро.
ДОНЕЦК
Стадион. Донецкий стадион станет первым в Восточной Европе спроектированным и построенным в соответствии с пятизвездочными нормами УЕФА. Его строительство было начато в 2006 году, сдать объект планируется в октябре 2008-го. Стоимость проекта оценивается в 250 миллионов долларов.
Отели. Поскольку Донецк не является туристическим центром Украины (всего в городе числятся 32 отельных комплекса различной вместимости), этот вопрос для столицы Донбасса один из самых проблемных. Есть идея разработать специальную программу и привлечь для обслуживания гостей Евро-2012 частников, которые будут сдавать квартиры или комнаты на условиях пансиона. В свою очередь, горсовет готов формировать реестр такого жилья. Подобный вариант обойдется туристам значительно дешевле, чем гостиничные номера. А местные жители смогут заработать на сдаче недвижимости.
Аэропорт. Разработан проект по реконструкции взлетно-посадочной полосы Донецкого международного аэропорта. Если верить словам мэра Донецка Александра Лукьянченко, то в бюджете уже заложено 771 миллион гривен (около 160 миллионов долларов) на проведение всех работ. Однако к реальному воплощению проекта в жизнь еще не приступали…
Метро. Пока этот проект существует только на бумаге. Стоимость первой ветки донецкого метро (а ее запуск планируется к Евро-2012) – 7 миллиардов гривен (около 1,5 миллиарда долларов).
ДНЕПРО- ПЕТРОВСК
Стадион. Строительство новой клубной арены «Днепра», на которой будут проходить матчи Евро-2012, близится к концу, хотя первоначально ее планировали сдать в сентябре прошлого года. Сейчас осталось лишь постелить газон и закончить благоустройство территории. Стадион вместимостью в 31 тысячу зрительских мест будет иметь крытые трибуны, травяной газон с подогревом. Строительство арены по официальным данным обошлось в 40 миллионов евро.
Отели. К 2012 году в Днепропетровске должно быть построено несколько 4-х и 5-звездочных гостиниц, подготовлены старые и построены новые загородные туристические комплексы, а также базы отдыха для приема гостей. Интерес и готовность к сотрудничеству с Днепропетровском выразили известные сетевые гостиничные операторы Hilton, Marriott и Radisson. По расчетам специалистов Днепропетровск посетят около 90 тысяч туристов.
Аэропорт. Пока днепропетровский аэропорт не выдерживает никакой критики. Его пропускная способность – 15–20 самолетов в сутки. По слухам, инвесторы готовы выделить 250 миллионов долларов для строительства нового здания и взлетно-посадочной полосы.
Транспорт. Предусмотрено реформирование всей транспортной системы города. Обновлению подвергнутся автобусные и троллейбусные остановки, планируется создание специальных транспортных развязок, реконструкция железнодорожного вокзала. Возможно, будут достроены еще несколько станций метро.
ЛЬВОВ
Стадион. Разбирательства вокруг нового стадиона между городскими властями и владельцем ФК «Карпаты» Петром Дыминским продолжаются. Тендер выиграла компания «Альпина», но к строительству она сможет приступить только после того, как будет окончательно решено, кто же в действительности финансирует проект. Арена будет иметь три этажа, включающие в себя паркинг и двухъярусные трибуны. Ориентировочная стоимость строительства – около 100 миллионов долларов.
Отели. Затеянная реконструкция и модернизация местных гостиниц должна повысить их уровень и статус (пока в городе вовсе нет 5-звездочных отелей). На «пять звезд» претендуют – «Леополис», «Днистер-Премьер Палас», «Опера», а также две гостиницы, которые только планируют построить. Всего сейчас ведется строительство 11 отелей. По предварительным подсчетам, этих номеров хватит для обеспечения жильем иностранных гостей.
Аэропорт. В сентябре 2007 года город заявил о намерении увеличить до 2012 года пропускную способность аэропорта «Львов» в 5 раз – до 1 миллиона пассажиров в год. С этой целью планируется построить новый пассажирский терминал. Всего и дел-то – найти 200 миллионов долларов…
Дороги. Уже введен в действие после реконструкции путепровод через железную дорогу Львов-Ковель. Также планируется строительство дорог Львов – Краковец (84,4 км – 420 млн. евро) и Львов – Броды (78 км – 380 млн. евро).
«Скамейка запасных»
ОДЕССА
В феврале началась реконструкция центрального стадиона «Черноморец». Утверждена городская целевая «Программа подготовки и проведения Евро-2012». Финансирование мероприятий в объеме 736 миллионов 865 тысяч гривен (около 150 миллионов долларов) будет осуществляться из городского бюджета. Также планируется привлечь около миллиарда долларов частных инвестиций. Запланирована модернизация железнодорожного вокзала и морского порта.
ХАРЬКОВ
На стадионе «Металлист» достроена и введена в эксплуатацию Северная трибуна, которая начала реконструироваться еще в 80-х годах прошлого столетия. В начале осени 2007-го была разрушена до основания старая Восточная трибуна, а на ее месте возведена новая. В 2011 году в рамках подготовки Харькова к Евро-2012 планируется завершить первую часть работ по реконструкции «Международного аэропорта «Харьков» (возведение нового терминала и взлетно-посадочной полосы).
ЦИФРЫ ЕВРО-2012
На 31 матч Евро-2012 планируется продать 1 миллион 497 тысяч билетов.
В Украину приедет больше 1 миллиона туристов.
По предварительным данным, матчи Евро посмотрит 7,9 миллиардов телезрителей.





