Тест Купера

ЭКТОР КУПЕР. Став первой национальной командой на постсоветском пространстве, пригласившей иностранного тренера, сборная Грузии этим летом выписала себе уже пятого наставника из Европы! Эволюционный ряд, берущий начало от бельгийца Йохана Боскампа, пополнился самой пока громкой фамилией – двукратным участником финалов Лиги чемпионов Эктором Купером. Корреспондент «ССФ» отправился в валлийский Суонси, где был запланирован дебют Купера в новой должности, чтобы взять эксклюзивное интервью у аргентинского специалиста.
Удивляться августовским дождям в Суонси – такой же моветон, как январским морозам в Сибири. Второй по величине город Уэльса, если верить британским метеорологам – самое сырое место на всем туманном Альбионе. Пока мини-кеб везет меня в загородный отель, где поселилась грузинская сборная накануне товарищеской игры с Уэльсом, я вглядываюсь сквозь запотевшие от влаги окна в суровые валлийские пейзажи и начинаю все больше сочувствовать Эктору Куперу. Место для первого свидания с новой командой аргентинцу, честно говоря, подыскали не самое удачное…
– Не помню, чтобы когда-нибудь в таких условиях приходилось к игре готовиться! – грея руки о стакан горячего шоколада, жалуется мне вице-президент грузинской федерации футбола Гоги Кавтарадзе. – Вчера из-за ливня нам не разрешили тренироваться на арене, где будет проходить матч. Отправили на какой-то деревенский стадиончик: там даже поле было под наклоном!
Сам Купер ровно в 11 часов утра встречает меня в дверях своего корпуса – эпитеты, характеризующие выражение его лица в этот момент, очень подошли бы для описания валлийской погоды. В ответ на мое предложение где-нибудь присесть Купер, с большим удивлением посмотрев сначала на меня, а потом на переводчика (аргентинец не говорит по-английски: только по-испански и по-итальянски), предлагает провести интервью прямо в дверях.
– У вас же всего три-четыре вопроса, – говорит тренер с такой уверенностью, будто мы с ним вчера об этом договорились.
Я не знаю, какое выражение приобрела в этот момент моя физиономия. Могу только догадываться, что она произвела сильное впечатление на Купера: он отпросился на час по делам и сказал ждать его в холле в полдень.
– Вообще-то он не очень любит журналистов, – откровенничает со мной Кавтарадзе. – Сразу нас попросил, чтобы общение с репортерами по возможности происходило только в рамках пресс-конференций. Но мы ему объяснили, что ты сюда специально ради интервью с ним приехал, и он согласился поговорить.
«ОМАН ДЛЯ МЕНЯ – ЧЕРЕСЧУР ЭКЗОТИЧНО»
В 12 часов Купер, как и обещал, бежит под зонтом вместе с переводчиком к ресепшену. Мы выбираем место поближе к окну, и в этот момент я понимаю, что настоящий экстрим сейчас не на улице, а у нас за столиком. Грузин Нико, выписанный из Мадрида в толмачи к аргентинцу, признается мне, что уже несколько лет не… практиковался в русском.
– Сеньор Купер, если позволите, вопрос в лоб. Футбольная общественность давно высказывает опасения – мол, у вас попросту села «батарейка». После двух финалов Лиги чемпионов с «Валенсией» вы в течение семи лет сменили четыре команды и в каждой из них показывали все менее впечатляющие результаты. Работа в сборной Грузии – это последняя попытка доказать, что вы еще на что-то способны?
Мой вопрос явно задевает Купера за живое. Он отвечает минуты две, Нико сосредоточенно слушает, и уже хотя бы по тому, что перевод длится примерно столько же, я расстаюсь со своими опасениями по поводу языкового барьера.
– Не надо представлять мое согласие на работу в Грузии как жест отчаяния или попытку немощного дедушки убедить всех, что ему еще рано на пенсию, – Купер, словно пытаясь еще и невербально показать мне, что в нем до сих пор полно энергии, начинает очень активно размахивать руками. – Не смотрите на мои седые волосы: мне еще только 52 года! Вообще я не могу представить свою жизнь без футбола. Закончу тренировать, наверное, только когда почувствую, что уже физически не тяну. В Грузию я поехал совсем не от безысходности. Весной, после увольнения из «Пармы», мне поступили предложения от «Галатасарая» и сборной Омана. Я очень хотел поработать со сборной – это для меня новый опыт. Но все-таки Оман – чересчур экзотично, а предложение грузинской федерации я принял почти сразу.
«Я ПОСМОТРЕЛ НА ХИТЦФЕЛЬДА: «СТАРИК, ТЕБЕ И ТАК УЖЕ СКАЗОЧНО ПОВЕЗЛО»
– Вы сильно верующий человек?
– Да. А почему вы спрашиваете?
– Просто складывается ощущение, что над вами какое-то проклятие висит: два проигранных финала Лиги чемпионов, поражения в решающих матчах Кубка Кубков и Кубка Испании! Не пробовали у небес поддержки попросить?
– Если я и прошу о чем-то Бога, то это не касается футбола – в жизни есть вещи поважнее. А про финалы могу сказать, что до каждого из них еще надо было дойти! Для меня самым обидным стал проигрыш «Баварии» в мае 2001-го в финале Лиги чемпионов. За несколько дней до этого мюнхенцы выиграли бундеслигу. Там была фантастическая развязка, когда они в последнем туре в последней атаке забили гол «Гамбургу» и вырвали чемпионство у «Шальке». У нас в Милане тогда до пенальти дело дошло. Я посмотрел на Хитцфельда, главного тренера «Баварии», и подумал: «Старик, тебе и так уже сказочно повезло – теперь моя очередь. Удача должна воздать мне за труды!». Увы... Мы пробили по шесть ударов, а седьмой, от Пеллегрино, отразил Кан…
Говорят, на тот финал Купер ехал уже с миланской пропиской: аргентинского тренера заблаговременно завербовал президент «Интера» Массимо Моратти. С «нерадзурри» наставник проработал два года и два месяца. Скудетто так и не выиграл, зато поссорился с лидерами команды (именно плохие отношения с Купером инспирировали уход из «Интера» Роналдо и Зеедорфа) и, что в кальчо еще опаснее, с журналистами.
На государственном канале RAI по воскресеньям выходила передача Domenico Sportivo. После каждого матча тренеры помимо пресс-конференции еще должны были отвечать на вопросы из студии: в микст-зоне были установлены специальные камеры. Ведущий программы – мэтр итальянской спортивной журналистики Джорджо Тузатти – даже самых именитых своих собеседников третировал, как будто перед ним по ту сторону экрана стояли тренеры-неофиты. И вот в одном из выпусков, после очередного очень жесткого вопроса Тузатти, Купер не выдержал и выпалил: «Я, что, должен за каждое свое действие отчитываться?!», после чего рванул прочь от камер. На следующий день аргентинца призывали подвергнуть инквизиции с обложек всех спортивных газет страны, и ему пришлось вместе с Моратти даже созывать специальную пресс-конференцию, чтобы попросить прощения у Тузатти.
– У Моратти все просто: если «Интер» не на первом месте, тренер работает плохо. Я стал сначала третьим, потом вторым, а в следующем сезоне меня уволили после шести туров, когда мы занимали восьмую строчку, – по тому, как скупо Купер описывает свою работу на «Сан-Сиро», можно легко догадаться, что это для него самая постылая тема.
«ИЗ РОССИИ ЗВАЛИ ЦСКА И «МОСКВА»
После «Интера» аргентинец вернулся в «Майорку», которая была его первым европейским клубом. Там его ждали как мессию: находившуюся в зоне вылета команду любимый тренер весной 2005-го спас от вылета. В феврале 2006-го Купер покинул остров, и в тот момент клинья к Эктору стали подбивать российские клубы.
– Конкретные предложения поступали от ЦСКА и «Москвы», но я тогда не захотел уезжать так далеко от дома и выбрал «Бетис», – вспоминает тренер. – Может быть, еще и доеду как-нибудь до России: там сейчас много амбициозных клубов.
Из «Бетиса» Купера попросили уже в середине сезона-2007/2008, после чего, как многие подумали, он решил-таки завязать с футболом. Ошибались: в марте фамилия аргентинца появилась в заявочном листе «Пармы», отчаянно цеплявшейся за место в Серии А.
– Меня пригласили за 11 туров до конца чемпионата, когда в принципе что-то кардинально поменять в команде было невозможно. Мы провели 10 матчей, и все должно было решиться в последней игре. И вдруг я узнаю, что меня увольняют. В такой-то момент! До сих пор не понимаю Джирарди (президент «Пармы». – Прим. ред.)! – возмущается Купер.
«ВОЗНИКНУТ ПРЕТЕНЗИИ К КАЛАДЗЕ – НАЙДУ ДРУГОГО КАПИТАНА»
После увольнения Клауса Топмеллера грузинская федерация рассматривала три кандидатуры на пост главного тренера. Бранко Иванкович в итоге предпочел загребское «Динамо», а из двух оставшихся фамилий – немца Фолькера Финке и Купера – грузины выбрали более известную.
– Официально мне никто не ставил задачи вывести Грузию на чемпионат мира, – говорит аргентинец.
– Контракт заключен на 17 месяцев, и если мы увидим, что команда под руководством Эктора прогрессирует, договор будет пролонгирован, – вступает в разговор Кавтарадзе, но Купер его тут же перебивает:
– Я сам для себя поставил такую цель: сыграть с этой сборной в ЮАР!
– Разве это реально?
– Ну, Италия, разумеется, явный фаворит в нашей группе. Но с остальными – Ирландией, Болгарией, Кипром и Черногорией – вполне можно играть!
– В вашей команде есть две звезды европейского уровня: Каха Каладзе и Леван Кобиашвили. Но проблема в том, что обычно вместо настоящих Каладзе и Кобиашвили в сборную приезжают их «двойники», которые не показывают и десятой части той игры, какую видят болельщики «Милана» и «Шальке». Каладзе останется при вас капитаном?
– Пока не могу ответить на этот вопрос. Одно могу сказать точно: в моей команде капитанскую повязку никогда не будет носить человек, который не полностью отдает себя игре. Поэтому если у меня будут претензии к Кахе по самоотдаче, я найду другого капитана.
«МОЛОДЕЖЬ БУДЕТ ИГРАТЬ!»
В Грузии подрастает очень талантливое поколение футболистов. Трое грузин в 2007 году вошли в список ста самых одаренных игроков мира по версии ФИФА: 18-летние – вратарь Георгий Макаридзе из тбилисского «Динамо», полузащитник Леван Кения из «Шальке» и его тезка, нападающий Мчедлидзе из «Эмполи».
В отборочном турнире Евро-2008 Топмеллер манкировал юными кадрами, опираясь на опытных игроков. Лишь когда команда потеряла шансы на выход из группы, он выпустил в домашней игре против шотландцев молодежь и… только навредил себе. Грузия победила – 2:0, и все сразу задались вопросом: а почему нельзя было играть таким составом раньше? К Куперу, кажется, подобных вопросов не возникнет…
– Я знаю, что у нас есть несколько очень перспективных ребят. Чтобы расти дальше, им обязательно нужно играть. И они будут играть! Если, конечно, не снизят к себе требований, – заявляет аргентинец.
К слову, и с тренерскими кадрами в Грузии ситуация налаживается. Шота Арвеладзе сейчас переписывает конспекты Луи ван Гала в «Алкмаре» и каждый день имеет возможность проверять их эффективность на практике, ассистируя знаменитому голландцу. А Тимур Кецбая уже несколько лет работает самостоятельно и на прошлой неделе вместе со своим «Анортосисом» добился того, что впервые в истории Лиги чемпионов на групповом этапе будет играть кипрский клуб.
– С обоими у нас был разговор, – рассказывает мне Кавтарадзе. – Ведь в Грузии после назначения Купера некоторые стали возмущаться: «Зачем опять иностранца позвали на большую зарплату? Лучше бы кого-нибудь из своих назначили!». Но тот же Кецбая будет отличным тренером для сборной через несколько лет, когда наберется опыта больших матчей и поймет, что в «Анортосисе» выше расти уже некуда. А у Арвеладзе еще будет встреча с Купером. Возможно, Шота даже войдет в тренерский штаб, ведь он неплохо говорит по-испански.
«НЕ БОЯЛСЯ ЕХАТЬ В ТБИЛИСИ»
Купер, разговаривающий по телефону в то время, пока Кавтарадзе рисует мне перспективы самых многообещающих грузинских тренеров, знаком дает понять: последний вопрос.
– Эктор, не могу не спросить – когда стало известно о событиях в Южной Осетии, у вас не возникло желания отказаться от работы в Грузии?
– Что вы?! Даже не думал об этом! Спорт должен быть вне политики. Кстати, я пока в Тбилиси был всего один раз: когда контракт подписывал. До этого не имел никакого представления о городе, да и сейчас пока мало впечатлений, но все, что видел, – очень понравилось.
Скромный аргентинец умолчал о нескольких деталях, про которые мне чуть позже рассказал Нико:
– Знаешь, когда в Цхинвали все это началось, в поведении Купера абсолютно ничего не поменялось. Наоборот, даже мне показалось, что он воспринимает это как некий вызов: работать в стране, которая оказалась в столь непростой политической ситуации. В начале августа он нам каждый день звонил и спрашивал, когда можно прилететь. Но мы отвечали, что пока в этом просто нет необходимости.
– Отборочный матч с Ирландией Грузия по решению УЕФА проводит на нейтральном поле. Потом, 10-го, встречаемся в гостях с Италией. После этих матчей Купер, может быть, ненадолго заскочит домой – на Майорку, а потом опять приедет в Тбилиси, – продолжает Нико. – Мы к тому моменту ему уже жилье найдем. Причем он попросил, чтобы это была именно квартира, а не отель. Вообще Купер большую часть года собирается у нас проводить. Уже спрашивал меня, какая в Тбилиси зимой погода. И про водителей еще интересовался. Я ему сказал, что на столичных дорогах нужно поаккуратнее быть. Конечно, мы ему шофера дадим, но он просто очень любит сам водить машину…
P.S.
Через семь часов после того, как мы попрощались с Купером, на «Liberty stadion» состоялась его премьера в новой роли. Составы у обеих команд были не оптимальными. Валлийцам пришлось поделиться несколькими игроками с молодежной сборной, игравшей квалификационный матч с Румынией, а многие грузинские игроки просто не смогли доехать до Уэльса из-за проблем с получением визы.
Дежурная ошибка вратаря в первом тайме – Лория пропустил нелепейший гол после удара с 30-ти метров – не помешала грузинам после перерыва заиграть «от ножа». Как итог – сенсационный камбэк: Кения на 66-й минуте сравнял счет, а Гоциридзе на 90-й добыл для гостей победу. Первый грузинский блин аргентинца Купера не вышел комом…
ЭКТОР РАУЛЬ КУПЕР
Родился 16 ноября 1955 года в Санта-Фе (Аргентина).
Центральный защитник. Выступал за «Феррокариль Оэсте» и «Уракан». Дважды чемпион страны – 1982 и 1984 гг. В составе сборной Аргентины провел 8 игр.
Тренировал аргентинские клубы – «Уракан» и «Ланус», испанские – «Майорку» (1997-1999, 2004-2006), «Валенсию» (1999-2001), «Бетис» (2007-2008), миланский «Интер» (2001 – 2003), «Парму» (2008).
Обладатель Суперкубка Испании-1998. Дважды финалист Лиги чемпионов.
С августа 2008 года главный тренер сборной Грузии. n
МЕЖДУ ТЕМ
Комиссия УЕФА по чрезвычайным ситуациям решила, что матч отборочного турнира Евро-2009 Россия - Грузия пройдет на нейтральном поле. «С учетом политической ситуации между Россией и Грузией…» - говорилось в специальном документе, полученном РФС.
В итоге российская сторона приняла решение о том, что поединок состоится в Белоруссии, в Минске, на стадионе «Трактор», 5 сентября.
Остается напомнить, что молодежная сборная России, руководимая Борисом Стукаловым, сохраняет шансы выйти в следующую стадию розыгрыша (со второго места в группе), в то время как грузины, расположившиеся на последней строчке турнирной таблицы, уже потеряли все надежды на попадание в финальную часть первенства континента.





