Зачем откинули коньки? Конфликт между сборной командой и федерацией обрекает Россию на провал в олимпийском Ванкувере

В конькобежном спорте на Олимпиаде разыгрывается 12 комплектов наград. При этом на последнем перед Играми-2010 чемпионате мира на отдельных дистанциях сборная России не выиграла ни одной медали! Президент Союза конькобежцев России (СКР) Владимир Комаров
news

СКОРОСТНОЙ БЕГ НА КОНЬКАХ
ДО ОЛИМПИАДЫ В ВАНКУВЕРЕ – 308 ДНЕЙ

В конькобежном спорте на Олимпиаде разыгрывается 12 комплектов наград. При этом на последнем перед Играми-2010 чемпионате мира на отдельных дистанциях сборная России не выиграла ни одной медали! Президент Союза конькобежцев России (СКР) Владимир Комаров и главный тренер национальный команды Николай Гудин считают, что в Ванкувере если не за золото, так за серебро и бронзу должны бороться Дмитрий Лобков, Евгений Лаленков и Иван Скобрев. При этом потенциальных призеров Олимпиады руководство СКР… не хочет видеть на сборах команды.

ДМИТРИЙ ЛОБКОВ: КОМУ МЫ НУЖНЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

– В руководстве Союза конькобежцев нам прямо так и сказали: «Ребята, мы не можем создать для вас необходимые условия, так что ищите другие варианты», – признается лидер нашей спринтерской сборной Дмитрий Лобков, выигравший в прошедшем сезоне золото на 500 м на этапе Кубка мира в Китае. – Езжайте в Канаду, Голландию, Норвегию. Но это ведь абсурд! Там местные готовятся к Ванкуверу – кому там нужны иностранцы?

– Что значит: нет условий? В стране три современных катка – в Челябинске, Москве и Коломне!

– Да бог его знает. Нам сказали, что не могут создать врачебное обеспечение. Да я в жизни не поверю, что в России не найдется хороших врачей! Все это возможно. Было бы желание нас готовить, а его, судя по всему, и нет.

– Неужели у Союза конькобежцев есть желание отделаться от своих лидеров, снять с себя всю ответственность за вашу подготовку?

– Точно такое же впечатление сложилось и у меня, и у Жени Лаленкова (чемпион мира-2004 на дистанции 500 м, многократный призер и обладатель малых медалей чемпионатов мира и Европы по многоборью на дистанциях 1000 и 1500 м. – Прим. ред.), и у Вани Скобрева (абсолютный чемпион России. – Прим. ред). При этом все подают так, что мы сами хотим уехать из России. Некрасиво, правда?

– Ну, и где вы намерены продолжить подготовку к Олимпиаде?

– Со мной вроде все образовалось – я останусь в сборной. Это важно и для меня, и для молодых спринтеров, которые солидно подтянулись в последнее время. Интересно, кстати, что после мартовского чемпионата России главный тренер национальной команды Николай Гудин сказал мне, что ни старший тренер спринтерской команды Сергей Клевченя, ни мой личный наставник Дмитрий Дорофеев не хотят со мной работать! Я был в шоке. Подошел к Диме, обсудил с ним это. Он сказал, что наотрез от меня не отказывался – просто побоялся, что не справится с моей подготовкой. В итоге мы договорились работать вместе и дальше.

– Вообще с тренерами у вас отношения нормальные?

– Да, в команде хорошая рабочая атмосфера, полное взаимопонимание между наставниками и спортсменами. Вот к руководству СКР вопросов много. Чисто организационного плана. Почему у нас нет врача? Почему экономят на авиабилетах накануне важных стартов? Да много мелочей, которые по идее нас тревожить не должны.

Результат с нас требуют, значит, мы должны спокойно тренироваться и выступать без нервотрепки. На деле же выходит, что мы вынуждены постоянно на что-то отвлекаться. Отсюда и нестабильность результатов. По сути, нам предлагают самим решать все свои проблемы. Хотя неплохо было бы собраться всей сборной, тренерам и руководству СКР и обсудить наши трудности.

– Попытки в этом направлении были?

– Один раз. Когда министр спорта Виталий Мутко приезжал в Коломну. Только тогда наше собрание больше походило на показное шоу с пустыми обещаниями. Все, что было сказано тогда, так и осталось на словах.

– Ваша оценка решения СКР об отстранении от работы тренера мужской команды Вадима Саютина?

– Это в корне неправильно. Любой наставник должен работать четырехлетний цикл – от Олимпиады к Олимпиаде. Это нормальная практика во всех ведущих конькобежных сборных! У нас же получается, что Вадим Александрович отработал три года, и за один провальный чемпионат его снимают за семь месяцев до Игр. Но ведь результаты-то были – на Кубках мира, на чемпионатах Европы и мира по многоборью. К тому же с уходом Саютина Лаленков остался без тренера.

ЕВГЕНИЙ ЛАЛЕНКОВ: О ПРЕДСТОЯЩЕЙ ОЛИМПИАДЕ НИКТО НЕ ДУМАЕТ!

– Видимо, мы слишком много неприятностей доставляем руководству союза своим присутствием, – грустно вздыхает Евгений Лаленков, находящийся сейчас дома в Иркутске. – Такое впечатление, что о предстоящей Олимпиаде никто не думает! Вам, мол, надо выигрывать медали – вот сами своей подготовкой и занимайтесь.

– Прямо так и сказали?

– Ну нет, конечно. Однако после чемпионата мира в Ричмонде президент СКР Владимир Комаров нам объявил: так и так, езжайте-ка ребята за границу, вам там будет лучше. Здесь мы ничего создать не можем, нет возможностей. Я тогда задумался – если сейчас союз не заботится о подготовке сборной, то чего нам ждать на Олимпиаде в Сочи к 2014 году? Перспективных молодых конькобежцев в России почти нет, и к чему это приведет на домашней Олимпиаде – подумать страшно.

Я, конечно, не в курсе, сколько именно денег получает наш союз из госбюджета. Но тратить их на нас в должном объеме, мне видится, никто не хочет.

Наш замечательный доктор национальной сборной Александр Николаевич Филимонов перенес инсульт, а замену ему даже не посчитали нужным найти. В итоге на финальные турниры – в Солт-Лейк-Сити и Ванкувер – сборная летала без врача. Только задумайтесь, без врача!

А как летала? Билеты порой бронируют так, что добираться приходится с несколькими пересадками, и летишь поначалу вообще не в ту сторону. В итоге добираешься до места вконец измотанный. Я понимаю, можно сэкономить на авиарейсах во время сборов или внутри российских соревнований. Но ведь не перед главными стартами сезона!

И вообще, экономия доходит до того, что мы пропускаем этапы Кубка мира. Видимо, наши цели и цели СКР по части траты денег расходятся.

Лаленков продолжает эмоционально делиться наболевшим.

– Такое впечатление, что нас, сильнейших конькобежцев России хотят лишить возможности бороться за олимпийские медали. Кому это нужно? Я просто не понимаю! Комаров говорит одно, а делает другое. Постоянно! Мы уже отчаялись проследить какую-то логику в его действиях.

– Для себя лично вы как решили проблему подготовки?

– Я продолжу работать с Вадимом Саютиным. Опять же, не понимаю, почему Вадима Александровича, несмотря на все результаты – мои и Вани Скобрева, решили выгнать. Я пытался обговорить это и с Комаровым, и с Гудиным, объяснить, что мне важно работать именно с Саютиным, но меня не услышали. Сказали: «У тебя с ним нет шансов. Шансы – только за границей! Уезжай и работай там». Вот так.

– Поедете?

– Саютин сейчас разрабатывает план подготовки. Видимо, придется. В сборной я точно готовиться не буду.

– Выходит, на Олимпиаде в Ванкувере российских конькобежцев ожидает провал?

– Очень вероятно. Поэтому я и остаюсь с Саютиным. Он не только самый подходящий для меня тренер, но и помогает отстраниться от всех этих передряг. Дает возможность сосредоточиться только на подготовке и все остальные трудности по организации тренировочного процесса берет на себя. Так что я рассчитываю побороться за олимпийскую медаль.

ОЛИМПИЙСКАЯ ЧЕМПИОНКА СВЕТЛАНА ЖУРОВА: ПРЕЗИДЕНТ СКР БЕЖИТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Олимпийская чемпионка Турина в беге на 500 м Светлана Журова, ныне вице-спикер Госдумы, в беседе с корреспондентом «Советского спорта» осудила увольнение тренера Вадима Саютина и заметила, что в Министерстве спорта планируют разобраться в сложившейся ситуации.

– Впереди Олимпиада, а последний чемпионат мира в Ричмонде провален. В чем причины?

– Их много. Прежде всего в управлении СКР и подходе к подготовке спортсменов. Столь плачевное положение дел в медалеемком виде спорта не имеет никаких оправданий!

Вызывает много вопросов и информация об увольнении Вадима Саютина,которую мне сообщили спортсмены и сам Вадим. Да, у него не было медалей в Ричмонде, но награды на чемпионате Европы и на Кубке мира его спортсмены завоевывали!

Более того, по критериям, которые выставляет Фонд поддержки олимпийцев, Саютин за прошедший сезон должен получать вознаграждение! А его вместо этого увольняют, даже не спросив спортсменов. Это явный признак кризиса управления в российском конькобежном спорте.

– Лидерам сборной прямо объявили, что не могут обеспечить им подготовку в команде, и предложили тренироваться самим.

– Это тем более интересно, потому что в календарном плане на них запланированы деньги в Министерстве спорта.

– А до конькобежцев они не доходят?

– Финансирование идет под конкретные заявки. Союз составляет план подготовки, список спортсменов, включенных в сборную, – именно на них выделяются средства. Если Лаленков будет тренироваться отдельно,то деньги на него Министерством спорта выделены не будут. В таких случаях спортсмены готовятся на деньги регионов, а сейчас, в кризис, это вообще абсурд. Потому чтоесли за подготовку к Олимпиаде заплатит регион, то эти деньги недополучат спортивные школы.

– У вас, Светлана, была похожая ситуация перед Турином…

– Немного раньше. Меня тогда все-таки взяли в сборную, только зарплату не платили. Причем весомую роль в моем возвращении сыграл Вячеслав Фетисов, который волевым решением определил меня в национальную команду. Если бы этого не произошло, я бы тоже тренировалась за деньги Санкт-Петербурга.

– Как в такой неприятной ситуации вы смогли подготовиться и выиграть в Турине золото?

– Мне очень помог мой личный тренер Владимир Филиппов, который отгородил от всех этих передряг. За ним я была как за каменной стеной. Тем более он был тренером в сборной. Я тренировалась в национальной команде,против чего Комаров не возражал, но и не верил в нашу победу.

– Не обидно было потом делиться с Комаровым успехом?

– Я завоевывала свою медаль не для Комарова, а для тех,кто всегда был рядом со мной, для болельщиков и для России.

ПРЕЗИДЕНТ СКР ВЛАДИМИР КОМАРОВ: МУЖСКАЯ СБОРНАЯ РОССИИ ПРОСТО РАЗВАЛЕНА!

Звонок корреспондента «Советского спорта» застал президента Союза конькобежцев России Владимира Комарова в Сочи. Вопросу о том, почему Лобкову, Лаленкову и Скобреву предложили тренироваться по индивидуальной программе, собеседник удивился.

– Не знаю ни о какой конфликтной ситуации между СКР и лидерами нашей команды, – заявил Владимир Дмитриевич. – Иван Скобрев сам подошел ко мне и сказал, что хочет тренироваться за рубежом. Он даже договорился с главным тренером норвежской сборной Петером Мюллером и просит нас не только отпустить его, но и посодействовать в финансовом плане. Сейчас мы этот вопрос обсуждаем.

– Почему СКР уволил Вадима Саютина? Это решение не поддержал ни один из лидеров нашей команды.

– Во-первых, никто еще Саютина в отставку не отправил – этот вопрос решится на исполкоме союза в конце апреля. Во-вторых, каждый наставник в начале сезона берет на себя какие-то обязательства. Если он их не выполняет, почему мы не имеем права с ним расстаться? А команда Вадима Саютина откровенно провалилась на чемпионате мира в Ричмонде. Хотя мы со своей стороны выполнили все его просьбы насчет обеспечения подготовки спортсменов.

– И все же не слишком ли радикальный шаг – расставаться незадолго до Олимпиады?

– Да кто вам сказал, что мы с ним будем расставаться? Если Лаленков хочет работать с Саютиным, никто их разлучать не будет.

– Это подразумевает, что Евгений будет заниматься вне сборной страны?

– Почему? Лаленков будет финансироваться и работать по графику национальной команды.

– Какой у нашей сборной медальный план на Олимпиаду-2010?

– Это вопрос к тренерам. У нас скоро состоится тренерское собрание, на котором будут подведены итоги сезона и разработан план подготовки к Играм в Ванкувере. Потом на исполкоме в конце апреля мы все это рассмотрим и примем нужные решения. Тогда и составим план на медали.

– На кого вы рассчитываете в Ванкувере?

– Естественно, на Лаленкова и Лобкова. Может быть, выстрелит Скобрев и женская команда в гонке преследования.

– Какова ваша личная оценка выступления наших конькобежцев в ушедшем сезоне?

– Лично я считаю, что тренеры не справились. Не только Саютин – все!

– Предыдущий сезон в целом тоже получился не слишком успешным. Почему не последовало никаких перестановок в тренерском штабе?

– Трудно сказать. Собирались тренерские советы, там взвешивали все «за» и «против», и, видимо, тогда было решено, что ничего менять не надо. Теперь же очевидно, что с кем-то придется расстаться. Я понимаю, что коней на переправе не меняют, но не меняют тех, которые бегут.

Если разобраться, три-четыре года назад у нас была одна из сильнейших и перспективных мужских команд в мире. Теперь же она просто развалена! Мы топчемся на месте. Тот же Лаленков стоит на одном и том же уровне – никакого прогресса. Скобрев как был четвертым – шестым на чемпионатах мира при Муратове, так и при Саютине никак в тройку попасть не может.

Все это следствие неправильного планирования, неправильных тренировок. Если мы не можем отобраться в мужскую командную гонку преследования на чемпионат мира, о чем еще говорить? Валерий Муратов – намного более заслуженный тренер, чем Саютин. Да, мы убрали его после провала на Олимпиаде в Турине, но сейчас он может быть полезнее, чем Вадим Александрович. Поэтому мы и вернули его в сборную.

– Финансовой поддержки государства СКР хватает?

– О чем вы? Тренеры национальной команды, тот же Саютин, получают зарплату 15—17 тысяч! Они так себя и называют: «мы – тренеры-общественники». Главный тренер сборной России Николай Гудин зарабатывает 20 тысяч. При этом наставники в детско-спортивных школах получают в два-три раза больше! Если так пойдет дальше, мы просто не сможем собрать национальную сборную – никто не захочет с ней работать. Такая ситуация и в других видах спорта, в том же биатлоне. Но там хватает внешних источников дохода, а у нас, по сути, всего один спонсор, предоставляющий нам спортивную одежду.

ОТ РЕДАКЦИИ

Спортсмены плачутся, что им не обеспечивают нормальных условий для подготовки. Те самые, что не хватали звезд с неба ни в Солт-Лейк-Сити-2002, ни четырьмя годами позже в олимпийском Турине. Или все последние восемь лет с врачебным обеспечением и авиаперелетами все было плохо? Как же тогда, невзирая на это, на туринский подиум поднялись Журова, Дорофеев и девчонки из команды Саютина?

Того самого Саютина, кстати, которого теперь то ли уволил, то ли собирается уволить президент Комаров. Тот самый президент, при котором вышвырнули из сборной Муратова, обеспечившего результат в Турине. Теперь же Валерия Алексеевича зовут на роль пожарного – где логика? Почему Турин не стал трамплином к новым победам, а, напротив, похоже, обернулся лебединой песней великого некогда отечественного конькобежного спорта? Ладно, Журова с Дорофеевым закончили карьеру, но бронзовые-то девчата из эстафеты все в деле. Однако вместо того, чтобы развивать эту команду, ее развалили, допустив и усугубив межличностный конфликт Лобышевой и Абрамовой.

Даже внимательно выслушав все воюющие стороны, сложно разобраться, кто в этой ситуации прав, а кто виноват. Ясно одно – конфликт в конькобежном хозяйстве существует и его надо срочно гасить. Ведь до Олимпиады уже меньше года! «Советский спорт» предлагает участникам противостояния не ругаться заочно, а прояснить все вопросы, глядя друг другу в глаза. Мы с удовольствием предоставим для этого нейтральную территорию нашей редакции. Было бы здорово, чтобы при разговоре присутствовала третья сторона, способная затем проконтролировать исполнение принятых на переговорах решений. Вряд ли на эту роль подойдет кто-то лучше, чем вице-спикер Госдумы Журова. Светлана Сергеевна, отыщите, пожалуйста, место в своем плотном графике для улаживания проблем вашего любимого вида спорта! Иначе вы надолго останетесь «последней российской конькобежкой, завоевывавшей олимпийское золото».

Новости. Футбол