Лаудруп оказался временщиком

Еще месяц назад им чуть ли не восхищались. Лаудруп поучаствовал в симпатичной постановке «Спартак» – «Зенит» и подарил болельщикам надежду. Датчанин и сам был вполне доволен собой – на следующий день даже поздравил игроков с удачно проведенной предсезонк
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
ТЕМА НОМЕРА – ОТСТАВКА ЛАУДРУПА В «СПАРТАКЕ»

Еще месяц назад им чуть ли не восхищались. Лаудруп поучаствовал в симпатичной постановке «Спартак» – «Зенит» и подарил болельщикам надежду. Датчанин и сам был вполне доволен собой – на следующий день даже поздравил игроков с удачно проведенной предсезонкой. Но футбол – не театр: здесь скоротечны разочарования. А в «Спартаке», как доказывает вся эпоха после Романцева, они неотвратимы.

Явление и уход Лаудрупа… Что это было?

Семь месяцев обнадеживающего, но безрезультатного поиска. Семь месяцев доброжелательного, но бесполезного диалога с командой.

Восьмое место в минувшем чемпионате. Вылет из Кубка УЕФА и Кубка России. Каламбур: при европейце Лаудрупе «Спартак» остался без Европы.

РАЗДРАЖЕНИЕ КОПИЛОСЬ

Ему создали в «Спартаке» все условия – начиная от заоблачного контракта и заканчивая престижной школой для дочки. Позволили привезти в Москву помощников, каких захотел,. Один пример: по моим сведениям, тренеру по реабилитации Мануэлю Барету назначили оклад в восемь раз больше, чем был у его предшественника Владимира Паникова. Главного тренера постоянно окружали испаноговорящие гендиректор Карпин, старший тренер Ледяхов, старший администратор Асхабадзе.

Никто из игроков не вспомнит хотя бы одного случая, когда Лаудруп грубил, хамил или врал внаглую. Это не про него, человека улыбчивого и интеллигентного. Но в последние дни сдержанная интонация сошла на нет. Тренер осознал, что игра не выстроена, размыта сама идея, контроль над ситуацией потерян. На собрании команды в воскресенье Лаудруп обратился к партеру с вопросом: «Подумайте, доверяете ли вы самим себе?». Игроки пожали плечами и промолчали. Нервической постановкой вопроса оратор сам себя выдал. Кажется, уже понимал, что команда не станет биться за его знаменитую фамилию.

И тогда степенный скандинав решился крутануть русскую рулетку. «Играть с «Динамо» будут те, кто больше хочет, а не те, кто сильнее», — пообещал он. Ледяхов (а переводил именно он) вряд ли мог ошибиться – испанским-то в совершенстве владеет. Но расчет на тех, «кто хочет», не оправдался.

Раздражение в коллективе копилось потихоньку. А началось все в Лондоне, где «Спартак» проводил матч Кубка УЕФА с «Тоттенхэмом». Во втором тайме при счете 2:0 в пользу красно-белых Лаудруп начал не к месту экспериментировать – выпустил на поле 18-летнего Максима Григорьева, хотя на скамейке находились опытные Ковальчук и Павленко, умеющие подержать мяч. Григорьев, впервые оказавшийся в гнетуще-праздничной обстановке британского стадиона, даже переодеться толком не мог перед выходом на поле. Парень зашнуровывал бутсы, а его трясло, как школяра. «Быстрее, не медли!» — дважды скомандовал главный тренер сначала на испанском, а затем английском языке. Григорьев наконец переоделся и… На юношу было жалко смотреть — он попал в мясорубку. Итог матча всем известен – ничья 2:2 и вылет «Спартака» из еврокубков. Разочарование главного тренера было столь велико, что Григорьев был отправлен в дубль аж до марта.

ПРОТЕКЦИЯ КАРИОКЕ

На зимних сборах в Турции неудачные опыты продолжились. С первых январских матчей Лаудруп стал наигрывать на позиции опорника 19-летнего новобранца Кариоку (прозвище в команде – Караоке). Бразилец выглядел откровенно слабо: замедлял атаки, грубо ошибался, при этом смел выражать недовольство новыми партнерами. Но было важно показать всему миру, что Кариока — хорошее приобретение. На разборе матчей (в связи с увольнением видеооператора Святкина занятия проходили в форме устного повествования) его всякий раз нахваливали. О конкуренте по позиции Сабитове, который на тот момент выглядел образцово, – ни слова. Сам датчанин объяснял: «Новичок из Бразилии оказался в другом мире. Он нуждается в нашей поддержке, надо сделать скидку на молодость». Русские затаили обиду: кто бы нам сделал скидку…

Тогда же, в январе, слушатель ВШТ Дмитрий Парфенов поинтересовался у датчанина, как часто он общается с подопечными тет-а-тет. Тот не смутился: мол, все время общаюсь, проблем нет. Однако опрошенные мной спартаковцы (которым, к слову, вчера запретили контакты с прессой до матча с «Тереком») хоть одной задушевной беседы припомнить не смогли. Тренер, который не выстраивает долгосрочных отношений с игроками, напоминает временщика…

Вряд ли поняли Лаудрупа россияне с большим спартаковским стажем – Бояринцев и Павленко. В ходе межсезонья оба наигрывались в основе или под ней. Однако с покупкой Алекса руководство предложило доброй половине клубов премьер-лиги взять Павленко в аренду. А в случае с Бояринцевым выяснилось, что его возвращение – целиком инициатива Валерия Карпина и Лаудруп тут ни при чем.

СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ИСХОД

И все же, на мой взгляд, беда нашего героя не в частных ошибках, а в нечто большем. В неготовности работать в российском чемпионате — он его не знает и не чувствует нюансов. В кадровых шараханьях. Он явно напутал что-то с лимитом на легионеров. Ненормально, когда из матча в матч тренер делает двойную замену с одной лишь целью ввести в игру иностранца. Штришок: матчам молодежной команды внимания не уделялось. Неинтересно было?

Лаудруп не тренер-победитель, равно как и не тренер-спасатель. По свидетельству очевидцев, в критические минуты выглядел растерянным, разводил руками, не находил нужных слов и решений. Такое бывает — «Спартак» оказался не его командой. Оттого и исход дела вышел столь стремительным.

Пожелаем Микаэлю удачи…

Новости. Футбол