«Нет ничего хуже игры по сговору»

Мэтр отечественной спортивной журналистики Лев Иванович Филатов в своей книге «Обо всем по порядку» вспоминал о договорных матчах, ярко процветавших еще в советские времена. Вот выдержки из нее.
news

ФУТБОЛ
ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ

Мэтр отечественной спортивной журналистики Лев Иванович Филатов в своей книге «Обо всем по порядку» вспоминал о договорных матчах, ярко процветавших еще в советские времена. Вот выдержки из нее.

«Чемпионат страны 1977 года шел своим чередом, и первым оказалось киевское «Динамо». Все с виду шикарно: из тридцати матчей проигран один, выставочная разница мячей 51:12, второй призер – на удалении в четыре очка. Полагалось бы поздравлять команду, а вокруг нее даже не тишина, а ропот.

Будущий историк, исследуя события того года, не пройдет мимо коммюнике от имени Управления футбола Спорткомитета СССР, опубликованного в октябре под названием «По поводу некоторых вредных явлений в нашем футболе».

Вот оно.

«Рассмотрев материалы, опубликованные в центральной прессе («Известия», «Советский спорт», «Футбол – Хоккей», «Спортивная Москва»), а также докладные заслуженных мастеров спорта В.Мошкарина и В.Маслаченко и многочисленные письма любителей футбола о фактах умышленного неведения спортивной борьбы командами в играх всесоюзного первенства, апелляционное жюри постановило:

1. Считать совершенно недопустимым, противоречащим принципам советской спортивной этики умышленное неведение спортивной борьбы, продолжающее иметь место в играх чемпионата СССР, разлагающе действующее на воспитание футболистов и дискредитирующее советский футбол в глазах широких масс зрителей.

2. Предупредить тренеров и футболистов команд мастеров, что в последующем апелляционное жюри за умышленное уклонение от спортивной борьбы будет принимать самые строгие меры вплоть до отмены результатов игр и дисквалификации команд и игроков».

Документ грозный, хотелось верить, что порядок будет восстановлен. Не могли мы сразу догадаться, что был он сродни другим правильным документам, в изобилии публиковавшимся в те годы по разным поводам, но никого ни к чему не обязывающим, в том числе и тех, кто их составлял? Ни один результат не был отменен, никакие игроки и команды не были дисквалифицированы, хотя договорные игры процветали.

…В «Лужниках» шел матч. Рядом сидел футболист, несколько лет назад игравший в одной из команд. Кто-то припомнил, как эти же команды играли три года назад здесь, в «Лужниках». И мой сосед, футболист, то ли по недомыслию, то ли из бахвальства, с улыбочкой ляпнул: «А мы тогда им отдавали два очка». Настала неловкая пауза. Другой мой сосед, журналист Геннадий Ларчиков, наклонившись ко мне, шепнул: «Вы тогда отчет писали». Я, признаться, забыл. Дома нашел тот отчет, перечитал. Никогда мне не было так горько. Попался, расписал! И как же, должно быть, посмеивались футболисты, читая на следующий день газету! Каким простаком выглядел я в их глазах! Да и стадион тогда был полон, и публика переживала вовсю. После того случая я долго не писал, не мог справиться с потрясением.

Нет ничего хуже игры по сговору… Можно притворяться, что ничего не знаешь, либо, поступившись совестью, «входить в положение» обманщиков. Но это вслед за «договорными матчами» будет договорной журналистикой. Была ли такая? Была. С удовольствием назову тех, кто не поддался, не смирился, кто воевал: Олег Кучеренко, Валерий Винокуров, Виктор Асаулов, Борис Федосов, Лев Лебедев, Александр Левинсон, Владимир Маслаченко, Евгений Майоров, Николай Озеров, Юлий Сегеневич, Аркадий Галинский, Константин Есенин, Геннадий Ларчиков, Алексей Леонтьев. Я назвал лишь тех, с кем близко связан работой, с кем откровенен. А назвал потому, что, по моему глубокому убеждению, журналисты гораздо больше сделали в борьбе с лжефутболом, чем спортивные организации, которым сам бог велел вести эту борьбу…»

«Советский спорт» продолжит следить за развитием ситуации вокруг матча в Грозном.