Антураж. Расстроены, но не подавлены

ЧМ-2010 Россия – Германия АНТУРАЖ. Билеты по цене ниже номинала, красочные баннеры на трибунах, три тысячи немецких болельщиков в «Лужниках» и «Каникулы в Простоквашино» после матча – в репортаже «ССФ» о том, что окружало субботний матч сборных России и
news

ЧМ-2010
Россия – Германия

АНТУРАЖ. Билеты по цене ниже номинала, красочные баннеры на трибунах, три тысячи немецких болельщиков в «Лужниках» и «Каникулы в Простоквашино» после матча – в репортаже «ССФ» о том, что окружало субботний матч сборных России и Германии.

В «ЛУЖНИКИ» ПОПАСТЬ БЫЛО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ В СПОРТБАР

Тем москвичам и гостям столицы, до которых всеобщий ажиотаж по поводу субботнего футбола добрался в самый последний момент, проще было уже, как ни странно, посмотреть игру вживую в «Лужниках», чем на плазме в спортбаре. Во всех более-менее приличных заведениях города уже в начале недели невозможно было забронировать столик на субботу, а билеты на стадион можно было еще спокойно приобрести даже в пятницу. Набрав чуть более чем за сутки до игры в поисковике «Россия — Германия, купить билеты», я позвонил по первым десяти телефонам. Во всех фирмах билеты еще были на любой вкус и кошелек. Минимальная плата за удовольствие могла составлять шесть тысяч рублей – это на места за ворота, где номинал билета 450 рублей, максимальная – 150 тысяч – это на так называемые сектора-хоспиталити, где кроме просмотра футбола клиенту еще полагаются бонусы в виде отдельного входа, еды и напитков. В каждой фирме, правда, меня предупреждали: «Решайтесь быстрее, билетов уже очень мало осталось».

— Я не знаю, откуда берутся все эти предложения у фирм, многие из которых вообще однодневки и создавались специально под матч, — признался руководитель Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин, когда я позвонил ему за комментарием. – Понятно, что нынешняя система распространения билетов все равно еще не совершенна. Чтобы усложнить жизнь спекулянтам, в РФС специально отказались от распространения билетов через кассы. Но надо понимать, что спекуляция как таковая – это часть нашей жизни. Не исключаю, что часть билетов попала в эти фирмы и через нас. Хотя мы постарались максимально обвалить рынок и приступили к распространению билетов по фан-клубам только за два дня до игры, чтобы у людей было меньше возможностей заниматься спекуляцией. Но я же не слепой, читаю гостевые книги. На некоторых встречаю сообщения типа: «Парни, еще не решил, как поступить: продать билет за несколько номиналов и пойти в бар или все-таки идти на стадион?». Невозможно же проконтролировать каждого человека! Единственный способ навсегда решить этот вопрос – ввести электронные билеты. Чтобы человек приходил на стадион, прикладывал карточку и по ней проходил на сектор. Такую карточку он уже никому не отдаст, потому что нет гарантий, что она потом к нему обратно вернется.

— Почему было не продавать электронные билеты уже сейчас?

— Нужно время, чтобы перейти на эту систему. ВОБ уже выступил с таким предложением к РФС, и, возможно, к следующему такому аншлаговому матчу сборной у нас уже будут электронные билеты.

ИЗ ГЕРМАНИИ ПРИЕХАЛИ ТРИ ТЫСЯЧИ БОЛЕЛЬЩИКОВ

В субботу Москва с самого утра дышит футболом. Возле станций метро в центре города индивидуальные предприниматели продают российские флаги, в самой подземке пассажиры в триколоре составляют абсолютное большинство. Уже за два часа до игры в поезда на Сокольнической линии трудно впихнуться. В вестибюле на «Спортивной» не протолкнуться, на эскалаторах фанаты развлекают себя традиционной забавой: вынимают из карманов мелочь и спускают ее вдоль поручней. В самом низу, возле кабинки дежурной по эскалатору, скапливается целая гора монет, почти как в финале игры «Форт Боярд».

Уже через сто метров после выхода из метро начинается первый кордон, за который безбилетников не пускают. Все, кто хочет продать-купить билет, толпятся на небольшом участке между выходом со «Спортивной» и мостом. Торговля не то чтобы слишком активная. Профессиональных спекулянтов в толпе не заметно: в основном продают по одному билету.

— Сектор D11, три с половиной тысячи рублей, — предлагают мне купить квиток на трибуну, за место на которой еще вчера все продававшие билеты фирмы просили семь тысяч рублей.

С приближением стартового свистка цены только падали. Те, кто дождался начала игры и пожертвовал ее первыми минутами, потом рассказывали, что вообще купили билеты по стоимости ниже номинала.

Большая часть немецких болельщиков организованно подъезжает в «Лужники» на автобусах. Молодежи очень мало, в основном – семейные пары, пенсионеры и экспаты, работающие в Москве.

— Нас здесь около трех тысяч, — рассказывает Томас из Франкфурта, которого я останавливаю по дороге от автобуса на сектор. – Не так уж и много, но, во-первых, нам дали мало билетов, а, во-вторых, многим просто не хотелось возиться с визами. Да и довольно дорого съездить в Москву оказалось. Я выбрал самый бюджетный вариант – прилетел только сегодня, в воскресенье уже улетаю, и все равно поездка обошлась мне в 700 евро.

 

ДЕКОРАЦИИ, КАК В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Уже за пять минут до выхода команд на поле шум в «Лужниках» стоит такой, что приходится нагибаться к уху соседа, чтобы быть услышанным. Во время объявления диктором фамилии Хиддинка трибуны взрываются особенно громкими овациями, так что опаздывающие на стадион, наверное, подумали, что игра уже началась и наши забили.

Во время исполнения гимнов каждая из трибун, кроме той, где находятся ложи и места для прессы, радует красочным перформансом. На трибуне В зрители поднимают над головами картонки красного и золотого цветов, которые образуют слово «Россия», а на нижних рядах и без того красивая картинка инкрустируется патриотическим баннером «145 миллионов причин, чтобы выиграть». Трибуну С почти полностью накрывает огромный плакат с изображением Родины-матери, надписями на русском и английском «Готовься» и эмблемой заявки России на проведение чемпионатов мира-2018 и 2022. Часть трибуны D занимают немецкие болельщики, а на российских секторах из поднятых вверх картонок получается российский триколор. Декорации – как в Большом театре!

Болельщики, в отличие от футболистов, поначалу вяло перекатывающих мячик по полю, включаются в игру с первых минут и начинают перекличку «Вперед, Россия!», а несмелые попытки сборной Германии атаковать глушат свистом. Периодически над «Лужниками» прорывается и «Deutschland! Deutschland!», но всего на несколько секунд.

Самое дружное боление – на трибуне В, где собрались члены различных фан-группировок. Обнявшись за плечи, там прыгают и скандируют речовки почти без перерыва.

После выхода один на один Быстрова с одной из трибун вылетает ракетница, которая попадает в крышу и разлетается в искры уже на обратном пути над головами зрителей. Стадион ждет гола, но забивают немцы. Когда Клозе на 35-й минуте пробивает Акинфеева и исполняет по этому случаю фирменное сальто, прямо под ложей прессы совершенно неожиданно вскакивают со своих мест около сотни человек. Оказалось, все немцы не поместились на трибуне D, и часть из них пришлось посадить на сектор рядом с журналистами.

Когда наши атакуют, возникает ощущение, что к «Лужникам» подлетают истребители: такой уровень шума на трибунах! После перерыва болельщики еще яростнее гонят команду вперед. Даже пытаются запустить волну, которая, правда, тут же захлебывается. Сборная ловит кураж трибун, и в течение первых пятнадцати минут второго тайма кажется, что фитиль уже загорелся и скоро будет взрыв. Но немцы постепенно отодвигают игру от своих ворот и не стесняются тянуть время: Рене Адлеру за это регулярно достается от трибун, которые сопровождают пронзительным свистом каждый ввод мяча голкипером в игру.

 

«КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО» ДЛЯ НЕМЦЕВ

Люди сидят на местах до упора. Уходят только из того самого хоспиталити-сектора: самые щедрые болельщики сборной оказываются самыми нетерпеливыми.

«Deutschland! Deutschland!» из немецкого сектора звучит все мощнее. С финальным свистком вся сборная Германии в полном составе отправляется к сектору со своими болельщиками. Банальными хлопками в ладоши игроки не ограничиваются. Они перелезают через рекламные щиты, подходят вплотную к трибунам и закидывают туда свои футболки. Потом возвращаются на поле, берутся за руки и дружно кланяются болельщикам, получая от тех такие же низкие поклоны в ответ.

На секторе поклонников бундестим держат целый час: пока последний болельщик сборной России не выходит со стадиона, ни один немец чашу «Лужников» не покидает. На табло стадиона показывают мультик «Каникулы в Простоквашино» — чтобы дорогие гости не заскучали. Где-то через полчаса после финального свистка к своим болельщикам выходит из раздевалки Йоахим Лев. Без пальто и шарфа, в одном бадлоне, Лев бодрой походкой направляется к трибуне и машет болельщикам. Те встречают его овацией и скандированием: «Йоахим! Йохаим!».

Наконец сверху поступает команда: «Выпускаем!». Ежась от холода, немцы чуть ли не бегут на стоянку к своим автобусам.

— Русские играли лучше, — отстреливается на ходу от моих вопросов мужчина лет сорока в шарфе дортмундской «Боруссии» и, поймав на себе косые взгляды товарищей, добавляет: – Но зато в нашей команде играл лучший футболист матча: Рене Адлер. А вообще у вас хорошая команда, через стыковые матчи вы должны попасть в ЮАР.

Когда немцы уже грелись в теплых номерах столичных отелей, поезда в московской подземке еще развозили российских болельщиков по домам. Люди были расстроены, но не подавлены. Сборная огорчила, но не обманула.

Новости. Футбол