Как я помогал массажистам в «Химках»

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН
Кухня клуба
ХИМКИ–ЯРОСЛАВЛЬ. Рвануть бы сейчас в ЮАР, к футбольному празднику поближе, но… «Поезжай-ка, дружок, на матч первого дивизиона, куда-нибудь в провинцию. А для антуража напросись в какую-нибудь команду хоть чистильщиком бутс», – редактор вернул меня в трудовые будни.
Напроситься удалось в «Химки» помощником массажиста. А выезд моей команды случился в Ярославль, на игру с «Шинником».
В штатном расписании «Химок» массажистов двое. Ясно, что до тел меня не допустят, но, видимо, решили, что помощник не помешает. А что? Чаек заварить, полотенца подать, ходить утром по номерам, долбить ногой в двери – «подъем!» – это я без проблем… Заодно посмотрю, чем еще занимаются массажисты в российских командах.

ИЗ ПОСТЕЛИ – В КРЕСЛО
База «Химок» – в гостинице при стадионе «Арена Химки». Очень удобно выезжать на матчи. Прямо из постелей игроки в шлепанцах на босу ногу переходят в автобус, заваливаются в кресла – ноги вверх! – и продолжают сон.
Массажисты – Александр Чернышов (Михалыч) и Павел Печкуров принимают меня с охотой: давай-давай, третьим будешь! С виду обычные мужики, но выдает мясистая пятерня. Они плюс врач Евгений Гуськов три года назад работали в Воронеже, в «Динамо», потом сезон во Владивостоке («Луч») и вот уже второй год живут на «Арене» без жен и детей…
Наш автобус – новенький «Mercedes Travego», 422 «лошадки», жрет 40 литров на сотню, бак – полтонны (бензина хватит дважды туда и обратно). Внутри – водитель Леша, 11 человек – тренеры и обслуга плюс 18 футболистов.
«ХИМКИ» – «ШИННИК» – 9:1!
9.55. Трогаем! Впереди – с ненавистным россиянами маячком иномарка ДПС. Но разгонять пробки не приходится: МКАД почти свободна! Сворачиваем на Ярославку, ДПС отваливает...
Мои коллеги сидят в салоне рядом. Через полчаса предлагают всем желающим чаек-кофеек.
Футболисты спят. На некоторых подголовниках… ноги (куда же еще их девать?). Но полезно – кровь приливает к головам. Как раз о головах футболистов затеваю разговор с тренером Александром Тархановым. Он, как и полагается главному, – впередсмотрящий.
Говорит Федорович про то, что просмотрел 60 ребят, но создавать с нуля команды для него – дело привычное. Главное – поставить игру (а это он умеет). «У меня своя методика. Сначала надо поменять техническую координацию – убыстряю ноги, чтобы быстро работали… Упражнения специфические, но вот Андрей Тихонов пришел (он со мной не работал с 2003 года) и сразу же врубился. «Андрей, не забыл!» – «Нет! Мышечная память у меня осталась».
Так я и не понял, как, но учит ребят Тарханов правильно бегать (беда российских футболистов – «бегают, как дровосеки»). Правильно, то есть вовремя, расслабляться… Но главная тренировка – нервной системы. Упомянул Моуриньо: задали ему вопрос, почему не практикует двухразовые тренировки. Чтобы не утомлять нервную систему! Все идет от головы. Если есть нервная усталость, будет и усталость физическая…
– Ребята больно молодые – спады неминуемы…
– Вроде пока держится команда. Но… не рухнет ли в какой-то момент? Потому и нужны опытные игроки – Березовский, Кузнецов, Степанов и, конечно, Тихонов.
Иду на свое место. Тарханов раскладывает ноутбук и углубляется в последний матч «Шинника». Но десяток минут спустя ноутбук захлопнут – очевидно, кончились батареи… Или с «Шинником» уже все ясно? С ним «Химки» соседствовал на сборах в Турции – вдоволь насмотрелись друг на друга. А руководство даже сыграло в «дыр-дыр». Ярославль (тогда еще с Ледяховым и Цымбаларем) был бит – 9:1, семь забил Тарханов. Сейчас в «Шиннике» новый тренер – Александр Побегалов. Но и он был бит в этом году, точнее, его «Волга»: месяц назад – 0:1. После этого Побегалов и был уволен, но тут же перенесся в родной для него Ярославль…

«МАНДРАЖ ВСЕГДА…»
Сидел, смотрел в карманный ноутбук Роман Березовский – один на два кресла, без соседа. Не потому, что сторонился «детей», а просто вратари – особая порода. В большинстве – нелюдимы. Подсаживаюсь на минутку.
– Как играется среди «детей»?
– Нормально, сам молодеешь! Сейчас в команде совсем другая атмосфера – не то что в прошлом году. Ведь ни у кого нет груза неудач. И то, что ребятам не ставят больших задач, раскрепощает.
– Завтра игра. Что-то тревожит?
– Всегда перед играми мандраж, предстартовое волнение. И чем старше становишься, тем его больше. По молодости было спокойнее…
ПОД «КИРПИЧИ»…
В автобусе есть туалет (как в самолете), но им никто не пользуется – ждут остановки. На обочине начальство успевает выкурить по сигаретке и… поймать майского жука.
Ярославль начинается с труб нефтеперерабатывающего завода, а далее – сплошной новострой (Ярославль готовится к 1000‑летию): дороги перегорожены, перенаправлены. «Куда ехать?» – паникует водитель Леша. В автобусе есть несколько штурманов (работали когда-то в Ярославле), но они ведут по «старым картам», то есть прямо под «кирпичи». «У меня в Москве уже раз шесть права бы отняли», – говорит Леша. Нарушив в последний раз правила, подъезжаем к лучшей гостинице города (4 звезды) – с видом на мачты стадиона. На ступеньках встречает парень изнуренного вида с пачкой электронных ключей от номеров. «Ваш администратор?» – спрашиваю пресс-атташе Борю Халфина. Нет, это Денис Орлов из московского центра бронирования. Выясняется причина его неважнецкого вида: жизнь у Дениса – сплошные переезды. Ездит бронировать гостиницы для нескольких футбольных и хоккейных команд…
СДУТЫМИ МЯЧАМИ
Приехали в 13.30. Забросив сумки в номера, футболисты сразу идут обедать. Медлить нельзя – тренировка в шесть вечера, надо успеть переварить пищу. Мы заходим в ресторан на 20 минут позже. За это время со шведского стола исчезает суп (подозреваю, что для большинства игроков обед одновременно и завтрак). Зато осталось второе – спагетти, куски жареной говядины с кровью…
– Главная проблема выездов – питание, – говорит мне врач Евгений. – Но в этой гостинице все команды останавливаются. Повара знают, что и как готовить. А приезжаешь в другие города… Утверждаем меню, объясняем, но не понимают! Однажды вместо спагетти дали вермишель.
– А не один ли фиг?
– Нет! Спагетти – продукт из твердых сортов пшеницы, а вермишель… В ней нет нужного количества углеводов. Везде у футболистов спагетти считается основным продуктом питания.
После обеда захожу к Адилю Ибрагимову – восходящей звезде: уже третий сезон «восходит» в «Химках» (старожил!). Вытеснил из состава «папашу» Андрея Степанова (31 год) – тот теперь играет только за сборную Эстонии. Спрашиваю, какими упражнениями удивил тренер Тарханов.
– Ну вот… (задумался). Спущенными мячами начали играть квадраты. Чтобы лучше чувствовать мяч. Много работаем над тактикой…

«СЕРЕЖА, ВСТАВАЙ!»
В 16.30 массажист Павел начинает побудку – обзвон футболистов. Перед ним – лист с фамилиями и номерами.
– Паш, побудка – тоже ваша обязанность?
– А чья же еще! Вроде мелочь, нетрудно. Но из таких мелочей состоит вся работа. Сережа, проснулся? (Это в трубку.) Вставай!
– Может быть, вернее пойти и поколотить в двери?
– Бывает и так. А когда на Дальний Восток прилетаем, там вообще не доколотишься! Разница поясов. Человек открыл дверь, а сам еще спит. Как мы говорим, поднять – подняли, а разбудить забыли…
В ЧЕТЫРЕ РУКИ…
18.30. Выезд на тренировку.
– Паш, давай хоть сумку донесу! Массажист я или… Вы туда кирпичи, что ли, нагрузили?
– Это еще ничего, а вот когда подальше выезжаем, килограммов тридцать набирается. Поилки – шесть штук, «ледница», термос… Сейчас стали летать обыкновенными рейсами – проблема возникла. Грузчики кидают сумки – то сломают холодильник, то поилочки помнут….
– Чай особенный? Рецептик не скажешь?
– Это к Михалычу, он чаевод в третьем поколении!
– Только в России чай пьют после тренировок и матчей, – говорит Женя-врач. – Вулич приехал – удивлялся: даже в жару горячий чай! В Европе – минералка и обязательно банан…
– Интересно, сколько массажных столов в раздевалке – один или два? – гадает вслух Паша.
– Если один – дело встанет?
– Да нет, нам без разницы: тогда в четыре руки будем работать – так даже веселее.
МОЛОДО – НЕ ЗЕЛЕНО
В раздевалке оказывается один массажный стол. Есть и холодильник. К нему-то первым делом и спешит Паша. Распахивает – пустой: «Ничего не оставили! Я думал, посылочка будет».
– Что? От кого?
– От массажистов «Шинника». У нас с ними братские отношения – сдружились на сборах в Турции.
На стол тем временем усаживается Арсений Логашев (из-за вызовов в юношескую сборную потерявший место в основе клуба) и выпрямляет левую ногу. Тут же Женя начинает крепко обматывать вокруг ступни какой-то «пластырь» (тайпирование), сзади голову Аресения хватают крепкие пальцы Паши и пытаются выкрутить из тела, поворачивая чуть ли не под 360 градусов. Почему не идут другие жертвы, думаю я, ведь сейчас за дело примется третья пара рук, и Арсений будет уничтожен! Но появляется «ветеран» Степанов, и Михалыч начинает мять, как пластилин, «задние поверхности бедер»…
– Завтра будет основная работа, – поясняет Паша. – Будем в тонус мышцы приводить. Каждый пройдет через это.
– Восемнадцать человек! А руки не отсохнут?
– Никаких проблем. Если у массажиста болят руки – значит, он делает массаж неправильно. Минут тридцать–сорок будем работать с основой, потом займемся запасными…
Тренировку венчала двусторонка – 9х9 на четвертушке поля, нормальным (несдутым) мячом. Стоял под трибуной, смотрел тренер «Шинника» Александр Побегалов.
– Сходи, спроси: что-то зачастил он играть с «Химками», – говорит мне начальник команды Игорь Торубаров, намекая на роковой для Побегалова матч.
Подхожу, спрашиваю.
– Шутники, – говорит невесело Побегалов.
– Как вам «Химки»? Уж больно молоды…
– Но это не значит, что молодо – зелено. Александру Федоровичу удалось быстро поставить игру. У ребят есть свой стиль – это главное. Есть своя «выездная модель». А то, что молодые, может быть, это и хорошо – меньше подвержены определенным комплексам первого дивизиона…
ТРЕНЕР – ПОСЛЕДНИЙ
День прошел без приключений... После ужина команда завалилась снова на кровати – спать, смотреть ТВ, DVD, охраняя (по инструкции Тарханова?) нервную систему от потрясений. Ничто не тревожило сон. Даже комары. В Ярославле они отличаются особой деликатностью. Подлетит, крикнешь: «Пшел вон!» – летит дальше.
…Завтрак в игровой день продлили до 11 утра. Но все равно никто из игроков не спустился в ресторан: команда… спала. Зато на обед (13.30) вышли дружно.
Отъезжаем на стадион в 16.30 – за два часа до начала матча. Врач свое добро не несет – везет: сумка на колесиках (пробую на вес – килограммов двадцать).
– Все надо иметь на всякий случай, – говорит он. – Случаев масса. Я один раз вскрывал инспектору матча гнойник в самолете Ан-24 в багажном отделении – летели из Хабаровска до Читы.
– Залезай! – командует начальник Торубаров, видя, что я начинаю около дверей расшаркиваться перед Тархановым (только после вас!), и поясняет: тренер должен войти последним. Так полагается.
Полагается и перекреститься на церковь – благо она напротив гостиницы. Говорят, что Михалыч поставил свечку на удачу.
В 17.30 в раздевалке начинается самая важная во время этого выезда работа массажистов – массовая обработка тел… Этого я уже не вижу – «доступ к телам» мне запрещен Тархановым.
БЫЛ БЫ ТИХОНОВ…
Матч начался в 18.30. Не пустили меня и к полю, на скамейку к массажистам: регламент! Сижу в VIP-ложе (ее предоставили «Химкам»), рядом – генеральный Сергей Городничук (приехал в день игры на персональном авто). На «ГАЗели» и на электричках прибыли из Химок человек пятьдесят фанатов. На противоположной трибуне – две сотни местных с плакатом «Привет фанаткам с Ленинградки!», на отдельном огромном полотне изображены три (судя по макияжу) проститутки…
Может быть, «Химки» и привезли «выездную модель», но начинают, как будто не в гостях, выдавив «Шинник» со своей половины поля. И сверху разница в среднем возрасте совсем незаметна. Но через полчаса хозяева «просыпаются» и играют первым номером. Посвистывает судья, все ближе и ближе к воротам Березовского перемещаются точки штрафных ударов… Гол не то чтобы назревает, но… свисток на перерыв наша VIP-ложа встречает словами «слава Богу!».
А во втором тайме (где-то в середине) «Шинник»… выдыхается. Тут-то молодежь и могла в три-четыре «кавалерийских наскока» «размочить» счет, но, как скажет мне после матча Тарханов, «поле было слишком мягкое – подсели ноги… Был бы Тихонов…»
Но Тихонов был в Москве: долечивал бедро для следующего, через два дня (4 июня), матча в Брянске…
ПРОСТИ – БЕЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...
Не заезжая в гостиницу, «Химки» рванули в Москву. Никто не спит – видно, план по сну за эти два дня был перевыполнен. Промчалась мимо, сигналя, с машущей из окна рукой легковушка с химкинскими фанатами…
В сумерках останавливаемся, массажисты раздают пакеты с сухим пайком: фрукты-овощи, сок, два яйца, кусок жареной свинины…
Пресс-атташе Боря Халфин рассказывал (извиняясь за слишком благополучный, без приключений, выезд) о приключениях давно минувших дней… Как в 2006-м в Екатеринбурге поехали на автобусе к стадиону и водитель… заблудился: за полчаса до матча приехали – толком не размялись… Как ехали в аэропорт в Назрани, автобус сломался, до отлета – 20 минут, поймали «ПАЗик», спрессовались («только руки-ноги торчали!»), еле успели… Как в 1999-м ехали в Белгород… на поезде.
Тарханов на кресле №1 разделывался с яйцом… Подождав окончания процедуры, спрашиваю, как ему первый в сезоне автобусный выезд.
– Отлично! А если сравнить, как было в советские времена, просто курорт! Когда я в Одессе работал, ехали однажды из Калининграда до Мукачева – 1500 км на «ЛАЗе» – 27 часов! А какие проблемы с питанием были! Романцев рассказывал, когда тренировал «Красную Пресню», в провинции, чтобы накормить ребят, в пять утра вставал, занимал очередь в молочный магазин…
Никто не спал. Шелестели пакеты с пищей, две компании резались в карты, кто-то охотился на комара, шлепая в ладоши…
В час ночи автобус выкинул помощника массажиста (ясное дело – за ненадобностью!) на пересечении Ярославки с МКАД. Вместе со мной выпрыгнул и Денис из центра бронирования – прибыл на побывку (один денек)… Все остальные отправились на базу – до следующего выезда.
«ССФ» благодарит ФК «Химки» за помощь в организации материала.
ЧТО В СУМКЕ МАССАЖИСТА?
– Бутылки пластиковые («поилочки»), 750 мл – 6 шт.
– Холодильник для льда, 10 л
– Термос для чая, 12 л
– Упаковка с мазями – 2–3 кг
– Эластичные бинты
– Стаканчики одноразовые – 300–400 шт.
– Чайник электрический
– Чай, кофе, сахар, шоколад, печенье, лимоны – 5–7 кг





