«Ивановых много, а Козьмич – один»

Футбол
«Не тот день, когда хочется говорить», – Виктор Понедельник (на фото) не мог отойти и спустя несколько часов после печального известия. Распался атакующий тандем чемпионов Европы…
Виктор Владимирович переживает за товарища: Иванов продолжительное время болел, страдал.
– В последнее время с Валентином поговорить не удавалось. Даже по телефону – здоровье ему уже не позволяло. Мы всегда семьями общались. Но с недавних пор разве что жены созванивались. Смотрю на состав участников финального матча в 1960‑м и ужасаюсь – сколько людей ушло. Только мы с Толей Крутиковым остались…
– Эх, Валя, Валя… Легенда «Торпедо» и всего нашего футбола. Своей игрой он опередил время. Возможно, кто-то со мной не согласится, но я считаю: как футболист он остался недооцененным.
Когда отмечали 75‑летний юбилей Валентина в «Метрополе», прозвучало много добрых тостов. Но один растрогал до глубины души. Лариса Латынина, знаменитая наша гимнастка, сказала: «Ивановых на Руси много, а Козьмич – один». Гром аплодисментов и слезы у женщин. Чувствовалось, что не все так хорошо. Уже тогда здоровье Валентина пошатнулось.
Возможно, некоторые молодые болельщики даже не догадываются, какую роль играло «Торпедо» во времена нашей молодости. Детище завода ЗИЛ, любимая команда рабочего класса. Путь Валентина в футболе также начался на заводе. Юношей он пошел работать слесарем и параллельно играл за заводскую команду. Там его и приметили тренеры «Торпедо». И этой команде он посвятил всю свою жизнь.
Хочу сказать о супруге Валентина Козьмича. Лидия Гавриловна – в прошлом гимнастка, также чемпионка Мельбурна. Но, несмотря на рваный темп жизни, когда долгие сборы сменяют соревнования, она смогла организовать примерную и дружную семью.
Мы нечасто об этом говорим. Но есть славная история «Торпедо» и других известных клубов, а есть личные человеческие трагедии. В Союзе часто случалось: футболист завершал карьеру, и спустя год-два семья разваливалась – развод. Во многих случаях такой исход был вызван подорванным благосостоянием семьи. А что дальше? Одиночество, подработка могильщиком или еще кем-то, пьянка, бездна.
А Лидия Гавриловна – молодец. Она всячески поддерживала Валентина Козьмича. Лида воодушевила его на тренерскую карьеру и до последних дней оставалась рядом с тяжело больным мужем.
С торпедовской компанией и Валентином мы сблизились еще в середине пятидесятых. Мой «Ростсельмаш» относился к обществу «Торпедо», так что мы просто обречены были дружить. Весной торпедовцы возвращались с юга в Москву на поезде. И обязательно останавливались в Ростове-на-Дону – провести товарищеский матч. Там и познакомились. Очень просто познакомились: «Валя». – «Витя».
Прошло совсем немного времени, и мы оказались вместе в сборной – незадолго до победного Кубка Европы. Там уже была сложившаяся команда с целой группой ветеранов: Яшин, Нетто и другие. Молодые старались держаться друг за дружку, и Валя тяготел к нашей компании. Все были скромные, поэтому Валя выступал заводилой. Чтобы разнообразить досуг на сборах, организовывал турниры – по шахматам, бильярду. В картишки всех подбивал. Чемпион по анекдотам. С ним всегда было весело. Знайте: команда, которая побеждала на Евро во Франции в 1960‑м, была очень дружной и веселой.
В сборной СССР начала шестидесятых существовал такой порядок в дни матчей. Сначала всех приглашали на установку от Гавриила Качалина и Андрея Старостина. Затем в одном из номеров базы или гостиницы собирались одни игроки.
Слово брал кто-то из старших – Яшин или Нетто.
– Ребята, давайте покажем лучшую игру. Ведь нас пригласили в сборную как лучших игроков. Сыграем как следует! – призывал, допустим, Нетто.
– Как следует сыграем, чтобы как следует отметить, – добавлял Иванов, и все начинали хохотать.
Он всегда вставлял два-три остреньких словца к выступлениям старших товарищей.
К слову, отмечать нам особо не приходилось. За нами все время следили – чтобы ни-ни. В противном случае Госкомспорт устраивал разбор полетов. После игр я всегда улетал в Ростов-на-Дону. В гости к москвичам наведывался, но нечасто.
Ключевой игрой всегда называют финал. Но не случилось бы победы на Кубке Европы-1960 и победного гола за моим авторством, не выдай Валентин выдающийся полуфинал с чехами. Футбольному профессионалу нельзя так говорить, но Валя обыграл их в одиночку.
К воротам чехов мы бегали вдвоем. Я чуть правее следовал, он – наконечником. Мы игру в стенку разделяли на одноразовую и двухразовую. Валя просил меня все делать быстро и играть в тот раз именно в стенку. Учитывая то, что мы хорошо друг друга понимали, пересекали поле за считанные секунды. Иванову, конечно, надо было соответствовать. Он задумывал стремительные, эффектные комбинации, в которых главенствовали скорость и точный пас. Но не каждый мог «допереть», что и как нужно делать. В таких случаях Козьмич злился, и от его веселого нрава ничего не оставалось.
…На ЧМ-2010 я внимательно наблюдал за Месси. В сборной Аргентины ему не с кем в стенку нормально обыграться. Не раз ловил себя на мысли: Лионель, в связке с Ивановым и Понедельником ты бы не пропал – мы бы идеальную стеночку организовали.
Вспоминаются торпедовский быт и досуг. Я гостил у ребят, поэтому имею представление. Команда была дисциплинированная, в чем-то закрытая, но не без баловства. Парни могли и в ресторане подраться. Но тренер Виктор Маслов по прозвищу Дед всегда разруливал ситуацию и наводил порядок.
Не было у торпедовцев проблем и с приобретением дефицитных товаров. Рядом с метро «Автозаводская» располагался магазин «Рыба». И работал там такой мужик – Николай Иваныч. Одержимый фанат «Торпедо». На почве одних лишь клубных пристрастий он был готов отоварить любого футболиста. Они к нему гуськом ходили. Учитывая, что жилье футболистам предоставляли в этом районе, они часто собирались вместе по делам. Направятся ребята, допустим, в «Рыбу», а за ними хвост из поклонников. Десять, двадцать, тридцать человек – всем охота поглазеть на футбольных знаменитостей. Но в помещение заходить боялись, не подсматривали вроде. Однако наутро раздавались анонимные звонки в партком: ах, эти бездари-футболисты, вместо того чтобы готовиться к игре, ходили в магазин «Рыба» и выпивали там!
Прямо скажу: Козьмич до последних дней тяжело переживал раскол «Торпедо». Не так давно, весной, общались с ним. Он говорил: «Душа по сей день болит».
Поначалу, как только команда начала разваливаться, Козьмич сокрушался: жулье угробило футбол! Не мог смириться с финансовым крахом. В советское время каждый директор на заводе болел за «Торпедо». А как «новые отношения» наступили, ход жизни нарушился. Получилось, что команда разделилась, клоны появились. Неразбериха. Он не мог понять и принять эту ситуацию.
Валентину приписывают фразу: «Где я – там и настоящее «Торпедо». Может, и отшутился. Потому что после всех потрясений разуверился в том, что когда-нибудь будет неделимое и мощное «Торпедо». За нынешней командой он следил. Козьмич вздыхал: «И все равно: «Торпедо», из которого я вышел, уже не возродить». Наверное, так оно и есть. Но это не умаляет заслуг руководителей клуба. Во втором круге команда здорово прибавила и радует болельщиков.
Сговоры игроков – отдельная история. В 1991‑м случился в «Торпедо» бунт. Протестовали против методов работы главного тренера. Да, он всегда был колючим по натуре: кричал, требовал, в работе слабины не давал. Мог сурово обойтись с нарушителями режима. Ну а как иначе, если хочешь сохранить дисциплину? Недовольные мальчики составили открытое письмо, дублеров склоняли подписать. Добились того, что Иванова в команде на тот момент не стало. Помню свой отклик: стыдно, ребятки, стыдно!
Не думаю, что уход Иванова в 1991‑м принес пользу кому-то из футболистов и самому «Торпедо». Знаю: многие извинялись потом, жалели о своем шаге. Думаю, слова раскаяния за ту историю двадцатилетней давности еще прозвучат. У гроба…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ИВАНОВ Валентин Козьмич
Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР.
Родился 19 ноября 1934 г. Умер 8 ноября 2011 г.
Карьера игрока: «Торпедо» Москва (1952–1966).
Достижения игрока: чемпион
СССР (1960, 1965), серебряный призер чемпионата СССР (1957, 1961, 1964), бронзовый призер чемпионата СССР (1953). Обладатель Кубка СССР (1960).
Чемпион Олимпийских игр (1956). Чемпион Европы (1960), серебряный призер Кубка Европы (1964). Лучший бомбардир чемпионата мира-1962 (4 гола). Член Клуба бомбардиров им. Григория Федотова.
В составе «Торпедо» провел 287 матчей, забил 124 мяча. За сборную СССР провел 59 матчей, забил 26 голов.
Карьера тренера: «Торпедо» (1967–1970, 1973–1978, 1980–1991, 1994–1996, 1998), «Раджа» Марокко (1992–1993), «Асмарал» Москва (1994), «Торпедо-Металлург» (2003).
Достижения тренера: чемпион СССР (1976), бронзовый призер чемпионата СССР (1968, 1977, 1988, 1991). Обладатель Кубка СССР (1968, 1972, 1986).
Награжден различными государственными наградами.

Анзор Кавазашвили: Валя Иванов был настоящим семьянином
Прощание с Валентином Ивановым пройдет 10 ноября в ДК «ЗИЛ»
Вячеслав Колосков: Кончина Иванова – невосполнимая утрата для футбола
Виктор Понедельник: С Козьмичем понимали друг друга с полуслова
Валерий Рейнгольд: Я играл против Валентина Иванова – он был уникальный футболист
Герман Зонин: Валька достоин лучших эпитетов на свете
Никита Симонян: У Иванова была болезнь Альцгеймера
Лидия Иванова: Валентина Козьмича не стало в 10.35

![]() Эх, Козьмич... Сегодня не стало легендарного Валентина Иванова подробнее |







