Можно ли было сохранить Данни? Болельщик «Зенита» и дипломированный врач рассуждает о проблемах российской спортивной медицины

В начале месяца Мигель Данни на тренировке порвал передние крестообразные связки и на полгода из игрока превратился в пациента. Новость оглоушила команду и тренера (»Это для меня такой удар!» – признался Спаллетти), а по Питеру в болельщицкой среде распространился слух о линчевании медиков «Зенита».
Несколько дней спустя в редакции «ССФ» раздался звонок. Монолог в трубке можно отнести к категории «не могу молчать». Не мог молчать не просто болельщик «Зенита», а дипломированный врач. Говорил он по делу, и дело касалось не только несчастного Данни, а всей системы футбольного врачевания в России. Мы решили встретиться и поговорить о наболевшем основательно.
«НА РОВНОМ МЕСТЕ»?
– Подождите, пожалуйста, сейчас закончу с пациенткой… – с этими словами хирург Сергей Мусатов плотно прикрыл дверь кабинета.
Я ждал долго. Из кабинета доносились странные звуки: тра-та-та-та-та…. Тарахтел движок? Отбойный молоточек? С подобным звуком летал в мультфильме Карлсон с пропеллером на спине…
Наконец, пациентка вышла, и настало мое время.
– Вот, читали? – Мусатов поднял какую-то газету и кинул обратно. – Оказывается, правое колено у Данни давно болело, какие-то процедуры делали и выпускали на поле… А потом удивляются: как так, на ровном месте?! Не бывает «на ровном месте»!
– Бывает. Это же футбол…
– Это только кажется, что травмы случайны – получил по ноге, оступился… Но не каждый оступающийся рвет связки и надрывает мышцы.
– То есть травмы можно прогнозировать и предотвращать?
– Конечно! Во всем мире основное внимание уделяется как раз профилактике травм. Но у нас все наперекосяк еще с ДЮСШ. Там задается неправильный алгоритм развития нашего тела. С первых дней – кроссы, нагрузки. Растущий организм нельзя так нагружать! Зато мы по юношам, мальчикам солидно выглядим на международных турнирах. Приезжают лоси из России и всех затаптывают… Но проходит время, и все встает на свои места. Наши вступают в профессиональный футбол уже физиологически ущербными…
– Оъясните, пожалуйста, что значит – физиологически ущербные?
– Даже внешне – сутулые, кривоногие, как кавалеристы. Практически у всех неправильно стоит стопа. Мелочь? Но ноги, стопа – инструмент футболиста.
СУСТАВ – КАК… ЦВЕТОК
– Что значит – неправильно стоит стопа?
– Правильная постановка – ровная, с опорой на большой палец. Тогда стопа хорошо амортизирует, снижается удар по позвоночному столбу. Но из-за мелких травм стопа перекошена практически у всех футболистов. Она рефлекторно разворачивается во внешнюю сторону и к пятке. Мелочь? Но по цепочке неправильно встают голеностопный сустав, коленный, тазобедренный. Они работают по неправильным осям, центр тяжести идет уже не через кость. Мышцы игрока становятся как бы элементом каркаса, то есть выполняют не свою функцию, и как результат – перенагружаются. Даже когда футболист стоит, мышцы напряжены, не расслабляются. Это приводит к перерастяжению сухожилий. Конечность должна работать так, – Мусатов споро рисует на листочке мышцу – бананом, сустав – как абрикос. – При сгибании мышца-сгибатель работает, мышца-разгибатель отдыхает, и наоборот – при разгибании. Но у наших футболистов мышцы не отдыхают. Они спазмированы.
– Давайте на примере травмы, как у Данни.
– Смотрим в корень, – снова рисует. – При перерастяжении сухожилия в нем происходят микронадрывы. Они рубцуются, но это более плотная ткань, в которой много кальция (это как гипс для организма), в результате сдавливаются капилляры и к суставу плохо подается кровь. Это как… Возьмем цветок в горшке.
Я посмотрел окрест. Цветка не было, стояли какой-то аппарат на подставке размером с микроволновку (источник тарахтения?), кушетка, висел диплом в рамке…
– Если цветок не поливать – засохнет, – продолжил Мусатов. – Так и сустав засыхает. Теряют эластичность связки, хрящ… И пошло – разрыв мениска, разрыв крестообразной связки…
– И все из-за неправильной постановки стопы?
– Не только, но все взаимосвязано. Хотя у футболистов не бывает идеально прямых ног, потому что нога часто разворачивается, чтобы, к примеру, дать пас «щекой», тем не менее стопа должна стоять правильно. У меня был пациент – майор, служил в кремлевской роте, маршировал на парадах. Ко мне он пришел – ноги дугой. Из-за этого потерял в росте сантиметров десять. Полностью уничтожены коленные суставы, тазобедренные, на стопах все пальцы кривые. Вы посмотрите на ноги ветеранов – в сорок лет стерты тазобедренные суставы. У вас же читал: братья Букиевские – протезы, Севидов – протез, Сидоров – протез…
ПОРОЧНЫЙ КРУГ
– Что же делать, чтобы стопа не перекашивалась?
– Применять ортопедические стельки и вот это, – указывает пальцем на источник тарахтения. – Это швейцарский ударно-волновой аппарат. Почему мышцы спазмированы? Потому что в мозг постоянно идут болевые сигналы – и мышца зажимается. Получается замкнутый порочный круг: спазм вызывает травмы, травмы вызывают еще больший спазм. Не разомкнешь! Никакой массаж не помогает. А когда мышца спазмирована, она атрофируется. У меня лечился конькобежец, входил в молодежную сборную. Он говорил: «Был первым, потом стал вторым, третьим. Не могу понять. Тренируюсь, как вол, а мышцы на глазах тают. Результаты все хуже».
– И как разбить замкнутый круг?
– Возьмем того же Данни. Его связки могли лопнуть в любой момент. Процесс шел годами... Массаж сделают – расслабилась мышца, побегал двадцать минут – опять зажимает. А что делает наш аппарат? Он отключает болевые сигналы в мозг за счет шокового воздействия на нервные клетки. Спазма нет, и мышца расслабляется. Тем временем ударная волна разбивает отложения кальция, размягчает рубцы, раскрываются капилляры. После засухи цветочек воспрял…
– Значит, можно было повернуть вспять процесс в колене Данни?
– Может быть, в «Зените» и старались. Но у нас так – и лечиться нужно, и результат добывать. Случилась травма. Заморозили – и побежал! Но процесс-то идет…
– Что бы вы сделали в случае с Данни?
– Плюс ко всему я бы тщательно прорабатывал нашим аппаратом не только связки, но каждую группу мышц, начиная от стопы и кончая поясницей, перед тренировками и после. Да, это долго – минимум час, но необходимо! В Швейцарии есть доктор Майкл Ваврошек. Мы работаем по одной методике. Он курирует сборную Швейцарии по хоккею, сборную Австрии по прыжкам с трамплина, сборную Норвегии по биатлону и, кстати, консультирует «Челси». Все его команды показывают отличные результаты. Почему футболисты в нашем чемпионате еле бегают? А посмотрите Англию, хотя там матчей больше… Загадка! Ведь тренируются, пашут, а выносливости нет! Не хватает на весь матч. Потому что спазмированы межреберные мышцы – ребята не могут сделать полноценный вдох, выдыхаются.
ЧТОБЫ ЛЕТАТЬ ПО ПОЛЮ…
– Расслабляться надо вовремя, – продолжает Мусатов. – У нас матч закончился – и все по домам. А в лучших командах мира идут к массажистам.
– Почему расслаблять надо сразу, а не на следующий день?
– Именно сразу! Я уже говорил, спазмы передаются по цепочке: зажалась мышца, ее работу берет на себя другая, перегружается, в свою очередь следующая компенсирует… Проблема голени может перейти к шее. Вот пример. Проработал я футболисту (он лежит на спине) ударной волной левую икроножную, просишь согнуть-разогнуть ногу. Кладешь руку на левую часть спины – никакого движения. А просишь сделать то же самое необработанной ногой – включаются даже мышцы шеи. Словно заржавевший механизм – все сцеплено, напряжено… На Западе игроков расслабляют и перед матчами. Они становятся легкими, не бегают – летают! В Италии даже в перерывах между матчами звездам прорабатывают суставы.
– У нас в ДЮСШ был тренер Коркин. Если он видел, что кто-то бегает с кулаками, орал: «Разжать!». Оказывается, так его в свое время тренировал Бесков. Сжатые кулаки по цепочке передают зажатость всему телу…
– Вот видите! Деревянными ногами и мяч не обработать, и не обвести. А почему футболисты не могут попасть в ворота с двух метров? Делает замах, у него из одного места сигнал о боли, из другого – подкорка начинает управлять ногой, и она двигается уже не так, чтобы попасть по воротам, а чтобы было менее болезненно. Все на рефлекторном уровне. Биомеханика! Но этим у нас не занимаются.
БОЧКА ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ
– Может быть, не по карману нашим командам такой чудо-аппарат?
– Стоит около 40 тысяч евро плюс надо периодически менять ударный механизм – 120 тысяч рублей. Для наших команд – копейки! Некоторые купили аппараты, но они стоят, пылятся – не умеют пользоваться и, главное, не хотят научиться. Предлагал я в свое время «Спартаку» – никакой реакции. Уже с мая перезваниваюсь с Карпиным. «Очень интересно, – говорит. – Завтра же наш доктор вам перезвонит». И на этом все… Есть аппарат в «Локомотиве», но как там его используют? И вот читаю: у нас в «Локомотиве» ноу-хау: для релаксации после матча игроков – в бочку с холодной водой. Зачем велосипед выдумывать?! Во всех салонах красоты стоят криосауны: кабиночки, куда поступает пар из жидкого азота, температура – минус 120 градусов. Минутная процедура, а эффект потрясающий. Идет расслабление даже самых мелких групп – такое ощущение, будто осыпаешься весь…
– Может быть, у наших врачей не хватает времени на ваш аппарат?
– Правильно! Значит, надо увеличивать штат. В «Челси» после матча на футболиста набрасываются порядка девяти врачей: один занимается стопой, другой – коленом, третий – тазобедренным и так далее.
– О чем вы говорите! Года два назад я был на Сахалине. Там в команде мастеров вообще не было врача – тренеры освоили уколы в коленные суставы…
– А отпуск. Футболисты уезжают «деревянными», такими и возвращаются. А ведь за этот месяц могут заново родиться, вычистить организм, снять напряжение. Летом я был в санатории в Италии. Там по утрам делал процедуры (массаж, грязи и пр.) местный футболист – видно по ногам. Разговорились. Ему 46 лет, до сих пор играет в Серии Б. На протяжении 15 лет он проходит там курс реабилитации – расслабляется. А у наших главное – вес не набрать. Вот на сборах и бегают с толком не отдохнувшими мышцами, травмируются даже на тренировках… Давайте я вам одну стопу обработаю – почувствуете эффект.
«МАСТЕРА ТАК ВЕРЕЩАТ!»
Я снимаю носки, засучиваю штанину, ложусь на кушетку и протягиваю правую ногу Мусатову.
– Не надо. Согните в колене, – приближается он с «отбойным молоточком», похожим на зубодробильный аппарат. – Если будет больно, скажите.
– Хорошо, – стискиваю зубы, стараясь сохранить улыбку.
– Мастера так верещат! У одного я смог дойти только до режима, который использую детям. Сильнее не выдерживал – живого места нет, сплошные рубцы… Начнем с пальчиков…. Больно?
Было больно местами, болел от долбежки сустав большого пальца, но я держался, как партизан на допросе. И боль начала уходить. Когда все закончилось, я постеснялся попросить обработать другую ногу, посему уходил на двух разных ногах… Одна была – как новая.





