Свистать всех на борт! Порядок размещения пассажиров в автобусе дортмундской «Боруссии»

«ССФ» предположил, что последние успехи дорт-мундской «Боруссии» («черно-желтые» повторили клубный рекорд, не проигрывая в Бундеслиге 19 (!) матчей) могут быть связаны с… размещением ее звезд в клубном автобусе.
Вообще-то журналистам не положено совать нос в салон «Вестфальского экспресса», но специально для «ССФ» начальник «Боруссии» Фриц Люншерман (занимает эту должность с 1988 года!) приоткрыл автобусную дверцу – поделился некоторыми внутрикомандными тайнами.
– Мы ездим на этом автобусе уже третий сезон, можно сказать, сроднились с ним, – рассказывает 56‑летний Люншерман. – Как-то раз решили дать ему имя и объявили конкурс среди болельщиков на лучшее название. Варианты были убойные – «Улей», «Клоппекс», «Желтая угроза». Но победил «Вестфальский экспресс». По-моему, идеальное название.
Летом прошлого года несостоявшаяся «Желтая угроза» отметила «юбилей» – 20 тысяч км (!) пробега.
– Не подумайте, что футболисты катаются по всей стране на автобусе, – всполошился Люншерман. – Если город в радиусе 200–300 км от Дортмунда, например Кельн или Кайзерслаутерн, добираемся на колесах. А в удаленные места вроде Берлина, Мюнхена или Аугсбурга летаем самолетами. Причем если команда, скажем, играет на выезде против «Баварии», автобус заблаговременно отправляется в Мюнхен и поджидает игроков у местного аэропорта.
•••
Тренер дортмундцев Юрген Клопп – известный выдумщик. К примеру, возглавляя «Майнц», Клоппо (прозвище 44‑летнего специалиста) на несколько дней вывозил футболистов в лес, вручал им дорожные карты и велосипеды и давал указание: добраться из пункта А в пункт Б. А еще, как утверждает Андрей Воронин, перед выездными играми тренер ставил в автобусе видеокассету с записью ритуального танца хака, традиционно исполняемого регбистами сборной Новой Зеландии.
– В «Боруссии» Клопп немного успокоился, – утверждает Люншерман. – Лесные путешествия на голодный желудок больше не практикуются. Хотя на последних сборах игроки вынуждены были на скорость кататься на каноэ. А видео с танцующими регбистами, похоже, больше неактуальны. Теперь Клопп разве что участвует в дискуссии, какой фильм будем смотреть в автобусе на DVD-плеере. Иногда он подключает к системе свой ноутбук и проводит тактическое занятие – видео проецируется на экраны в салоне.
•••
Кто распределяет места в автобусе – Клопп или сами игроки?
– Каждый на свое усмотрение, – уверяет Люншерман. – Но никто не имеет права посягать на места «дедов» – Келя, Вайденфеллера и Овомойелы (№21, 22 и 29 на картинке). Кстати, эта троица частенько проводит вместе и свободное время. Недавно вот ходили на карнавал в Дюссельдорфе – так разоделись, что их было не узнать.
•••
Менять место по ходу сезона позволено?
– Нет. Хотя, помнится, наш тренер вратарей Де Беер (№7) попросил пустить его поближе к проходу. Уважительная причина! В октябре 2010 года по пути на стадион «Кельна» наш «Экспресс» закидали камнями и разбили стекло прямо у головы Вольфганга. Хорошо что в автобусе стеклопакеты и второе стекло выдержало удар.
•••
Фигурки под номерами 10 и 11 располагаются подозрительно обособленно от остальных. Что это, интересно, возомнили о себе польские легионеры Пищек и Блащиковски?
– Наши поляки – отличные ребята! – вступается за приятелей Люншерман. – У нас в команде нет никаких группировок по национальному признаку. Японец Кагава, например, сдружился с Гросскройтцем. Куба (немцам крайне трудно выговорить фамилию Блащиковски, поэтому они называют хавбека исключительно этим производным от имени Якуб. – Прим. ред.) – вообще душа компании. А вот от Сантаны (№18) лучше держаться подальше, он у нас главный шутник. Будьте уверены, пока вы в душе, он обязательно крепко свяжет шнурки ваших бутс.
– Почему поляки заняли именно эти места? Да потому что там как следует можно вытянуть ноги. Раньше на месте этих сидений располагался кухонный блок, но мы решили выкорчевать его, все равно им никто не пользовался. Поесть всегда можно в самолете, а если приходится проводить несколько часов на колесах, у нас всегда с собой есть так называемые ланч-пакеты. Убрали кухню – и сразу столько свободного места.
Любопытная деталь: эта модель автобуса рассчитана на 60 мест, а не на 32.
– Ну и что, мы же не туристы, – считает Люншерман. – Ребятам нужен максимальный комфорт. У нас тут даже раскладной массажный стол есть. Не хотите массаж – можете посмотреть какой-нибудь футбол. В нашем «Экспрессе» есть стационарная спутниковая антенна. Интернет, само собой, тоже ловится.
•••
Принято считать, что на галерке устраивается самое хулиганье. Двоечники и отпетые мошенники. В нашем случае – Лайтнер, Шмельцер, Лёве и Суботич (№30, 31, 32, 33)?..
– Это вовсе не хулиганы, это наши заядлые картежники, – смеется Люншерман. – Не хватает в этом списке только Хуммельса (№27), ну да он там поблизости, лицом к приятелям сидит. Там же между последним и предпоследним рядами столы, вот они и режутся. В основном в «козла» (на немецком игра именуется «бараньей головой». – Прим. ред.). А на обратном пути со стадиона карты откладываются в сторону, потому что настает время петь песни. Поем мы, правда, только после побед, ну да с этим нет проблем в последнее время.
•••
Какие песни поет «Боруссия»?
– Немецкие шлягеры! – хохочет Люншерман. – Кель и Овомойела уже давно пытаются всех подсадить на творчество Хелены Фишер (Елена Петровна Фишер, между прочим, уроженка Красноярска. – Прим. ред.), даже ходят на ее концерты. Ну и кричалки «Боруссии» исполняем, само собой. Запевала у нас – Гросскройтц (№16). Знаете, какая у него любимая кричалка? «Приходишь вечером пьяный домой. Твоя старушка брюзжит и ворчит. Откуда приперся ты, пьяная свинья? Из «Боруссии» я – это мой клуб!». В «Боруссии» вообще очень поющая команда. Игроки после каждой удачной встречи остаются на поле и поют с болельщиками гимн клуба.





