Темные оттенки светлого будущего. Пользователь Sovsport.ru о проблемах расизма в российском футболе

Расизм – явление, полностью противоречащее идеологии футбола, игры миллионов. Но, несмотря на это, очаги расовой дискриминации вновь и вновь вспыхивают на стадионах мира – там, где живёт футбол. Проблема эта наиболее актуальна для европейских турниров, проводящихся под эгидой УЕФА, и Россия, увы, исключением не является. В каждой отдельно взятой стране ситуация с расизмом в футболе индивидуальна, имеет свои особенности и специфику, поэтому нельзя привести все факты к единому знаменателю, резюмировать всё и сразу. Да и не стоит этого делать. Для нас важно проанализировать и понять: насколько серьёзны симптомы этого недуга в российском футболе, достаточно ли эффективны наши методы борьбы с ним и, самое главное – готова ли наша страна достойно провести чемпионат мира 2018 года.
Первые темнокожие футболисты появились в нашем чемпионате в начале девяностых годов. Тогда спортсмены из дальнего зарубежья вызывали огромное любопытство у российских болельщиков. Любопытство это не всегда выражалось в адекватной форме. Например, бразильца Луиса Робсона, которого московский «Спартак» приобрел летом 1997 года, фанаты красно-белых встретили баннером «Робсон, убирайся из России». Позже, конечно, своей игрой Максимка, как его тогда называли, заслужил уважение болельщиков. Со временем российские фанаты перестали удивляться, видя на поле человека с тёмным цветом кожи. Из года в год число легионеров в российском первенстве росло, но, как ни прискорбно, вместе с тем росло и количество случаев проявления расизма на стадионах. Люк Овон Зоа, Ибра Кебе, Паскаль Менди, Джеймс Обиора, Серж Бранко, Андре Бикей – эти люди могут многое рассказать о том, как непросто жилось темнокожим футболистам в России - на поле и вне его.
С тех самых пор, когда Робсон впервые вышел на поле в красно-белой футболке, прошло уже 15 лет. За это время многое изменилось в нашей стране, в нашем футболе. И ситуация с расизмом тоже изменилась. Изменилась, да не в ту сторону, в какую хотелось бы. Долгие годы случаи дискриминации темнокожих игроков не вызывали практически никакой реакции со стороны футбольных властей, и, как результат… ну, об этом чуть позже.
Откровенно говоря, пристальное внимание к этой проблеме со стороны РФС возникло лишь в тот момент, когда была подана заявка на проведение в России чемпионата мира по футболу 2018 года. Именно тогда наши конкуренты в борьбе за право проведения мундиаля и члены комиссии ФИФА начали внимательно следить за тем, как живёт и чем дышит российский футбол. Каждое мало-мальски скандальное происшествие отныне рассматривалось под микроскопом европейской общественности с целью оценить готовность (на тот момент лишь моральную и культурно-этическую) России к проведению столь значимого футбольного турнира. А поводов усомниться в этой самой готовности было предостаточно. Чего стоят только «проводы» российско-нигерийского форварда Питера Одемвинге в «Вест Бромвич», устроенные болельщиками московского «Локомотива» буквально за 4 месяца до выборов страны-хозяйки чемпионата мира. Баннер, содержавший слова благодарности новому работодателю Питера, мог бы показаться не более чем издевкой в адрес футболиста, да вот только красочное изображение банана на нём навело многих на мысли, далёкие от футбола.
Ответные меры со стороны наших футбольных властей не заставили себя ждать. Алексей Сорокин, занимавший на тот момент пост генерального директора Российского футбольного союза, в интервью британской и отечественной прессе дал понять всему футбольному миру, что проблемы расизма в российском футболе как таковой нет, а инцидент с Одемвинге просто неадекватно воспринят и неверно трактован в СМИ. Однако позже Алексей Леонидович всё же признал как наличие самой проблемы, назвав её «мелкими всплесками», так и то, что баннер московских болельщиков имел расистский подтекст. Также Сорокин поведал о том, что для борьбы с подобными явлениями в России имеется специальная программа, которая, по его собственным словам, «очень сильна».
Как итог: ни ФИФА ни УЕФА наказать «Локомотив» не смогли, за неимением таковых полномочий, а КДК, по всей видимости, не захотел. К счастью, этот инцидент не помешал представителям национальных футбольных ассоциаций предоставить России право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года.
До мгновения, когда стартовый свисток арбитра прозвучит на матче открытия кубка мира в России осталось около шести лет. Это достаточно большой срок, чтобы наладить инфраструктуру, достроить все стадионы и, что немаловажно, подготовить сборную, которая сможет успешно на этих стадионах выступить. Десятки, а может быть и сотни тысяч болельщиков со всего мира отправятся в нашу страну, чтобы поддержать свою команду или же просто принять участие в большом футбольном празднике. Уверены ли мы, что они навсегда запомнят эту поездку, причём «запомнят» лишь в положительном смысле этого слова? Можно ли уже сегодня сказать, что мы готовы показать себя хорошими хозяевами? Видим ли мы с вами какие либо позитивные тенденции, изменения в родном футбольном хозяйстве? Я в этом не совсем уверен. Боюсь, многие разделят мои сомнения, ведь они, эти сомнения, далеко не беспочвенны.
Проблема расизма в российском футболе актуальна, как и прежде. Не успевают истлеть угли одного «бананового» скандала, как тут же где-то рядом разгорается следующий. Темнокожие футболисты продолжают демонстрировать своё мастерство под аккомпанемент так называемого «обезьяньего уханья» и в их адрес с трибун по-прежнему летят оскорбительные выкрики. Совсем недавно от подобного поведения фанатов пострадали футболист «Анжи» Патрис Самба и бразильский легионер «Спартака» Эменике. Последний и вовсе, не выдержав оскорблений от болельщиков «Динамо», продемонстрировал трибуне один из самых древних жестов, известных человечеству. Даже не хочется представлять, что должен был услышать профессиональный футболист в свой адрес, чтобы совершить такой некрасивый поступок. Комитет по этике, приняв во внимание обстоятельства этого инцидента, наказал футболиста лишь условной дисквалификацией и крупным денежным штрафом. Ничего не скажешь, как и было обещано, борьба ведётся. Да вот только не с расизмом, а с последствиями его проявлений.
Ещё одна интересная ситуация: 20 марта «Торпедо» провело домашний матч второго этапа ФНЛ против брянского «Динамо» без зрителей. Таким образом, клуб был наказан за поведение своих болельщиков во время предыдущей встречи, с «Аланией». До этого случая москвичи уже имели проблемы со своими фанатами: в сентябре прошлого года, после матча с «Химками», клуб был предупреждён и получил условную дисквалификацию стадиона. В обоих случаях имели место расистские выходки болельщиков по отношению к игрокам соперника и на этот раз меч Фемиды не бездействовал. Однако, остаётся загадкой, как торпедовским фанам удалось сделать что-то, чего мы не видели или не слышали на матчах Премьер-лиги. Почему же подобные санкции не применяются к их коллегами из «Зенита», «Спартака», «Локомотива» и других команд? В большинстве случаев КДК предпочитает просто-напросто выписывать символические (сравнительно с бюджетами клубов) штрафы клубам, чьи болельщики позволили себе совершить действия расистского характера. Мало того, очень часто факты подобного поведения даже не попадают в итоговый протокол матча и, соответственно, не рассматриваются на заседаниях контролирующих органов. Между тем, трудно вспомнить темнокожего футболиста, который ни разу не испытал на себе «гостеприимство» российских фанатов.
И это, как ни печально, лишь часть проблемы: из года в год в нашем футболе не утихают конфликты на национальной почве, скажем так, внутреннего характера. Ни для кого не является секретом давняя вражда некоторых болельщиков-россиян с их коллегами из северо-кавказского региона. К сожалению, вовлечёнными в этот конфликт оказались люди, что ни на есть, выдающиеся: это и легендарный бразилец Роберто Карлос, и звездный камерунский форвард Самуэль Это’о, и даже защитник сборной России Юрий Жирков. После перехода из лондонского «Челси» в стан дагестанского клуба «Анжи» Юрий был вынужден долгое время терпеть оскорбления в свой адрес и освистывания на футбольном поле.
В эпизодах с участием Роберто Карлоса, которому на матчах в Самаре и Питере фанаты местных клубов «выдали» по банану, поиск нарушителей проходил с большим энтузиазмом, и, по утверждению пресс-служб «Зенита», «Крыльев Советов» и «Анжи» эти люди были найдены в кратчайшие сроки и наказаны, а клубы были обязаны заплатить существенные штрафы. Судя по всему, здесь сыграл роль колоссальный авторитет бразильца и его мировая известность. Игрок такого масштаба имеет возможность формировать имидж своего клуба, и, как следствие, всего российского футбола в глазах международной общественности.
Конечно же, нельзя не сказать о том, что в каждом эпизоде проявления расовой дискриминации на трибунах замешана лишь небольшая группа людей, от чьего поведения страдают как адекватные болельщики, коих, к счастью, большинство, так и сами клубы, которые абсолютно точно не нуждаются в подобных «поклонниках». Одни пытаются просто провоцировать игроков, оказывая на них психологическое давление, задевая за живое. Другие выражают свои радикально правые взгляды. В любом случае, люди эти понимают, что вычислить их, в силу малого числа и скудной доказательной базы, очень непросто, а наказать – тем паче, ведь действующее российское законодательство в этой области очень слабо, а власти, эти законы составляющие, пока не торопятся перенимать опыт борьбы с расизмом у зарубежных коллег.
Россия получила право на проведение важнейшего футбольного турнира планеты. И хоть пройдёт этот турнир через целых шесть лет, уже сейчас нам всем необходимо понять, что для нашей страны это не только большая честь, но и, в первую очередь, великая ответственность. Пора перестать закрывать глаза на очевидные проблемы. Перестать надеяться, что всё утрясётся, решится само по себе. Совместными усилиями мы можем изменить сложившуюся ситуацию. Очень трудно искоренить расизм как общественное явление, но в наших силах избавить от него футбол. Ведь футбол это не просто игра. Футбол объединяет людей со всех концов земли, невзирая на пол, возраст, цвет кожи или вероисповедание. Футбол стирает границы. За это мы его и любим.
Все материалы «Народной газеты» ЗДЕСЬ





