Чехов и поляков победили. А вот греков... На «Торпедо» сборные четырех стран отрепетировали Евро-2012

МЫ СКАЗАЛИ «А». Праздник надо приближать! Тем более футбольный. В канун чемпионата Европы «ССФ» решил провести свой турнир группы «А» чемпионата Европы, но только малого формата: малого и по времени – один день, и по пространству – играем на площадке рядом со стадионом «Торпедо». Однако состав группы такой же: сборные России, Чехии, Польши, Греции. Иностранцы самые что ни на есть иностранные – из посольств. Хотя и «легионеры» есть, ведь во всех посольствах работает немало москвичей… текст Дмитрий Туманов фото Денис Емельянов, Александр Бундин
ГРЕКИ ОПАЗДЫВАЛИ…
«Сейчас! Сейчас! Приедут! – говорит играющий тренер греков Виктор Парадашвили. – Все привезут – сувениры, напитки». Виктор, говорят, – завхоз посольства, могущественный владелец, как шутят журналисты, неисчислимых запасов «Метаксы» на складе. Все шутили о «Метаксе»…
Пытаюсь всучить завхозу анкеты – все иностранные участники должны определить, что сборной России светит на Евро-2012, есть ли у нас какие-то козыри и с чем ассоциируется наша сборная. На выбор предлагались танк Т-34, матрос с гранатой, идущий под танк (см. знаменитую картину), бутылка водки с гармонью и мешок с деньгами…
Поляки, чехи и россияне начинают терять в разминке силы, кое-кто уже попивает водичку. Поглядывает на часы «свадебный генерал» – чемпион СССР 1962 года Валерий Рейнгольд, обязанный выбрать лучшего игрока. Чехи начинают переговоры с Россией: не одолжат ли игрока – своих оказалось в обрез. Судьи Сергей Хусаинов (международная категория), Иван Черкащенко (республиканская) и Сергей Александрович Беляев (всесоюзная, еще тех времен!) обсуждают мировые проблемы. Иностранный тренер сборной Польши – россиянин Владимир Едунов рассказывал кому-то про козни в «Локомотиве», лишившие работы не только Красножана, но и его, Едунова. После этого Едунов и подался в тренеры сборной Польши. Уже давно стоят на табуретке кубки… А греков все нет.
…А потом они появились со своим... столом.
ПОДКАТЫ НЕ ДЕЛАТЬ!
Быстро построились. Реют флаги. Открывающий турнир вдруг заявляет: поскольку он – копия Мишеля Платини (все начали сравнивать), ему и открывать мероприятие. Потом было объявлено, что сегодня не будет проигравших, посему всем нужно расслабиться и получать удовольствие!
Насмотревшись на тренировочные потуги участников, Рейнгольд, очевидно, решил, что футбол – не их, участников, дело. Во всяком случае, заканчивает речь так: «Подкаты сзади не делать! Вы все-таки люди работающие. Вам надо не в футбол играть, а заниматься делом». Пожелание не дошло до понимания большинства из-за языкового барьера. И «дело» началось. В том порядке матчей, что будет и на Евро-2012.
РОССИЯ – ЧЕХИЯ – 1:0
Чехи начинают матч неожиданно здорово.
Вообще, Чехия в новейший период истории (после развала соцлагеря) – самый загадочный соперник сборной России. За 20 лет мы умудрились сыграть только один (!) матч. На Евро-1996 ничья (3:3) выбила Россию из турнира, а чехи рванули дальше – до финала, едва не переиграв там немцев (пропустили в дополнительное время). Та победная ничья вызвала в маленькой стране ликование – каждая победа над «большим» братом в любом виде спорта была и есть на особом счету.
Матч на «Торпедо» тоже идет, точнее бежит (все-таки движения хватало), к ничьей. Только «сухой». Посматривая на соседнюю половину, где поляки и греки попеременно праздновали голы криками, некоторые российские запасные начинают выражать неверие в турнирный исход…
Вдруг на последней минуте Россия забивает, и одновременно греки вкатывают двух «дурачков»…
ГРЕЦИЯ – ПОЛЬША – 5:3
Сборная Польши – жертва собственной кадровой политики. Так мне объясняет Едунов. «Народу много – все хотят играть! Выпустили второго вратаря – напускал «бабочек». Он машет рукой и уходит: глаза бы не смотрели на это безобразие!
Нахожу другой источник информации – Радослав Малаховски. Из основы, но временно нетрудоспособный – травма.
– Что у вас за народ в сборной?
– Самый разный. Если честно, многих не знаю. Вот тот, пожилой, – охранник. Играет консул. А я к посольству не имею отношения – аспирант МГУ, политолог… Обычно играем рядом с посольством – там площадка. Хотя она больше теннисная. Да еще каждую неделю тренировки на «Соколе», рядом с Курским вокзалом.
ГРЕЦИЯ – ЧЕХИЯ – 3:1
– Нашли? – спрашиваю Рейнгольда относительно лучшего игрока турнира.
– Есть! У греков 12‑й номер – дельный парень. Вообще очень техничная команда.
Подхожу к столу, который принесли греки. На нем нет свободного места – закуски, вода, пиво… «Метаксы» нет… Но греки и без нее поразили всех собравшихся сувенирами: какие-то книжечки, бейсболки, лавровая ветка – литая, в бархатной коробочке…
– Откуда это все? – спрашиваю переводчицу Ларису.
– Подготовились! Вместе с нашим вратарем Виктором, он у нас по хозяйственной части, сделали все, чтобы получился праздник.
– Рейнгольд сделал комплимент: вы – лучшие…
– А знаете, как у нас в Греции любят футбол! – обрадовалась Лариса. – Там, когда знакомятся, первый вопрос – за какую команду болеешь…
– Если не за ту, можно и не знакомиться?
– Все равно знакомятся! – смеется она.
– Давайте вашего! – подходит второй секретарь посольства Чехии Давид Новы. – Трудновато без замен.
– Коля! – представляю согласившегося стать «предателем».
– Коллер? – шутит Давид. – Будет кому забивать!
Греки обыгрывают Чехию «в одну калитку» – 3:1. «Коллер» мог забить – бил в пустые ворота с тридцати сантиметров (я подсчитал), но угодил в штангу. И не получил за это ни единого укоризненного взгляда. Случись такое в нашей сборной, узнал бы про себя много интересного…
РОССИЯ – ПОЛЬША – 3:2
Мое участие в турнире весьма эпизодично, однако один эпизод оказался точь-в-точь, как рассказал недавно Рейнгольд. «Играем на Кубок в Ярославле. Подаю угловой, ко мне бежит Серега Рожков – разыграть. Я не заметил, как замочил ему прямо в солнечное сплетение! Он лежит – мертвый. Мяч от него отскакивает, и пошла атака на наши ворота. А Игорь Нетто орет: «Бараны! Рожков – скотина!».
Так и я в матче с поляками. Бегу разыгрывать угловой. Лучший наш бомбардир Артем Локалов смотрит на меня, размахивается – и с метра лупит мне в грудь… «Ты что, озверел?! – шепчу я на выдохе последних запасов кислорода (вдоха-то нет!)…
Это случилось при счете 3:0 в нашу пользу. Однако славяне – непредсказуемый народ. Россия вдруг начинает валиться, поляки забегали, трещат штанги. Еле ноги уносим – 3:2… Но задачу-минимум выполнили – второе место в кармане. Желаем того же и нашей сборной в Польше.
ЧЕХИЯ – ПОЛЬША – 0:0
Чехи в последнем матче с Польшей снова не забивают, но и не пропускают – 0:0. И занимают последнее место.
– Что с кадрами, Давид? – спрашиваю у Новы – автора единственного за турнир гола сборной. – Почему мало народа приехало?
– Мы решили играть только своими, чехами. Но в посольстве не так много играющих. Мы в основном играем в хоккей. В посольстве есть площадка – зимой заливаем лед, ставим бортики, а летом играем в хоккей с мячом. Бегаем в кроссовках. Иногда гоняем и футбольный мяч.
– Что пишет ваша пресса о шансах сборной на Евро?
– Пишут, что из такой группы надо выходить. Никого не боимся. Россию тоже. Мы в хоккее регулярно вас обыгрываем. Уверенность переходит и на футбол. Но наша сборная настолько непредсказуема!
– Как вам турнир – устали?
– Ребята еле ноги передвигают.
Но 8‑й номер сборной Польши – большой, кстати, человек, подполковник Петр Чещлик, заместитель атташе по вопросам обороны, – даже и этого не мог: прыгал на одной ноге – во второй, сказал, что-то хрустнуло…
– Невезуха! Столько моментов! Били-били по воротам чехов, раз десять могли забить…
ГРЕЦИЯ – РОССИЯ – 3:1
«Бейте по воротам из любых положений! – требует Рейнгольд от россиян перед матчем за первое место. – У них вратарь – дырка».
Речь – о завхозе греков Викторе. Завхоз действительно в двух матчах чудил, хотя играл в бутсах… Ширко. «Выменял их на бутылку виски, – сообщил он мне перед турниром. – У меня есть бутсы Будылина и Семшова – наших, торпедовцев. Я ведь фанат», – ткнул себя пальцем в сердце, где на майке пришита буква «Т».
В матче против греков завхоз снова пропускает пенку – пас Жени Красильникова вдруг становится голом. Но после этого забивают только греки. Снова рвут оборону 12‑й и 17‑й номера. Слава богу, забили только три…
ОРЛИКИ – НАРОДУ!
В ресторане под торпедовской трибуной сборные встречал квартет в фольклорном прикиде: гармошка, сапоги, сарафан, хлеб-соль. Затем на подносе вместо каравая появились три рюмки с водкой – для иностранных гостей. Лучший бомбардир турнира – греческий консул Иоаннис Плотас рванул было к своей, но его остановили: по сценарию пить надо по время пения. «Чарочка моя!» – затянула троица. Вот тогда-то иностранцы и жахнули по стопарю.
Далее – общий хоровод между столами. Но я вовремя улизнул (с детского сада не люблю хороводы!) и направился к травмированному подполковнику. Он сидел, положив больную ногу на стул. Рядом с ним – политолог Радослав.
– Мы сейчас играли на синтетике, а у вас, в Польше…
– Много таких полей, и все бесплатные! – говорит Петр. – Принята программа строительства во дворах футбольных площадок, их называют орликами (маленькие орлы). Орликов очень-очень много! И все строят и строят новые.
– Что-то много в вашей сборной игроков с немецкими паспортами…
– Не так много, – возражает Радослав. Начинаем загибать пальцы: Полански, Глик, Бениш, Матущек. – Ну да, прилично. Польша всегда была, грубо говоря, между Германией и Россией, как между молотом и наковальней. Но эмиграция все-таки идет в одну сторону – в сторону Германии. Это ближе.
– Многое в Польше изменилось в связи с Евро?
– Построили крутые стадионы, автобаны, но какой-то кусочек не успели доделать – подвели китайские строители, – сетует Радослав.
– А с гостиницами никогда не было проблем,– вставляет Петр. – Это не Украина. Я читал, там в несколько раз повысили цены. У нас тоже стало дороже, но не в такой же степени!
– В России, когда Сочи выбрали столицей Олимпиады, пресса сразу начала подсчитывать, сколько пойдет на строительство, сколько – на откаты, сколько украдут…
– В Польше все понимают, что кто-то обогатится, но про воровство пресса не пишет. Не такие масштабы, как у вас, – рассуждает Радослав.
ФУТБОЛ
И КРИЗИС ЭКОНОМИКИ
Как и все консулы, греческий – большой дипломат. Долго выспрашиваю, есть ли у Греции шансы на Евро, могут ли они победить Россию. Он через переводчицу долго отвечает: с одной стороны, может, с другой – не может, но вообще-то победит сильнейший, футбол ведь – непредсказуемая штука, и т.д. и т.п.
– У вас в Греции экономический кризис… На сборной сказывается?
– Конечно, если в обществе плохое настроение, это отражается и на сборной. Но когда выходишь на поле, все забывается, все тяготы…
– А где тренируется посольская команда?
– Виктор сейчас объяснит. Виктор! – зовет Лариса. – Где мы тренируемся?
– Каждое воскресенье здесь, рядом со стадионом «Торпедо», – говорит зав-хоз. – Есть много площадок, даже с искусственным покрытием. Там играем абсолютно бесплатно – префектура предоставляет.
СБОРНАЯ ДВОРНИКОВ
С Виктором у меня определенно духовная связь. Я ведь тоже был завхозом – в 1980‑е в «Стройбытмет…» далее забыл. Тоже был могущественным человеком, только выдавал не «Метаксу», а спирт копировальщикам. На том и погорел: уломали, дал авансом (на носу был праздник 1 Мая), вместо спирта залил в банку воду из-под крана, но нагрянули ревизоры, опустили спиртометр – ноль градусов вместо 96…
– Виктор, так, значит, вы завхоз…
– Вообще-то я дворник, уже 17 лет в посольстве. Но широкого профиля. Кроме уборки чего только ни приходится делать! И курьер, и приемы. Закупаю и выпивку. Попробуйте виски – тройная дистилляция, – наливает в пластиковый стакан. – За победу на Евро!
– За НАШУ победу! – уточняю я. – Техничная у вас команда. И ведь все натуральные греки! Вы не в счет.
– Да какие греки! Разве это греки?! – показывает пальцем на двух смуглых брюнетов с греческими профилями, один из которых – техничный №17. – Понты одни! Я имею в виду – понтийские они греки! Обрусевшие, с российскими паспортами. Это Григорий и Давид, мои помощники, тоже дворники.
Понтийские греки смущенно кивают, как будто стесняясь, что ненастоящие.
– Двенадцатый номер – тоже понтийский грек?
– Кто-то у него есть в роду, поэтому и в посольство взяли. Тоже дворник, мой помощник. Но, наверное, будет увольняться – платят-то мало, 20 тысяч рублей.
РАЗ В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ И ПАЛКА СТРЕЛЯЕТ…
– А скажите, понтийские греки, способна ли Греция на чудо? – обращаюсь к Георгию и Давиду. – Сможет ли обыграть сборную России?
– Сможет! – утверждает Георгий. – Датчане ведь совершили чудо. Но на этом Евро России надо опасаться не греков, а себя. Мы же знаем все эти истории с кальянами… Так что самый большой враг сборной России – сама сборная России.
– Греция выиграла турнир на «Торпедо». Повторения на Евро не может быть?
– Нет! Здесь мы все матчи играли первым номером, а на Евро греки будут играть только вторым. От обороны.
– Виктор, за 17 лет вы уже поняли, что такое греки. Можно ли по темпераменту и футбольной культуре сравнить их с грузинами?
– Нет, греки все-таки не такие экспансивные. Но если брать футбол, тоже не хватает дисциплины. Когда Отто Рехагель был тренером, он привил немножко немецкого порядка – вот и стали чемпионами Европы. Но на этом Евро повтор исключен. Как говорится, раз в двадцать лет и палка стреляет!
– Знаете, я вчера смотрел матч с Уругваем! – страстно вступает в разговор кто-то из других, не понтийских, греков. – Если бы я был тренером, выгнал бы Аршавина – пешеходы не нужны. Вот Измайлов – молодец!
АДВОКАТ СТАНОВИТСЯ… РУССКИМ
– Вы сейчас работаете с поляками. Есть отличие в менталитете с нами, русскими? – спрашиваю Владимира Едунова. – Все-таки братья-славяне!
– Есть. Вот пример. Когда я учился в ВШТ, перед нами выступал известный тренер Милянич. Он рассказывал, как после чемпионского сезона в «Сампдории» идет банкет. Подходит тренер к Михайличенко: «Спасибо, Миха, за работу, но будем расставаться!» – «Почему?!» – «Год проработал, миллион заработал?» – «Да». – «Тогда штык в землю – дальше вы, славяне, нам не помощники! Знаю славянский менталитет! Вот немец заработал миллион…»
– Стоп, стоп! Мы говорим не о немце, а о поляках!
– Так и я о том – поляки меняются. Перенимают много немецкого. Вот в «Боруссии» играют трое. Они уже другие! Эта троица, думаю, наделает шороху на Евро! В сборной Польши 5% футболистов играют в своей стране. В греческой – половина. В чешской – 10%! А в российской? Только два легионера! В такой сборной сложнее навести порядок. Дик Адвокат должен этим заниматься, но он, кажется, в России сам русским становится (смеется). Это же надо – в последний момент только Измайлова пригласить!
P.S. Последними с банкета уходят понтийские греки с начальником. Георгий несет в коробке то, что не допито... Праздник продолжается!
– Но завтра тренировка не отменяется! – кричит Парадашвили.
А с анкетами, кстати, случился прокол. Мало кто читал и ставил крестики. Из оставшегося же меньшинства никто не выбрал из козырей российской сборной хорошую технику и выносливость. Среди ассоциаций же лидировала одна: сборная России – это мешок с деньгами.





