«Товарищи движутся в правильном направлении». Сергей Фурсенко после разгрома Италии сказал главные слова

ЕВРО-2012. Сборная России
ПОДГОТОВКА. В пятницу вечером разгромом Италии сборная России завершила швейцарский сбор, где провела три тренировки и две товарищеские игры. Все это время спецкор «ССФ» внимательно следил за тем, что происходило в команде. Сегодня – его подробный отчет.
О ЛИДЕРЕ
Андрей Аршавин – на особом положении в сборной.
Идет тренировка, команда работает над «физикой» по методике Роба Одерленда. Все тянутся – капитан лежит.
Команда приехала на игру с Литвой. Футболисты, как всегда, вышли прогуляться по полю. Андрей дошел до штрафной литовцев, улегся там и в течение получаса говорил по телефону. Вышли литовцы, стали показывать пальцем и смеяться. Андрей полежал на спине, на животе, на боку... Время шло, все российские игроки ушли в раздевалку переодеваться и выслушать последнее напутствие Адвоката. Аршавин по-прежнему говорил по телефону. Из раздевалки вышли ассистент Дика Евгений Савин и сам Адвокат. Савин сделал рывок в штрафную, но в этот момент Андрей завершил разговор.
Все это случилось 29 мая, в день рождения капитана. Причина уважительная, но невозможно представить, чтобы Егор Титов, родившийся в этот же день, вот так полежал с телефоном в команде Олега Романцева...
О ПОИСКЕ ТРЕНЕРА
– Ищите тренера?
– Нет, вопрос решим после Евро, – то ли Сергей Фурсенко действительно пока занят другими делами, то ли информация настолько конфиденциальная, что пока ее знает лишь президент РФС.
Расскажу, о чем тут, в Женеве, на неделе говорилось. Не просто готов, а очень хочет поработать с национальной командой Валерий Газзаев (здесь многое зависит от мнения игроков, и это мнение не только положительное. Об этом не может не знать Фурсенко). Готов возглавить сборную и почтет за честь Николай Писарев, и не откажется, если позовут, Юрий Красножан. У последнего, впрочем, регулярно возникают клубные варианты.
А вот кандидатура Александра Бородюка, похоже, отпала сама собой. Ассистент Газзаева, Ярцева, Семина, Хиддинка и Адвоката после Евро уходит на работу спортивным директором «Динамо». Должность эта может называться и иначе, не в этом суть. Совмещать работу в клубе и в сборной в РФС больше никому не дадут.
Единственное, что уже точно ясно, – Дик Адвокат уходит. Если Фурсенко в разговоре со мной отшутился («Это вы, а не я сказали о том, что после успеха на Евро надо будет выкупать контракт у ПСВ»), то голландец и мысли такой не допускает: «Это исключено».
На тренировки сборной приходил Энди Роксбург, технический директор УЕФА. Благо идти-то – что во двор выйти. Стадион «Коловрей» – через дорогу от офиса главной европейской футбольной бюрократии. Роксбург – тот самый, что в 1992 году обыграл со своей Шотландией сборную СНГ, когда нашей команде для выхода в полуфинал необходима была только победа, а шотландцам она не давала ничего. Шотландец, в ведении которого теперь контроль за выдачей тренерских лицензий по всей Европе, категорически опроверг информацию о том, что его команда 20 лет назад вышла на матч с нашими сильно подшофе. «Я не могу себе даже такого представить», – сказал Роксбург, не особенно и расстроившись вопросу.
Кстати, шотландец, расцеловавшись с Диком перед тренировкой, отправился на скамейку, где и просидел все занятие рядом с Фурсенко. Не о будущем ли тренере сборной говорили?
И О ТРЕНЕРЕ НЫНЕШНЕМ
Идет тренировка сборной. На тренерской скамейке президент РФС дает интервью нескольким журналистам. Официальная часть подошла к концу, диктофоны выключены, начинается разговор за жизнь.
– Finish? – спрашивает Дик у журналистов. Он, чувствуется, долго терпел на своей территории посторонних.
Ему кивают.
– Go out, – голландец сказал это таким тоном и с таким «нарядным» лицом, что я бы легко перевел это как «проваливайте отсюда». Сергей Александрович, которого не гнали, промолчал. Ведь главный на поле – Дик Николас.
А я вспомнил тренировочный лагерь сборной в немецком Роттахе четыре года назад. Тогда двое из российской делегации – клерки из пресс-службы и коммерческого отдела – решили позагорать прямо рядом с полем во время занятия. А работали в тот раз – не чета нынешнему. Умирали, а не работали: двухразовые тренировки никак не совместить с пляжем. Так вот загорающих заметил Гус, прервал тренировку и сказал все ту же английскую фразу. И это уже точно было: «Убирайтесь отсюда».
О ПРЕЗИДЕНТЕ РФС
Фурсенко стойко держит удар. После Литвы, когда команда завершала матч под свист болельщиков, а какие-то дураки на холме рядом с полем скандировали «Зига-Зага», наш главный футбольный чиновник заряжал протянутые диктофоны успокоительным: «Идет работа, тяжело, мотивации не хватило, на Евро будет другой футбол...» И это говорилось всем, кто хотел слушать.
После Италии я набрал номер командора российского футбола уже в ночи – Сергей Александрович перезвонил, когда прошел паспортный контроль.
И что я услышал: «Идет работа, тяжело, все идет по плану...» И только в конце выдал: «Есть ощущение, что товарищи движутся в правильном направлении». Товарищи – это Дик и сборная. А направление – в сторону аленького цветочка, который надо привезти стране.
О ПРЕМИАЛЬНЫХ
На прошлом Евро тему с премиальными затянули до того, что за пять дней до старта турнира в Москву звонил лично Гус Хиддинк, который в итоге добился-таки решения вопроса. В тот раз за победу на групповом этапе платили 500 тысяч на всю команду, но после матча со Швецией в группе футболисты начали скандировать «двойные», а после Голландии – «тройные». Желаемое было получено, а тот год РФС закончил с довольно приличными убытками.
Сейчас по премиальным договорились еще в Москве, и в Женеву Фурсенко уже привез готовое решение.
– Мы провели несколько итераций с игроками, – сказал президент.
– Чего?
– Встреч. И договорились. Подробности разглашать не буду.
Но дело журналиста – узнать эти подробности. Так вот со стороны команды переговоры вели, рассказывают, Малафеев и Аршавин, а порядок цифр такой: за победу в матче на групповом этапе команда (я не имею ввиду только игроков) получает около 800 тысяч евро (за ничью – 400), за выход в четвертьфинал – бонус в размере 1 млн евро. Далее порядок сумм несколько иной, но, главное, никаких двойных и тройных не предвидится.
О ПАПАРАЦЦИ
Сайт одного российского таблоида и сам таблоид держат сборную в тонусе.
Ждали бурного дня рождения Андрея Аршавина, но не случилось. Андрея подловили на другом. Капитан отдыхал у бассейна на территории отеля, и во время почесывания той части тела, на которой мы сидим, его засняли через забор. О ужас! После почесывания форвард дотронулся до кончика носа.
Следующим был Денис Глушаков. Сборники иногда выбирались на Женевское озеро, что метрах в пятистах от отеля, и во время одного из таких походов был заснят процесс переодевания штанов «железнодорожником».
То, что некоторые игроки плавали в довольно холодной воде Женевского озера, не было секретом. Другое дело, что фотографировать приходившим репортерам себя они запрещали. Потом специально выяснял: у игроков есть пункт в контракте, запрещающий такие заплывы. И в случае если публикация фото в газете совпадет с какой-либо травмой, страховку могут не заплатить.
ОБ ОБСТАНОВКЕ
В общем, походы на озеро вскоре прекратились: и холодно, и опасно. Но когда у тебя одна тренировка в день, а начиналась она обычно около четырех-пяти часов вечера, надо чем-то себя занять!
Цена номера в «La Reserve», где жила сборная, начинается с шестисот франков в сутки, и публика тут соответствующая. Степенные граждане самой нейтральной в мире страны зарабатывают на жизнь собственным умом. Бог послал им автомашины Bugatti, Aston Martin, Pagani и Ferrari. Те, кому в жизни повезло меньше, довольствуются Volvo. Жемчужина выставки достижений автопрома в отеле – электромобиль Roudster. Цена изделия ручной работы – около 1 млн долларов, а вот на сутки совсем недорого: всего около 800 франков, или 700 евро. Авто не простаивает: в стране, где водитель автобуса получает около 10 тысяч франков, познавательную поездку такого рода могут позволить себе самые широкие слои населения.
Вспоминаю 2008 год. Тогда у немецкого отеля «Uberfart» самым интересным авто был «Porshe» Ивана Саенко.
А еще у отеля была сосна, которой более трехсот лет. Как-то к ней вышли Зырянов и Игнашевич и провели мини-фотосессию. «Сказал супруге, что есть такое дерево, и отправил ей фото», – сказал Зырянов.
О ФИЗПОДГОТОВКЕ
«Че ж ты так орешь», – тоненький голосок с поля во время паузы в двусторонке ни с каким другим спутать невозможно. Разве что сказано было куда жестче.
Дик очень эмоционален. «Бей!» «Не улучшай позицию!» «Бей первым касанием!» – ставка во время тренировок сделана на двусторонки (три команды по шесть человек играют, сменяя друг друга, в шесть временных отрезков) и физподготовку.
План тренировок – а их на сборе было всего три – всегда одинаковый: самостоятельная разминка, бег по кругу, «квадраты», работа в парах, физические упражнения под присмотром физиотерапевта Роба Одерленда, двусторонка и удары по воротам, причем пасует футболистам сам Адвокат.
По времени два из трех занятий (кроме восстановительного на следующий день после встречи с Литвой) занимают около полутора часов.
Журналистов интересуют два глобальных вопроса – основной состав на игру с Чехией и физподготовка. Многие ведь помнят Евро, когда «бронза» была завоевана во многом благодаря тяжелейшей работе на сборах. Тогда привлеченный Хиддинком к работе Раймонд Верхейен говорил, что на таких турнирах нужен взрыв, то есть рывок, и восстановление после него.
Теперь тот же Верхейен проповедует в «Твиттере» (насколько позволяет формат этой социальной сети) «капитализм с человеческим лицом»: работать после длинного сезона не надо, главная ставка – на свежесть.
Одерленд дает интервью спецкору «Советского спорта» Максиму Ляпину (ищите на sovsport.ru), а потом прямо по ходу тренировки отзывает Максима: «Обрати внимание на то, как во время тренировки начнет расти интенсивность выполнения упражнений».
О ВЕРХЕЙЕНЕ
Еще в Москве в середине мая Дик объявил о том, что Верхейен будет работать с командой. Спустя несколько дней после этого заявления «физик» дал интервью «Советскому спорту». В нем Раймонд заявляет, что будет консультировать Адвоката по телефону, всячески рекламирует свои методы, вспоминает богатый опыт...
Адвокату, которому переводят все более или менее значимые статьи в российской прессе (а по публикациям двух спортивных газет у него полная информация), это не понравилось. Дик в интервью «Советскому спорту» заявляет, что изначально лишь попросил Верхейена составить программу подготовки – и только. «Если нам потребуется, мы к нему обратимся», – отрезал Дик.
В общем, Верхейен пострадал за свой длинный язык. Но на работу это никак не повлияло. Свежесть – так свежесть, и Дик изменил расписание, отменив в один из дней двухразовые тренировки.
О ВЫХОДНЫХ
Ситуация с этой подготовкой, конечно, удивительная. Пусть Адвокат и злится на журналистов за статьи о «физике» («Такое впечатление, что журналисты лучше меня знают, как тренировать команду»), но давайте посмотрим внимательно.
В пятницу, 25 мая, игрался матч с Уругваем, в субботу и воскресенье был выходной, в понедельник, 28‑го, – первая тренировка на сборе, 30‑го – вторая и 31‑го – третья. 29 мая и 1 июня состоялись встречи соответственно с Литвой и Италией, а 2 и 3 июня – выходные. Получается, те, кто не играл или играл мало в трех «товарняках», за 10 дней провели лишь три тренировки. Маловато будет, не находите? Игра с Италией получилась, конечно, фееричной, но что будет, если с основной обоймой случится что-то нехорошее?
Впрочем, как говорит Дик, «не стоит заранее думать о негативных сценариях». Авось и пронесет.
О НОМЕРАХ
29 мая РФС отправил заявку сборной в УЕФА. Причем номера для футболистов распределял главный тренер, чего ранее не встречалось.
Обратите внимание на список номеров: очевидно, что в первые одиннадцать по порядку фамилий попали футболисты основного состава. Исключения, пожалуй, два: Роман Шаронов, вошедший в список под 3‑м номером, проигрывает пока конкуренцию Алексею Березуцкому (заявлен под 12‑м), и Игорь Акинфеев – он 1‑й номер. Но тут ситуация остается неясной до сих пор, потому как голкиперы провели абсолютно равное количество времени в трех последних товарищеских поединках.
О СКАУТАХ
На сборную России работают четыре скаута. Эти люди приезжают как на матчи нашей команды (расшифровывают затем ТТД), так и на матчи соперников, предоставляя потом отчеты Дику.
Кто эти скауты? Вера Паув, жена Берта ван Лингена, тренера сборной. Футболистка, которая играла в сборной Голландии, когда команду возглавляла Вера Паув. Еще один человек работает в «Баварии», и четвертый – Арно Пайперс, который работал по контракту в нескольких странах бывшего СССР. Жаль, что в этой компании не нашлось вакансии для российского специалиста.
О ТАКТИКЕ И СОПЕРНИКАХ
Подготовка к такому турниру, как Евро, включает не только «физику», но и тактику, и изучение соперника. На швейцарском сборе над тактикой если и работали, то в отеле, стандартов в Ньоне не отрабатывали – это совершенно точно, потому что все тренировки были открытыми. Не изучался и ближайший соперник – сборная Чехии.
«Команда сыграна и опытна, все и так знают, куда бежать», – лейтмотив высказываний игроков. Хотя те, кто помоложе, не скрывают – тактики могло быть и побольше.
«А стандарты отрабатывать начнем уже в Польше», – говорит Константин Зырянов.
«Соперника начнем изучать в Варшаве», – утверждает Адвокат.
Ситуация получается немного комичная. В Швейцарии команда работала один раз в день, стандарты не отрабатывает, над теорией работает мало, мотивации на товарищеские поединки не имеет. А результат – разгром Италии.
Нет, умом Россию не понять. Будем верить. До Евро остается совсем чуть-чуть.





