На «Эуро»* за 16 часов

Турнир, разбросанный по разным городам, – прекрасный повод посетить его на машине. Так наверняка сочтет и масса других российских любителей футбола. Наш рассказ – им в назидание.
На «Эуро»* за 16 часов
05 июня 2012 22:58
автор: Александр Зильберт, Сергей Кузовенко
Турнир, разбросанный по разным городам, – прекрасный повод посетить его на машине. Так наверняка сочтет и масса других российских любителей футбола. Наш рассказ – им в назидание.

БЛАГОЛЕПИЕ М1

В 6.30 утра понедельника – последняя сверка в районе «Планерной». Загранпаспорта взяли? Взяли. Шенгенские визы? Имеются! Документы на автомобиль и на водителя – свидетельство о регистрации (нотариально заверенная доверенность с правом выезда за рубеж в случае, если вы не являетесь собственником машины), «зеленая карта» (страховой полис, признаваемый в странах Евросоюза), талон техосмотра, ОСАГО (придется ведь передвигаться и по территории России), права (либо обычный российский пластик, либо международная книжка, либо то и другое для подстраховки)? Все на месте.

Наклейку с тремя буквами RUS, которая зачем-то требуется при передвижениях по Европе, купим по дороге – благо в приграничной зоне полным-полно доброжелателей, желающих подзаработать на забывчивых путешественниках. А вот о светоотражающем жилете, наличием которого тоже может в любой момент поинтересоваться полиция, мы позаботились заранее. Что еще? Ах да, неприкосновенный запас бензина на черный день залит в канистру в количестве 20 литров и заботливо уложен в багажник.

Непосредственно бензобак же лучше всего до краев заполнить где-нибудь в Московской области – чуть дешевле, чем в Москве, и с лихвой хватит до российско-белорусской границы, где, разумеется, надо еще раз пополнить резервуары. Потом следует повторить процедуру уже перед белорусско-польской таможней. В братской республике горючее дороже, чем в России, а в Польше – еще дороже!

Что ж, коли все готово – жмем на газ! Только и всего, ибо, как ни странно это применительно к России звучит, дорожных проблем нет больше ровным счетом никаких. Трасса Москва – Минск (М1, та, что вытекает из Можайского шоссе) по нашим меркам просто-таки идеальная. И широка (до четырех порой рядов), и гладка. За все время (а до Белоруссии 450 км пути) нам встретилась лишь одна полицейская засада, а пробок не было вовсе, будто бы и не в понедельник ехали. Такой комфорт с другими направлениями, которыми нам часто приходилось пользоваться, просто не сравним. Интересно, какого чиновника, часто путешествующего в Минск на машине, нужно поблагодарить за такое благолепие?

Впрочем, эта радостная картина не меняется и на белорусской территории. Границы между нашими странами как таковой нет: проезд осуществляется с легким снижением скорости под скучающим взглядом пограничника – сначала нашего, потом белорусского. Не сложнее, чем пост на въезде в Москву преодолеть.

Правда, предполагается, что почти безукоризненная белорусская часть трассы М1 должна быть платной. Об этом свидетельствуют соответствующие указатели и шлагбаумы с охранниками – сборщиками средств.

Однако то ли для россиян дорога бесплатна, то ли именно наша машина так приглянулась белорусам, но факт остается фактом – с нас мзду почему-то не взяли.

ТАМОЖНЯ НЕ БЕРЕТ ДОБРО

Так, с ветерком, никуда не сворачивая, мы доехали до Минска и, оставив его по правую руку, продолжили путь в сторону Бреста. Но до самой крепости-героя мы не доехали, потому что бывалые люди запугали нас историями про длиннющие очереди на тамошней таможне. А посоветовали нам после населенного пункта Барановичи уйти направо, на город Слоним и трассу Р99 (белорусский ответ американской Route 66!). Там уже пошла однополосная дорога, но почти пустая, что позволило нам сохранить среднюю скорость движения в 100 км в час. Причем без нарушения скоростного режима, благо на трассах Белоруссии легковому транспорту разрешается двигаться хоть 120 км/ч.

Слоним, Зельва, Волковыск – запоминайте все эти чудные (ставьте ударение, где пожелаете) названия, если хотите воспользоваться именно нашим маршрутом и без напряга добраться до границы с Польшей за десять с небольшим часов. Очередь на границе для тех, кто хоть раз выезжал в час пик на шоссе Энтузиастов, и очередью-то назвать нельзя. Так, заезд на парковку «Ашана».

Прежде чем запустить нас на пункт досмотра, пограничник записывает фамилию водителя и количество его пассажиров в формуляр, который отдает нам. В нем надо расписаться в графе «Зеленый коридор» (ведь мы не везем ничего запретного, правда?), после чего в этот коридор и въехать. Там нас попросили открыть багажник, без энтузиазма осмотрели его, проштамповали паспорта – и отправили в Польшу. Даже документов на машину не спросили!

Такое отношение можно было бы назвать халатным, если бы белорусские таможенники наверняка не знали, что их польские коллеги будут куда въедливее. Правда, сфера их интересов нас удивила.

– Что за красные пакеты в машине? – живо любопытствует на ломаном русском польский пограничник.
– Редакционные сувениры для наших польских коллег, – объясняем.

– А что за редакция у вас?
– «Советский спорт»!

– Каков тираж?
– До 150 тысяч экземпляров по хлебным дням.

– О-о, так вы, наверное, много зарабатываете? Сколько в месяц?
– А вы сколько?

– Да мы нищие наверняка по сравнению с вами!

Парень явно напрашивался на сувенир, но с журналистами «Советского спорта» такие номера не проходят, ведь на будке погранца черным по белому написано: «Ничего не прикладывайте к необходимым документам, иначе вы будете обвиняться в попытке подкупа должностного лица!». Но главным хитом, конечно, стала памятка «Следи за здоровьем: 5 правил безопасности и здорового поведения во время соревнований на первенство Европы по футболу» (подробности – на последней странице этого номера. – Прим. ред.). Так долго, как над ней, мы давно не хохотали.

Пока мы «угорали» над памяткой, парень, в итоге не получивший даже маленького корпоративного календарика с изображением участника Евро-2012 Андрея Воронина, просматривал наши документы с особым пристрастием. А вернув их, бросил исподлобья вопросец: «Ну и как Россия с Польшей сыграет?».

– Согласны на ничью! – миролюбиво отозвались мы.
– Только победа! – строго воскликнул он в ответ и отдал честь.

НЕГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН

Не знаем, победят ли поляки 12 июня в Варшаве, но мы себя ощутили проигравшими почти сразу по пересечении польской границы. Езда на автомобиле закончилась – началась мука. Дорога от приграничного Белостока на Варшаву настолько погрязла в ремонте, что невольно наталкивает на непочтительные шутки: а изменилось ли тут что-либо со времен бомбежек Второй мировой?

Но ведь странно, не правда ли, когда накануне старта Евро в стране-хозяйке приходится двигаться мелкими перебежками, окопами, партизанскими тропами. По грандиозности дорожного строительства и печальной стадии его готовности сложилось ощущение, что в Польше будет как минимум чемпионат мира по футболу, но не послезавтра, а через год-два.

От Москвы до польской границы – 1000 км. От польской границы до Варшавы – всего 300. Можете верить, можете – нет, но преодолеть последние 300 километров заняло столько же времени, сколько первые 1000.

До своего варшавского пристанища мы добрались в девятом часу вечера по местному. Город будто специально ради нас зажигал на нашем пути первые дорожные огни. Наградой за тяжелую 16‑часовую переправу нам стала изумительная иллюминация Шлёнско-Домбровского моста. Красиво – глаз не оторвать. Не зря приехали!

Широков – новый лидер сборной. Итоги недели глазами нашего обозревателяъ

«Безопасность гарантирована». Президент РФС Сергей Фурсенко рассказал, что в российской сборной не обращают внимания на провокации у отеля «Бристоль», где разместилась наша команда

Александр Кокорин: Было бы неплохо прокатиться по Тверской как хоккеисты