Кто старое помянет...

Спецкор «Советского спорта» сделал для себя вывод: международные форумы – не самое подходящее время для того, чтобы изучать историю.
В конце рабочего дня в пресс-центре каждого из городов – организаторов Евро проводится благотворительная акция. Волонтер направляет пульт на огромный холодильник, доверху набитый пивом, и дверца его, издавая пронзительный сигнал, открывается. К холодильнику сбегаются десятки людей, которых мучает то ли жажда, то ли хмельная зависимость. Берут помногу – бесплатно же.
Спустя полчаса здесь уже кемарят уставшие от бесконечных переездов фотографы-жаворонки, раздается смех репортеров-сов. Ведутся задушевные беседы. Можно спросить о том, о чем раньше стеснялся.
– Правда ли, что стадион «Металлист» построен на месте бывшего кладбища? – уточнил юный российский коллега у местного журналиста средних лет.
– Правда. Свято-Духово кладбище здесь располагалось. Еще в начале двадцатых годов все трактором разровняли и построили стадион.
– Вот ужас-то... То есть Роналдо забил два мяча, пробежавшись по костям?!
Помолчали.
– Вы из Москвы? – переспросил вдруг харьковчанин. – Тогда не забывайте: храм Христа Спасителя стоит на месте бассейна. А когда-то было наоборот – людишки плескались под алтарем.
Уже очень скоро диалог грозил перерасти в перепалку. «А у вас», «а у нас», «да вы сами»... Я постарался вставить умиротворяющую реплику о том, что методы большевиков в первые годы у власти были одинаковыми на территории всей бывшей Российской империи. Повсеместно раздавались призывы разрушить до основания все старое и возвести новое. А стадион, по замыслам, и должен был стать символом этой новой жизни.
Но легкий пивной градус раскалил дискуссию до предела. Харьковчанин смекнул, что история о сносе кладбища может попасть в прессу, и не уставал взывать к совести. Москвич же настаивал на том, что надругательство над захоронениями – исторический факт, и нечего это скрывать от голландцев, датчан и португальцев, которые сюда приезжали на матчи.
В два часа ночи пресс-центр закрывается, и всех беседующих просят на выход.
После разговора остался неприятный осадок. В очередной раз убедился, насколько разнится психология условного хозяина праздника и его гостя. У хозяина цель – произвести впечатление. Гостю все интересно; он без устали любопытствует, и его вопрос порой ранит больнее лезвия.
Полагаю, нам следует задуматься еще разок – кому и зачем нужны русские марши в Европе? Громкие декларации, медведи, волки, богатыри? Стоит ли гостю делать хоть что-то в пику хозяину?
Шесть лет спустя, во время ЧМ, мы можем прочувствовать все это на самих себе.





