Безымянные. Корреспондент «Советского спорта» попытался выяснить, кто прячется за фанатскими капюшонами

Футбол
Для России Евро получился провальным. Мало нам вылета сборной, так еще РФС дважды оштрафован за поведение фанатов. И это еще УЕФА не подводил итогов третьего тура. Понесет ли за действия российских псевдоболельщиков кто-то персональную ответственность?
В воскресенье польская сборная в полном составе пришла на площадь Парадов – ту самую, где расположена варшавская фан-зона. Капитан команды Якуб Блащиковски произнес речь, в которой искренне поблагодарил людей за поддержку. Народ, собравшийся в фан-зоне, ответил аплодисментами. Затем игроки еще около часа раздавали желающим автографы.
Согласитесь, представить подобное с участием игроков сборной России затруднительно. И не только потому, что нам футболисты обещали чуть ли не место в финале, а для поляков триумфом стал бы выход из группы. Просто между нашей сборной и ее поклонниками – дистанция огромного размера. И на Евро она еще более увеличилась.
Сегодня я не буду говорить о том, что сборная относится к своим фанатам, как караван к лающей собаке. Высказывание Андрея Аршавина: «То, что мы не оправдали ваши ожидания – это не наши проблемы, это ваши проблемы», которое сейчас широко цитируют коллеги, тому яркая иллюстрация. Факт в том, что и болельщики наши не всегда обеспечивают сборную той поддержкой, которую она ждет.
В воскресенье УЕФА вынес нам очередное наказание, оштрафовав РФС на 30 тысяч евро за файеры и баннеры недопустимого содержания в матче с Польшей. Если вспомнить 120 тысяч, в которые РФС обошелся матч во Вроцлаве, и минус шесть очков, грозящих россиянам на старте отборочного турнира Евро-2016, то становится все более очевидно: в Европе наши методы «боления», мягко говоря, не приветствуются.
ПОЛЯКИ МОЛЧАТ
Разобраться, кто из фанатов «отличился» во время польских баталий, не так-то просто.
С одной стороны, местные власти не спешат сообщать общественности имена хулиганов. Вчера я позвонил в оперативный штаб польской полиции в Варшаве.
Вот какой диалог получился у меня с одним из офицеров.
– Добрый день, я российский журналист, хотел задать кому-нибудь несколько вопросов относительно гостей Евро-2012 из России.
– Попробую вам помочь.
– Как сообщалось в СМИ, многие российские болельщики получили реальные сроки за свое поведение в Польше. Какова их судьба?
– Вынесение наказаний болельщикам – прерогатива суда. Мы лишь задерживаем нарушителей закона.
– В числе задержанных есть те, кто избивал стюарда во Вроцлаве и бросал файеры на поле в матчах с Чехией и Польшей?
– Это конфиденциальная информация.
– Вы не считаете, что выдача подобных данных прессе поможет следствию?
– Нет. У нас свои методы.
– Какую оценку вы бы поставили российским фанатам по 10‑балльной шкале, если считать проблемы для организаторов и полиции?
– Около семи. Все-таки большие столкновения мы сумели предотвратить заблаговременно.
Как видите, информации – почти ноль.
БЫЛ ЛИ РЕКОРД?
С другой стороны, полиция и сами фанаты выдают разные данные. Практически обо всем, включая численность фанатов.
Александр Шпрыгин, глава ВОБа, сообщает:
– На матче Греция – Россия был установлен выездной рекорд для наших болельщиков. Тридцать тысяч человек были только на трибуне, не считая тех, кто туда не попал и остался в городе.
– Были ли инциденты?
– В день игры варшавская полиция задержала 80 наших ребят. Просто за то, что они гуляли большой толпой. Это показалось стражам закона подозрительным. В итоге болельщики не только не попали на матч, но и провели почти сутки в участке. О презумпции невиновности почему-то никто не вспоминал.
Полковник Юрий Абрашов, который возглавляет делегацию российской полиции на Евро, уверяет, что матч с греками оказался наиболее спокойным для его коллег:
– Матч почти нулевой сложности. Инцидентов не было. В Польше во время Евро находилось около 20 тысяч россиян. Сейчас большая часть уже уехала из Польши. Осталось несколько сотен. Меньше десятка человек дожидается своей судьбы в судах. Будут ли вмешиваться дипломаты – не знаю. Обычно в стране, где ведется судопроизводство, к такой практике относятся без энтузиазма.
– Нашим болельщикам, которые сидят в ожидании приговора, помогут министр спорта Виталий Мутко, посол России в Польше, уполномоченный по правам человека в РФ, – говорит Шпрыгин. – Нас очень беспокоит судьба задержанных. Уж слишком суровые к россиянам применяются наказания.
«МАРШ 12 ИЮНЯ БЫЛ НЕОБХОДИМ»
Абрашов:
– По моей информации, человек, бросавший файер в Варшаве, задержан. Как ранее был задержан метатель файера во Вроцлаве. В отношении них проводятся следственные мероприятия. Выдавать ли данные об этих лицах общественности – дело польской полиции. То же самое могу сказать про тех, кто причастен к избиению стюарда во время матча с чехами. Четыре или пять человек ждут решения суда.
Шпрыгин:
– Ни одного из участников вроцлавского конфликта (со стюардом. – Прим. ред.) не задержано! Как не задержан и человек, бросавший файеры во Вроцлаве и Варшаве. Когда бесплатный поезд с болельщиками возвращался в Россию, в Тересполе (город на границе Польши. – Прим. ред.) высадили троих человек, которых подозревали в избиении. Остальные из солидарности три часа их ждали, но так и не дождались. Однако, как мне сообщили, в воскресенье вечером ребят отпустили.
– Вы рассказывали, что общались с теми, кто участвовал в конфликте со стюардом. Они состоят в ВОБе?
Пауза.
– Дело не том, состоят они в ВОБе или нет. У меня есть с ними контакт. И в интервью вашему корреспонденту Сергею Егорову я говорил не о том, что они молодцы, правильно сделали, что применили силу, а о причинах, толкнувших их на это.
– ВОБ готово принять на себя ответственность за поведение российских фанатов в Польше, которые уже обошлись РФС в круглую сумму?
– Согласно регламенту УЕФА, ответственность за болельщиков несет федерация. Если бы у ВОБа были все полномочия по работе с болельщиками, то говорить о нашей ответственности было бы можно. Но их нет. За многие вопросы отвечала, в частности, служба безопасности РФС, которая, мягко говоря, проявила себя не лучшим образом.
– Президент РФС Сергей Фурсенко намекал, что у него к вам есть ряд серьезных вопросов. Вы это обсуждали?
– Да, у нас был долгий двухчасовой разговор. Думаю, недопонимания между нами не осталось. Не все было идеально. Но, на мой взгляд, российские болельщики на Евро были лучшими. Кроме двух файеров и драки со стюардом, не русскими спровоцированной, претензий к нам нет.
– А как же марш 12 июня? Стоило ли дразнить польских гусей?
– Оглядываясь назад, могу твердо сказать: марш был единственным для многих болельщиков способом безопасно добраться до стадиона. Не раз и не два отдельные группы россиян были в день той игры серьезно избиты.
К КАКИМ БАННЕРАМ ПРИДРАЛСЯ УЕФА?
У УЕФА были и другие претензии к нашим фанатам – в частности, баннеры «недозволенного содержания». В пресс-службе уважаемой футбольной организации объяснить, что имелось в виду, вчера не смогли. Спрашиваю Абрашова.
– Для меня это загадка. Специально внимательно осматривал трибуны – и ничего предосудительного не заметил.
– Какие эмоции у вас сейчас, когда почти все россияне уже покинули Польшу?
– Обычные. Облегчения нет. Я занимаюсь этой кухней уже 25 лет. Вернусь домой – буду делать то же самое, что и здесь. В Польше останутся два наших сотрудника из 10, которые ехали сюда изначально.
В общем, разговоры получились интересные – пусть где-то противоречивые. Однако пригвоздить к позорному столбу тех, кому РФС, по словам Сергея Фурсенко, собирается предъявить регрессный иск за свои штрафы, пока не получилось. Имена не прозвучали.
Однако на прощание я попросил Абрашова описать собирательный образ футбольного хулигана:
– Молодой человек. Лет 25. Физически подготовленный. Стрижка – любая, не обязательно короткая. Обычно имеет неплохой доход, возможность размять кулаки считает чем-то вроде хобби. И никогда не надевает футбольную атрибутику, когда идет «на дело».
Увидите такого на улице – остерегайтесь.
Официальный сайт Аршавина: Грустно, что некоторые болельщики не поддерживают своих, а добивают





