Владимир Абрамов: Почему российские фанаты болеют против «Анжи»?

ФУТБОЛ
Он убежден, что фанатские волнения на матче Лиги Европы «Анжи» – «Алкмар» были запрограммированы. Упрекает журналистов, которые копают неглубоко. И уверен, что силами РФС проблему уже не решить…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
АБРАМОВ Владимир Николаевич
Родился 22 марта 1956 года.
Воспитанник ФШОР «Трудовые резервы».
В 1981 году окончил факультет международных экономических отношений Московского финансового института.
1981–1983 – служба офицером в советской армии.
1986–1990 – финансовый директор представительства Всесоюзного внешнеторгового объединения «Машиноимпорт» в Ливии.
С 1990 года – заместитель генерального директора ОАО «Совинтерспорт». Представлял интересы многих игроков и тренеров СССР и России. Автор двух книг: «Футбол. Деньги, еще раз деньги» и «Деньги от футбола».
КОМУ МОЛЯТСЯ ФАНАТЫ?
– Советский офицер Абрамов служил в Узбекистане, киргизском Оше – к вам тоже относились как к чужаку?
– Что вы… Ни разу за все годы во времена СССР мне не сказали: ты, русский, пошел вон отсюда. Сейчас почему-то людям вбивается в голову, что в советские годы все было плохо. Чушь! Я вам задам другой вопрос: что значит фанатская кричалка «Русские, вперед!»? Повторите ее быстро несколько раз. Ничего не напоминает?
– Ну, крик и крик.
– Звучит, как «Хайль Гитлер». Ассоциация совершенно четкая – во всяком случае, у иностранцев, которые ходят на наши стадионы. Неоднократно бывал на матчах с зарубежными гостями, и они с ужасом спрашивают, как такое возможно?
– Мне кажется, вы преувеличиваете.
– Если бы… Дело даже не в том, что в наших клубах играют игроки разных национальностей. Смысл этой кричалки – в единении шовинистически настроенных, оголтелых людей. Для них это – как молитва.
«ЗАЧЕМ «АНЖИ» ИГРАЕТ В МОСКВЕ?»
– Вы считаете, что у агрессии части фанатов к «Анжи» – национальная подоплека?
– Не только. Обратите внимание: этим летом закрылись несколько клубов, а махачкалинцы продолжают покупать дорогих игроков. Допущена серьезная ошибка. Господин Керимов, владелец «Анжи», привлек в команду дорогих тренеров и футболистов и тем самым резко поднял статус клуба, города и республики. Привлек внимание всей России, Европы.
– Почему не нравится успешный российский клуб, в котором собраны звезды?
– Вы, журналисты, неглубоко копаете. Посмотрите: Европа на взлет «Анжи» отреагировала жестко – там играть еврокубки нельзя. Небезопасно.
– И что?
– Если мы следуем указаниям УЕФА, в Махачкале нельзя играть и нашим клубам. А если мы с мнением европейских чиновников не согласны, то наши клубы – «Зенит», ЦСКА, «Спартак» – должны уведомить УЕФА, что они отказываются играть в еврокубках. Потому что в нашем понимании, получается, Махачкала – безопасный город.
– Вы же понимаете, что такого не будет. Кто от еврокубков откажется!
– Понимаю. Но почему в РФС не понимают очевидной абсурдности происходящего? И уж абсолютно непродуманным было решение проводить матч «Анжи» в Москве. Даже малым детям запрещают играть с огнем. А тут из Дагестана едут фанаты, их ждут московские фанаты – это ведь провокация. Разве была проблема провести матч в Астрахани? Или в Грозном на стадионе хай-класса, где играла сборная мира? Почему в РФС не подумали об этом?
– Для того чтобы там играть, надо понять, разрешит ли УЕФА.
– Так задавайте эти вопросы, выясняйте! Это ведь и есть работа Российского футбольного союза! В Чечне безопасно, и играть там команде из Махачкалы логично.
– Но ведь это будет уступка фанатам. Проявление слабости футбольных властей.
– Каким именно фанатам уступка?
– Вот этим самым, оголтелым.
– Кто говорит об уступке?
– Вячеслав Иванович Колосков.
– Приятно слышать. Потому что мне казалось, что уже несколько лет футбольные власти заигрывают с фанатами.
«НА ТРИБУНАХ НЕ СТАЛО БОЛЕЛЬЩИКОВ»
– Что имеете в виду под заигрыванием?
– РФС уже много лет пытается сгладить остроту фанатских проблем. Создаются объединения, советы… Но это бессмысленно: те люди, которые сейчас зовутся фанатами, не имеют никакого отношения к процессу боления. Поворачиваться спиной к полю, кричать нецензурную брань – это не боление. Я был на матче «Динамо» – «Спартак», когда фанаты обеих команд скандировали в адрес друг друга нецензурщину. Ненависть над стадионом ощущалась просто физически. Женщины не знали, куда глаза деть. А мирные болельщики сидели, как зайцы, поджав уши. Обратите внимание: их почти не осталось на стадионах. На матчи идут специалисты (бесплатно) и фанаты, которым футбол не нужен.
– Так что, не пускать их?
– После подобных выходок – не пускать. За свои поступки надо отвечать по закону. Если ты ненароком выругался матом на стадионе, ничего плохого нет. Но, когда орут похабщину хором, это уже организация. Причем очень хорошо управляемая.
– Кем?
– Во всяком случае, не теми пацанами, кто дирижирует на трибуне. И что тут может сделать РФС?
– Что?
– Ни-че-го!
– А кто может?
– Министр спорта и молодежной политики Мутко. Молодежной! Да, есть Селигер, но там занимаются молодежью умной, перспективной, образованной. Наглой, агрессивной занимаются другие. И уже сформировалась по сути партия, принципы которой фанаты открыто выкрикивают со спортивных трибун. Эти люди приходят на стадион, чтобы подчеркнуть, как они ненавидят других. Им не важно показать любовь к своему клубу, Отечеству. Ненависть к другим – основа основ.
– Почему фанаты выбрали именно футбол?
– На стадион их привлекает абсолютная в отличие от уличных маршей безнаказанность. Мгновенное противодействие им может быть оказано только со стороны полиции, причем очень жесткое. Что касается мер долгосрочных, лучшим умам необходимо сформулировать постулаты национальной политики страны. И ее составной части – молодежной политики.
– Пионерия, комсомол.
– Не надо иронии. Выстройте пять тысяч фанатов и потребуйте пробежать 3 тысячи метров, как в советском комплексе ГТО. Не пробегут – дыхалка забита. Зато умеют кричать, стрелять исподтишка, резать, подлянки выкидывать. И главное, все время ищут козла отпущения, бьют слабого.
– Фанаты говорят: если мы уйдем со стадионов, они останутся пустыми.
– Не останутся. Но другой, не фанатской, аудитории нужен комфорт. Надо строить новые стадионы. Все смотрели матч «Реал» – «Барса», нет никаких фанатов, там огромная армия болельщиков, которую вырастили, она приходит получить удовольствие.
– Как работать с семейной аудиторией?
– Как работают в развлекательных центрах. Приходите – за едой очереди нет, за билетами тоже, туалеты вылизаны, там свободно. Нет алкоголиков, никто не орет, все чисто.
– Вы верите в то, что это возможно у нас?
– Я уверен, что если мы этого не сделаем, то проиграем не только чемпионат мира 2018 года.
СЕГОДНЯ. ЛИГА ЕВРОПЫ. «АЛКМАР» – «АНЖИ»
ХИДДИНК: ВСЕ МАТЧИ «АНЖИ» ИГРАЕТ В ГОСТЯХ
Перед ответным матчем с «Алкмаром» главный тренер махачкалинцев Гус Хиддинк предрек жаркий вечер четверга, сообщает спецкор «Советского спорта» Александр ЛЕВИТ.
– В Москве мы добились тяжелой победы, – говорит Гус. – Это был тактический матч, так как голландцы очень хорошо строят игру в обороне. Для русских команд это многое осложняет. Здорово, что мы смогли забить гол и не пропустили, когда «Алкмар» попал в перекладину. Дома голландцы играют еще сильнее. Предстоит жаркий вечер.
– Насколько важна для «Анжи» Лига Европы? Ведь по сравнению с Лигой чемпионов это не слишком престижный еврокубок.
– Очень важна. В первую очередь в плане имиджа. А о Лиге чемпионов сейчас думать не надо.
– В нынешней Лиге Европы «Анжи» играет лучше в гостях, чем дома. В чем причина?
– Мы играем только в гостях! Еще ни одного матча не провели дома, в Махачкале. УЕФА не разрешает нам играть в Махачкале. Нам очень жаль: Дагестан – футбольный регион с отличной болельщицкой атмосферой на стадионе.
– Если «Анжи» успешно пройдет в групповой этап, вы лично будете за то, чтобы играть в Москве? Или против?
– А у нас нет выбора.. Поэтому будет Москва. А какой стадион – «Сатурн» или «Локомотив» – решим попозже. Сначала надо пройти «Алкмар».
Лига Европы. Раунд плей-офф. Ответный матч. «Динамо» сыграло вничью со «Штутгартом» и вылетело из Лиги Европы





