«Я не пойду просить Месси у Керимова». Гус Хиддинк о своих амбициях и об отношениях с владельцем «Анжи»

Футбол
ГУС ХИДДИНК. Сверхуспешное выступление «Анжи» в нынешних еврокубках (шесть побед с общим счетом 15:0, причем дважды победы добывались на полях родной Голландии) не могло не создать у именитого тренера отменное настроение. Как тут не воспользоваться моментом и не уговорить Гуса на интервью. Мэтр был не против.
АМБИЦИЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОЛНО
– Гус, шесть лет назад мы с вами впервые встретились для интервью…
– Погодите, погодите… Неужели уже шесть лет прошло? Ну да, конечно, это было в 2006‑м в Эйндховене, перед моей поездкой на работу в Москву.
– …тогда я вам задал вопрос, с которого хочу начать и наш сегодняшний разговор…
– Не томите. О чем вы меня тогда спрашивали?
– О ваших тренерских амбициях. Вы сказали, что амбиций у вас очень и очень много. А как сейчас, когда вы работаете не со сборной, а с «Анжи»?
– Да точно так же! Амбиций по-прежнему полным-полно, по-прежнему хочется побеждать всегда и везде. И я по-прежнему стараюсь все делать для этого. У меня и сегодня полно энергии и настроя на работу. Конечно, за шесть лет я не стал моложе. Может быть, из-за этого мне в чем-то труднее, чем раньше. Но я вовсе не стал ленивым старичком-пенсионером. И у меня есть отличные молодые коллеги, молодые друзья – с их помощью я, как и раньше, контролирую тренировочный процесс до малейшей мелочи. Друзья, помощники – моя сила. Когда у человека не остается друзей, он проигрывает. Когда у меня не останется друзей, я должен буду уйти.
– Уход – это всегда немножко грустно. Когда вы расставались со сборной России, думали, что вернетесь работать в нашу страну?
– Честно? Нет. Просто потому, что в мои годы человек не должен заглядывать так далеко вперед. Не всегда знаешь, что будет через год. А уж через три...
– Словом, как вы любите говорить, степ бай степ?
– Ну да, шаг за шагом. И очень здорово, что случаются такие замечательные времена, когда человек получает возможность вернуться туда, где ему было хорошо. Как я – в Россию.
ЖИТЬ БЕЗ РАБОТЫ? ЭТО НЕВОЗМОЖНО!
– После долгой работы со сборными (полгода, проведенные «по совместительству» в «Челси», можно не считать) вам, наверное, было нелегко перестроиться на клуб?
– Действительно, я много лет работал со сборными – с Голландией, Южной Кореей, потом с Россией и Турцией. Но никаких особых проблем, придя в «Анжи», не испытал. Да и почему вы считаете, что я должен был столкнуться с какими-либо сложностями?
– Ну как же! Работать с командой время от времени или проводить тренировки месяц за месяцем каждый день – далеко не одно и то же.
– Этот вопрос стар как мир. Тут ведь как? Когда человек работает со сборной, он всегда говорит: «О, это тяжело, я хочу работать с игроками не от случая к случаю, а каждый день. Хочу в клуб». А если работает в клубе, можно услышать противоположное: «Тренировки, тренировки, каждый день одно и то же, постоянно хочется оглянуться, передохнуть. Лучше я бы со сборной работал». Так было и так, наверное, будет всегда.
– Но не со всеми. Во всяком случае, вы, Гус, в нарисованную картинку не вписываетесь. Еще во времена сборной говорили мне, что едва ли когда-то будете работать с клубом – мол, в вашем возрасте тренировать каждый день тяжело.
– Может, и вправду говорил, потому что тогда именно так думал. Но человек меняется, меняются его ощущения, мнение. И сейчас я могу сказать вот что: у меня хватает энергии для каждодневной работы с молодыми футболистами. И эта работа доставляет мне массу удовольствия.
– А отдых тоже может доставить вам удовольствие? Как долго вы вообще можете оставаться без работы? Сколько дней или, может, недель?
– Смотря что считать работой. В отпуске я все равно думаю о команде. Ведь всегда думаешь об усилении команды: кто из игроков должен уйти, кого хорошо бы взять. Так что даже во время отпуска я постоянно нахожусь в контакте с клубом.
– Это-то понятно, но я о другом спрашиваю: как долго вы можете оставаться совершенно без работы?
– Нисколько! Я так просто не могу! Если бы я не работал сегодня в «Анжи», наверняка консультировал бы какой-нибудь клуб, делился бы опытом с молодыми тренерами.
ДЕНЬГИ ВАЖНЫ. НО ОНИ – НЕ ГЛАВНОЕ
– Футболисты «Анжи» рассказывают, что вы не пропускаете ни одной тренировки и частенько работаете с мячом. Зачем? Как вам удается сохранить молодой задор?
– О, это совсем нетрудно. Когда работаешь с молодыми, сам наполняешься молодой энергией. А главное, рядом с ними все время хочется побольше двигаться, выглядеть бодрым, подтянутым...
– И чувствовать себя таким же молодым, как они?
– С этим сложнее, – улыбается Гус. – Если твои колени давным-давно разбиты вдребезги, наравне с футболистами не побегаешь.
– Что стало определяющим, когда вы принимали приглашение «Анжи»? Многие считают, что большой контракт...
– Конечно, глупо было бы отрицать, что мне предложили очень хороший контракт. Но главное в другом. «Анжи» испытывал большие проблемы. И у меня каждый день раздавались звонки с просьбами о помощи. Герман Ткаченко говорил: «Гус, приезжайте, клуб нуждается в вас». Роберто Карлос звонил: «Мистер, помогите нам!». И Ткаченко, и Роберто Карлоса я хорошо знал раньше, особенно Роберто – по замечательным временам, когда мы вместе были в мадридском «Реале».
И когда он, прося о помощи, вспоминал то доброе время, отказаться было очень трудно. И я сказал: «О‘кей, я приду». Конечно, хороший контракт тоже сыграл роль, и это, считаю, совершенно нормально. Но... Знаете, если главная причина, главная мотивация лежит только в области денег, ничего хорошего не получится. А вот если о помощи просят друзья, а ты в это время свободен и решаешь помочь – тогда совсем другое дело.
– Но и работа получилась совсем не такой, как во времена сборной. Тогда вы бывали в России лишь наездами, сейчас находитесь в стране практически безвыездно. Как это изменило вашу жизнь?
– Серьезно изменило. Как тренер сборной я имел больше свободного времени, прилетал в Россию, как правило, на выходные – посмотреть, как играют сборники в клубах. Сегодня Москва, завтра Петербург – этакая смесь работы и путешествия. К тому же частенько я занимался просмотрами вне России – ведь кандидаты в команду играли и в Англии, и в Германии. Словом, тогда был в постоянных разъездах по разным городам и странам. Сейчас я каждый день работаю там, где находится моя команда.
– Ключевые слова здесь, наверное, «каждый день»?
– Пожалуй.
– Но ведь это, наверное, в ваши годы достаточно трудно?
– Трудно? – усмехается Гус. – Но я же занимаюсь любимой работой! Если человек любит футбол, то нет, совсем нетрудно.
– Вы большой любитель путешествий, театров, музеев. Оставляет ли работа с клубом время на такие развлечения?
– Не так много, как хотелось бы. В Махачкале я несколько раз бывал в музеях, немножко познакомился с историей Дагестана – она, на мой взгляд, очень интересная. По возможности стараюсь ходить в Москве в Большой театр. Жаль только, повторюсь, такая возможность выпадает не слишком часто.
БУДЕМ ДЕЛАТЬ ЮНЫХ РОССИЯН ЗВЕЗДАМИ
– В прошлом сезоне «Анжи» был главным ньюсмейкером мирового трансферного рынка и, честно говоря, изрядно задрал на нем цены. Но после вашего прихода в клубе не появился ни один супердорогой футболист со звездным именем, зато пришли молодые и очень перспективные ребята. Это вы так повлияли на клубную идеологию?
– Не стал бы выпячивать свою роль, расставлять такие громкие акценты. Еще во время первых бесед с руководителями клуба, с президентом Сулейманом Керимовым мы много говорили, что должны шаг за шагом строить большой клуб, способный на равных конкурировать с московскими и питерским «Зенитом». Понятно, для решения такой задачи надо иметь в команде больших игроков, с большими именами. Но мы сразу сошлись на том, что успех может принести только сочетание звездных футболистов с яркой и перспективной молодежью.
Два-три ведущих звездных футболиста в команде уже были, и мы направили усилия на юных русских футболистов. Мы хотели, чтобы было ясно: «Анжи» – не только команда, в которую хотят попасть опытные игроки с именами, но и команда, в которой уютно юным россиянам, в которой молодые ребята получат шанс со временем тоже стать звездами.
– Но сейчас много разговоров не о россиянах, а о Фалькао из «Атлетико», за который «Анжи» якобы готов заплатить бешеные деньги.
– Вообще-то под Лигу Европы нам не помешала бы парочка сильных игроков, и мы, возможно, на флажке трансферной кампании кого-нибудь приобретем. Но о Фалькао, насколько я знаю, мы переговоров не ведем. Думаю, это обычные слухи, которых вокруг «Анжи» всегда полно. Не знаете, кстати, – хитро улыбается Гус, – Месси мы случайно не интересуемся?
– Не слышал. Но интересно, если вы скажете Сулейману Керимову: мне очень нужен Месси, какой будет его реакция?
– Такой вопрос Сулейману я могу задать только с юмором. И, уверен, ответом тоже будет веселый смех. А если серьезно, надо быть реалистами. «Анжи» – молодой, растущий клуб, мы пока только делаем себе имя, выстраиваем имидж. Возможно, если рассматривать лишь финансовую сторону дела, мы можем приобрести кого угодно. Но зачем? Еще раз повторю свои любимые слова: степ бай степ. Все должно происходить в свое время. А преждевременные нереальные и, откровенно говоря, не слишком нужные нам сегодня трансферы окажутся минусом для имиджа клуба.
– А как часто вы общаетесь с владельцем клуба?
– Очень часто. И на стадионах, когда Сулейман приезжает на наши игры, беседуем, и у него в офисе я бываю.
– Если не секрет, о чем с ним говорите – о футболе?
– И о футболе тоже. Но не только о футболе. И даже не столько о футболе. Беседуем на самые разные темы. О будущем Дагестана, например, о том, каким Сулейман его видит и что он для этого делает. Ведь это очень важно. Та же академия «Анжи», которую сейчас Сулейман в Дагестане создает, это не только футбольный, но и в огромной мере социальный проект. А вообще мы самые разные темы обсуждаем. Сулейман – эрудированный человек, с ним всегда интересно.
– Когда-то Керимов подарил Роберто Карлосу на день рождения «Бугатти». А какими подарками, кроме традиционного кинжала, осыпали в гостеприимном Дагестане вас?
– О, мне подарили и очень красивый ковер, и замечательный кинжал. Но лучшим подарком для меня стало основание в Махачкале футбольной академии.
– Возращаясь к вашим тренерским амбициям, какой результат «Анжи» в этом сезоне вас полностью удовлетворил бы?
– Если мы в конце сезона окажемся в турнирной таблице на два-три места выше, чем нынешней весной, будет просто отлично.
– На две позиции выше – это «бронза».
– Ну да. Разве плохо? По-моему, просто отлично!
Василий Уткин: Лучше Толстых мог бы быть только Капков





