Футбол а капелла. Наш обозреватель о переменах в российской сборной

А ведь меняется климат у нас в футболе! Какие-то новые атмосферные потоки начинают воздействовать на нашу действительность. Вот вчерашние выборы главы РФС. Альтернативные – впервые на моей памяти! Хотя наверняка не обошлось без привычного воздействия на умы из державных верхов: есть, дескать, мнение, что нужно выбрать такого-то. Но рядом с этим мнением проявилось и конкурентное.
НИКОГДА НЕ ГОВОРИТ «НИКОГДА»
Вот и Фабио Капелло на заре своей российской деятельности попадает в самый нерв этой новой тенденции. У сборной в трактовке итальянца пока нет ничего определенного. Нет отчетливого статуса в международном рейтинге. Нет игрового рисунка-стиля. Контрольный матч с Кот-д’Ивуаром я, признаться, смотрел на расслабленном отпускном внимании – но все равно сейчас удивляюсь: как это он не отложился в памяти ни в целом, ни деталями?
Зато у Фабио, как мне думается, есть рабочий девиз. «Никогда не говори «никогда». В самом первом его списке не было Зырянова и Семака. И мы тотчас среагировали на этот факт, словно на некий смысловой сигнал (по привычке, усвоенной от Адвоката): вот, значит, будет омолаживать! А теперь Зырянов не только в расширенном списке, а уже и на сборе. И здесь же, не исключено, оказался бы и Семак, коли б не травма. А с Аршавиным ситуация с точностью до наоборот. Первыми своими российскими репликами Капелло будто закрепил его в наших умах как незаменимого и как капитана. И где нынче Аршавин?
Почувствуйте разницу с практикой Адвоката. У голландца было как? Сказано один раз – и баста. Больше я сам с собою не спорю и вам не советую. Сказал: Семака не будет – значит, не будет. Упертый был парень Дик.
А Фабио, похоже, – гибкий. Он будет снова и снова прощупывать практические возможности игроков и всей сборной. И не раз, предполагаю, поменяет и состав, и ключевые предпочтения. По его версии, руковождение сборной – это, как и дипломатия, искусство возможного. Возможного здесь и сейчас.
Пессимист скажет: смутно все стало. Оптимист возразит: стало конкурентно. Первые шаги Капелло немного похожи на хиддинковские в 2006‑м. Гус ведь тогда ни от кого не отказался сразу и принципиально. Всех, кого можно, проверил. А капитанов скольких поменял – и не упомнишь. Вот и Капелло не стал торопиться с декларациями. Он не сказал: «Ноги Аршавина и Павлюченко в сборной не будет». Он примерил их нынешних к своим требованиям и только потом решил: «Такой Аршавин и такой Павлюченко сейчас не подходят».
БУДЕТ ПРОБОВАТЬ И ОШИБАТЬСЯ
Нам не все понятно в кадровом выборе Фабио. Почему снова нет Погребняка? Хотя, если вдуматься, не нам объяснять итальянцу, кто чего стоит в английской системе координат. Капелло-то по старой памяти ориентируется в ней, наверное, лучше, чем в российской, – пока что.
Или: почему не поддержан наш интерес к Логашову? При том что Анюков, нынче травматичный, подстрахован на правом фланге обороны только Алексеем Березуцким, почти не играющим. Зато Билялетдинов и Дзюба вызваны. Хотя с каждым матчем «Спартака» к обоим все больше вопросов.
Важно, наверное, понимать: Капелло только начал осваивать нашу кадровую фактуру. И от скороспелых выводов пока воздержится. Его путь – скорее всего путь проб и ошибок. А как по-другому – если стараться выполнять работу добросовестно?
Пока очевидно одно: по сравнению с обоймой первого созыва на Кот-д’Ивуар, Фабио ставит себе зенитовские подпорки пошире. Страхуется от того, что игровая ткань совсем уж расползется. Да и сомнений в игровом тонусе Быстрова и Файзулина поменьше, чем в кандидатах, приглашенных из других клубов в среднюю линию.
МНОГО ЛИ СРИСУЕТ У СПАЛЛЕТТИ?
Да и доверие к «Зениту» с его штампом «изготовлено Спаллетти» у Капелло, вероятно, порядочное. Как-никак свой человек произвел продукт, итальянец. Но сейчас меня разбирает любопытство: а насколько сборная будет тактически и стилево похожа на «Зенит»? Сохранит ли Фабио весь масштаб питерских многоходовок? Тут ведь намечаются некоторые противоречия. Капелло известен как тренер-рационалист, а на трудах Спаллетти все-таки заметна печать художественной натуры.
На всякий случай нам следует быть готовыми к тому, что сборная у Фабио будет играть без ритмического-музыкального сопровождения, то есть без комбинационных завитушек, к которым питал слабость Адвокат. Мы, по всей вероятности, теперь будем смотреть футбол а капелла. Что-то итальянец исполнительски упростит, с акцентом на надежность и быстроту. Сдается мне, что стилист в Капелло содержится в ничтожной мере. Помню, как он через колено ломал исторически присущее «Реалу» изящество футбольного жеста. Как в сборной Англии делал ставку на прямой прорыв и прямой налет. И соответственно на игроков бегущих и агрессивных. А когда дети Альбиона на исходе сезона, наевшись, агрессию теряли и выглядели уже вусмерть набегавшимися, – сборная у Фабио становилась непонятно на что похожей…
Подстилаю соломку с тем расчетом, что не стоит нам ждать от Капелло тактических озарений и исполнительских прелестей. Помоги ему футбольный бог хотя бы в том, чтобы сборная России в сентябре–октябре не провалилась. Чтобы не проиграла ни Израилю, ни Португалии, а одного из них одолела.
Футбольной России еще только предстоит знакомство с Фабио Капелло. Хочется полагать, что продолжительное.
«Говорим Фабио – подразумеваем Лучано». Юрий Цыбанев об обновленной сборной России по футболу
Кино и бразильцы. Юрий Цыбанев о центральном матче 4-го тура РФПЛ «Зенит» - «Спартак»





