«Терек» играл лучше, «Динамо» забило больше. Рамзан Кадыров и Сергей Степашин подвели итог игры любимых команд

В минувшее воскресенье на стадионе имени Ахмата-хаджи Кадырова в Грозном местный «Терек» принимал московское «Динамо». А ваш корреспондент, пробравшись на VIP-трибуну, наблюдал за главными болельщиками матча...
news

В минувшее воскресенье на стадионе имени Ахмата-хаджи Кадырова в Грозном местный «Терек» принимал московское «Динамо». А ваш корреспондент, пробравшись на VIP-трибуну, наблюдал за главными болельщиками матча...

ДО МАТЧА

– ...Ну что, значит, поболеем? – спросил Степашин у Кадырова, едва спустившись с трапа самолета. – Вы летом у нас с каким счетом выиграли, а?

– Два-один! – с радостью выпалил глава Чечни.
Стоявшие рядом его соратники заулыбались. Кажется, они готовы были снова, прямо на летном поле, сплясать победную лезгинку.

– Ну вот, – с напускной строгостью продолжил председатель Счетной палаты. – Рамзан, делиться надо!
Шутка Кадырову и его окружению понравилась. Но они сначала скромно подождали, пока добродушно захохочет Степашин. И только потом засмеялись сами.
Громче всех – Кадыров, он крепко обнял высокого гостя:

– Сергей Вадимыч, конечно, поделимся!
На этом, как покажут дальнейшие события, и закончилась дипломатия.

РАЗМИНКА

VIP-трибуна на грозненском стадионе как-то разочаровала вашего корреспондента. Меня, видавшего виповские виды, смертельно огорчил ассортимент услуг. На стадионе в Грозном не наливают. Ну ни грамма! Хотя и погода располагает, и, главное, закуска: фасолевый суп (его обожает Кадыров), соленые огурчики, голубцы, фаршированный перец, колбаска из молодых бычков, выпасенных в горной местности...
А еще – ни одной курилки! И как после этого болеть?

А спиртное можно на стадион пронести? – спрашиваю Кадырова.

– Попробуй, – говорит он. – Но не советую. Стадион – это тебе не пивнушка...

– А файеры?

– Это которыми футболистов слепят и взрывают? – морщится глава республики. – Здесь таких дураков нет. А те, кто приезжает к нам поболеть, сразу прямо тут и умнеют.

Я с сочувствием смотрю на трибуну, где непохожие на себя смирно сидят болельщики столичного «Динамо». А судья уже выводит команды на поле…

ПЕРВЫЙ ТАЙМ

Степашин и Кадыров сидят рядом, до 4‑й минуты, живо обсуждая социально-экономические проблемы. Но тут динамовец Яншер выскакивает один на один с вратарем, тот накрывает мяч в ногах…
Степашин вскакивает с места. Кадыров задумчив.

– Гроз-нен-ский «Те-рек»! – прокатывается по стадиону.

Забили барабаны.

– У-у-х! – в унисон с московской трибуной выдыхает глава Счетной палаты. Бело-голубые нагнетают давление. И вот уже Яншер подает угловой (Степашин ерзает в кресле) на ближний угол вратарской площадки (Кадыров что-то кричит и поднимает вверх указательный палец), Нобоа переправляет мяч на дальнюю штангу, а там уже тут как тут Кураньи – 1:0.
Я ждал, что Степашин запрыгает как мальчишка. Но он даже не улыбнулся. Дескать, что особенного-то случилось…
На 38‑й минуте игрок «Терека» Иранек грубо подкатывается под Кураньи, тот падает, корчится на траве. Судья показывает желтую карточку.

– Красную! – кричит Степашин.
Кураньи лежит.

– Красную! – это уже динамовская трибуна.

Арбитр прячет «горчичник» в карман, потом снова вынимает. Кураньи, озираясь, поднимается, пару шагов прихрамывает, а потом резко стартует.

– Артист! – провожая его глазами, качает головой Кадыров.

– Согласен на желтую, – резюмирует Степашин.

ПЕРЕРЫВ

Грех не воспользоваться передышкой, чтобы взять эксклюзивные интервью у моих героев. Первый в списке Степашин:

– Сергей Вадимович, надо ли продавать билеты на стадион по паспортам? Не отпугнет ли это последних болельщиков?

– Дело не в паспортах. Это самая легкая тема – выявить несколько человек. Прошу прощения, как бывший директор ФСБ и министр внутренних дел скажу: что, мы по оперативным источникам не можем вы­явить несколько самых явных нарушителей? Не можем на всю страну их показать? За хулиганство отдать под суд, внести в черный список, чтобы никогда больше на футбол не появлялись? Так сделали англичане в свое время. Вот у «Зенита» отняли три очка – уже трагедия мирового масштаба. А тогда на четыре года лучшие английские команды были лишены права играть в Лиге чемпионов. И сегодня на стадион туда придешь – удовольствие.
Кстати, сходите на стадион хоккейный. Тот же последний матч «Динамо» – ЦСКА. Выдающийся матч. С детьми, с женами пришли люди. Никакого мата…

– Не может быть!

– Слово офицера. Надо уметь работать. И забыть слово «фанаты». Есть болельщики футбола.

– Русское слово.

– Придумали фанатов каких-то. Болельщики!

– Произошла ли смена владельца «Динамо»?

– Нет.

– Правда ли, что в клуб приходят братья Ротенберги?

– Никто никуда не уходит и не приходит. Если кто-то готов присоединиться к ВТБ, я буду только приветствовать. ВТБ был и остается главным в проекте «Динамо», и не только футбольного клуба, но и, самое главное, – стадиона и всего, что связано с «Петровским».

– Почему застопорилось строительство стадиона?

– Во-первых, потому что, к сожалению, он не попал на первенство мира по футболу. Хотя это неправильно во всех отношениях. Стадион «Динамо» – первый стадион Советского Союза. Но так получилось. Теперь он будет строиться не на 65 тысяч зрителей, а где-то на 28–30. И в связи с этим изменился полностью проект.

– Говорят, летом в случае смены владельца «Динамо» команду возглавит Дик Адвокат. Что скажете?

– Если возглавит Сергей Степашин, я не удивлюсь. (Смеется.) Насчет Дика – первый раз слышу.

– Еще говорят, что Кокорина в «Зенит» собираются продавать.

– Кокорин был, есть и будет динамовцем. Более того, «Динамо» станет базовой командой для сборной России к первенству мира 2018 года. Это наша главная задача, и мы ее выполним.

– А чемпионат СНГ будет?

– Нет скорее всего. Потому что тогда мы развалим национальное первенство. Я предложил бы другую идею: реанимировать Кубок Содружества, придать ему статус такой же, как, например, в Кубке Великобритании. Если мы договоримся с ФИФА и УЕФА, победитель кубка будет играть в Лиге чемпионов. Вот за это я буду двумя руками.

– Как оцените решение КДК по делу о брошенной петарде? «Зенит» наказан поражением, матчами без зрителей.

– Насчет трех очков – это все по закону. По регламенту. А вот что касается «без зрителей», я думаю, надо менять правила.

– Был ли договорным нашумевший матч «Амкар» – «Анжи»? Больно уж подозрителен тот факт, что обе команды не выставили сильнейшие составы.

– Есть такое понятие «неподсуден». Если не доказано – значит, не доказано. А сомнения всегда бывают. Разные сомнения. Но для этого должны быть веские доказательства.

До конца перерыва еще несколько минут – для вопросов Рамзану Кадырову:

– «Анжи» покупает самых дорогих звезд. Как вы к этому относитесь? Что посоветуете Сулейману Керимову?

– Две-три звезды всегда можно купить, чтобы свои учились у них играть. А Сулейман Керимов сделал хорошую команду. От меня ему – только слова благодарности. Потому что он поднял футбол в регионе. Он строит хороший стадион в Махачкале. Решает социальные вопросы. Я думаю, что не надо критиковать Керимова. Наоборот, нужно благодарить. Он же в бюджет отдал деньги. Он сам заработал, сам дал.

– В «Тереке» играет болгарин Благой Георгиев. Он собирался строить православную церковь в Грозном или Кисловодске. Поможете?

– Мы не нуждаемся в помощи болгарина или кого-то еще. Мы сами строим православные храмы. И восстанавливаем. Мы построим новую церковь в Грозном и дом для прихожан. Если они решат, мы и землю выделим в центре Грозного.

ВТОРОЙ ТАЙМ

«Терек» бежит отыгрываться. А в Кадырове (я не поверил своим глазам!) вдруг обнаруживаются дирижерские способности. Он вскакивает с места, простирает вверх руки, под стадионные возгласы «Рам-зан! Рам-зан!» Георгиев опасно навешивает с левого фланга, Маурисио рвется на ударную позицию…

Но и Степашин включается в игру по полной: шеф Счетной палаты в критические моменты воодушевленно бегает взад-вперед у самого края VIP-трибуны и кричит «по-тренерски» (я специально не стал запоминать эти слова). А на футболистов они явно действуют ободряюще! Опаснейшую атаку организуют Кокорин с Кураньи, но где партнеры?

– Где команда?! – кричит в унисон моим мыслям Степашин.
Кураньи жестко играет против Коморовски – тот лежит на газоне, держится за лицо.

– Это же футбол, а не бои без правил! – снова кричит Степашин.– Надо же соображать. Головой, головой работать!
Но услышал Степашина девятый номер «Терека» Аилтон, именно он головой переправив мяч в угол ворот! На трибунах вспыхивает лезгинка.

– Го-о-л! – срывает голос Кадыров. И больше я его не услышу до конца матча: глава Чеченской Республики охрип.
Он подзывает меня знаком и, напрягая голосовые связки, шепчет:

– А ты заметил – мы Сергею Вадимовичу подарили майку «Терека» как раз с 9‑м номером?

Но Сергей Вадимович все же не зря требовал от своих играть головой: на 67‑й минуте Яншер подает угловой прямо на голову (!) Кураньи, и тот мощным ударом поражает верхний угол ворот Годзюра.
– Го-о-л! – изо всех сил кричит Степашин. И тоже теряет голос.

ПОСЛЕ МАТЧА

Я попросил VIP-болельщиков поделиться впечатлениями от игры.

Сергей Степашин (севшим голосом):

– Честная игра – честная победа. «Терек» играл блестяще, «Динамо» чуть получше. Извини, больше не могу говорить...
Рамзан Кадыров (ну совсем охрипшим голосом):

– Хочу похвастаться – «Терек» играл лучше, «Динамо» забило больше.

– Сильно расстроились?

– Нет, конечно. Не расстроился. Судьба, значит, так нужно было. Все, Гамов, хватит вопросов...

Российский футбол уходит в отпуск. Все подробности 19-го тура РФПЛ

Новости. Футбол