Щекотливая селекция. Разбираемся в манифесте питерских фанатов – против чернокожих, сексуальных меньшинств и за потолок зарплат

Фан-манифест фанатов «Зенита» «Селек- ция 12. Традиции и принципы» в пору каникул, когда футболисты радуют офисный планктон фотокарточками стройных ножек своих жен с заграничных курортов, стал обсуждаемым событием недели. О принципах зенитовских болельщиков корреспондент «Советского спорта» поговорил с главой Всероссийского объединения болельщиков Александром Шпрыгиным.
– Какую оценку дадите документу? – вопрос Шпрыгину.
– Каждое фан-движение, клуб болельщиков имеют право на мнение. Все сказанное – не в ультимативной форме. Они описали свой идеальный клуб. ВОБ отдал текст «Селекции 12» в Ассоциацию юристов России, чтобы получить правовую оценку.
– Говорится о том, что «отсутствие чернокожих игроков в составе «Зенита» лишь важная традиция». В принципе требование-то за гранью.
– Почему?
– Потому что в таком случае надо содержать свой клуб и брать туда тех, кто кожей бел.
– Домысливать может каждый так, как хочет. Они определили приоритеты – в нашем клубе нашего города должны играть наши воспитанники. Питерцы не выдвигают ультиматум, не объявляют протест. Это их идеал. Вот у вас какие идеальные требования к российскому футболу?
– Прежде всего отказ от госфинансирования.
– Вы имеете на это право. Но другой момент – как отстаивать эти требования. Никто войну не объявляет, все говорится в корректной форме.
– Фраза об отсутствии в команде чернокожих – корректная?
– Объясню на примере. Кто-то вырос в колхозе, он ничего не имеет против чернокожих. Но когда через некоторое время их станет очень много, то гражданин скажет – это уже не мой колхоз, а чужой, не тот, где я вырос или провел детство. Мой колхоз, скажет гражданин, это бабка Авдотья и дед Филимон. Но это не значит, что он пойдет резать и убивать, а просто выскажется: в моем колхозе раньше не резали баранов, не сеяли рис, а сажали картошку и растили свиней. И гражданин скажет – немножко не мое, я привык видеть свой колхоз другим. Так и болельщики «Зенита».
– Но как «Зениту» конкурировать с другими «колхозами» не на уровне приводимого фанатами в пример «Атлетика», а на уровне «Барсы» и «МЮ»?
– Тема имеет широкий общественный резонанс, она задела за живое. Об этом речь. В Америке вы можете сказать – я чернокожих не люблю. Но если будут призывы к насилию против них, то за это человек понесет наказание. Так и здесь.
– Или взять неприятие того, чтобы за «Зенит» играли представители секс-меньшинств, – продолжает Шпрыгин. – В Петербурге на местном законодательном уровне запрещена пропаганда гомосексуализма. Это проблема отдельного человека, его маленькая тема, и фанаты предупреждают – не надо, забив гол, пропагандировать, к примеру, гомосайты.
– Слишком много ограничений. Новичков брать только из Европы, гомосексуалистов не брать, чернокожих не брать…
– Это идеальная картина мира, как если бы на секунду помечтать. И не надо думать, что подобные пожелания есть только у болельщиков «Зенита». Вспоминаю, как в середине нулевых я как-то пришел на встречу «Динамо» с болельщиками, стало не по себе – никто из футболистов без переводчика не мог говорить. Так и в Питере фан-движение как бы упреждает – не хотим видеть в команде 11 чернокожих.
– А если один из них – гений?
– Был бы он как Месси, его бы на руках носили.
– А что фаны имеют против сексуальных меньшинств?
– Когда человек таковым является, ему можно даже сочувствовать. А когда пропагандирует ненатуральное, то это неприемлемо. Не должно быть перебора.
– Зачем вы заказали юридическую экспертизу документа?
– Для того чтобы дать ответ на законность либо незаконность изложенного болельщиками «Зенита» в «Селекции 12». Возможно, фанаты получат юридический документ, который закроет всем рот.
– А если юристы найдут состав преступления?
– Такой документ мы тоже вынуждены будем опубликовать. А болельщикам «Зенита», видимо, придется экстренно менять отдельные формулировки в тексте. Но не думаю, что заключение будет таковым.
– Людям старшего поколения «Манифест» может напомнить «Кодекс строителя коммунизма». Или «Кодекс чести», если вспомнить недавние времена. Может, мы просто слишком серьезно это воспринимаем?
– Думается, часть фанатов воспринимает многие вещи как некую игру. Написали заявление – и ждут реакции, комментов в Интернете. Массовые драки остались в прошлом. Теперь другие времена – полотна вывесить над мостом, заявление написать в Интернете.
А серьезные издания цитируют… Вот есть исторический документ – поработайте над проектом закона о болельщиках. Это гораздо важнее.
ЦИТАТЫ ИЗ МАНИФЕСТА
– Мы хотим, чтобы за «Зенит» выходили настоящие бойцы, действующие с предельной самоотдачей в каждом эпизоде. Мы можем простить и принять поражение, но не будем терпеть безволия на поле и игры спустя рукава.
– Мы хотим от игроков «Зенита» за пределами футбольного поля: достойного поведения в повседневной жизни, соответствующего культурным нормам Санкт-Петербурга; интереса к истории нашего города и страны, почтительного отношения к нашим ценностям;
– Мы против того, чтобы в составе «Зенита» играли представители сексуальных меньшинств;
– Мы не хотим, чтобы игроки «Зенита» публично демонстрировали свое пристрастие к алкоголю или сигаретам;
– 4 приоритетных «селекционных» направления, от самого главного к менее значимому: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Северо-Западный регион и Центральная Россия, Остальная часть России, Украина и Белоруссия, славянские страны, страны Балтии и Скандинавии, Остальная часть Европы.
– Нежелательно, чтобы в составе «Зенита» появлялись игроки, ставшие символами своих клубов у наших традиционных соперников, – «Спартака», ЦСКА, «Динамо».
– Для нас отсутствие чернокожих игроков в составе «Зенита» лишь важная традиция, подчеркивающая идентичность клуба и ничего больше.
– Мы предлагаем руководству клуба рассмотреть вопрос о введении потолка заработных плат как для молодых игроков, так и для основного состава.





