Зритель, ау! Вырастет ли этой весной посещаемость чемпионата России - Советский спорт
Футбол07 марта 2013 13:19Автор: Борзыкин Михаил

Зритель, ау! Вырастет ли этой весной посещаемость чемпионата России

SOVSPORT.RU продолжает серию публикаций, посвященных возобновляющемуся 8 марта чемпионату России по футболу.

SOVSPORT.RU продолжает серию публикаций, посвященных возобновляющемуся 8 марта чемпионату России по футболу. Вырастет ли посещаемость турнира этой весной – своими ожиданиями делится колумнист «Советского спорта» Михаил БОРЗЫКИН.

По ходу первой части сезона посещаемость премьер-лиги неуклонно падала – от 14 212 в июле до 8461 в декабре. В результате средняя аудитория матчей чемпионата России стала самой низкой за последние шесть лет.

Наши футбольные чиновники без устали рассказывают о том, что уровень чемпионата растет, команды становятся сильнее и конкурентоспособнее в еврокубковых турнирах. Оно, может быть, и так. Но вместе с тем посещаемость премьер-лиги – показатель, свидетельствующий о зрительском интересе к турниру, командам и матчам, которые они играют, – не растет с 2007 года. Возникает вопрос: почему посещаемость не растет пропорционально росту уровня чемпионата?

Уровень чемпионата, вероятно, и вправду непреклонно движется в гору. Но от этого наша лига не становится успешнее. Ведь успех в широком понимании – это не только спортивные результаты и раздутые до неприличия бюджеты, но еще инфраструктура, коммерческая прозрачность клубов и прочие составляющие, к которым, вне всяких сомнений, относится и посещаемость. Сложно себе представить, чтобы в действительно успешных чемпионатах свыше 30 тысяч болельщиков собирались лишь на одном матче из… 152. У нас это именно так.

Что же будет весной?

Напомню, что эта весна - вторая, когда сезон не начинается, а возобновляется. В прошлом году многие думали, что чемпионат, разбитый на восьмерки, привлечет больше зрительского внимания. На деле же все оказалось иначе – только пять клубов из шестнадцати показали положительную динамику; сразу у нескольких клубов, оказавшихся во второй восьмерке, посещаемость рухнула в полтора-два раза.

Однако ситуация, сложившаяся прошлой весной, – единичный случай, не вписывающийся в общую картину последних лет. В первых весенних турах посещаемость, как правило, достигала одной из самых высоких отметок за весь календарный год. Объяснение простое: за зиму болельщики успевали соскучиться по родному футболу и спешили на торжественное открытие сезона. Рекордные показатели многих (особенно провинциальных) клубов фиксировались как раз в дебютных домашних матчах.

Что нас ожидает сейчас – повторится прошлогодняя история или будет наблюдаться «эффект старта сезона» – вопрос, скованный множеством факторов. Главный из которых – погодные условия. Но погода – совершенно точно не наша епархия. Поэтому предлагаю поговорить о тех факторах, суть которых нам более-менее понятна.

Во-первых, многое будет зависеть от выступления клубов с потенциально большой аудиторией. Речь в первую очередь о «Спартаке» и «Алании». Надо понимать, что мы – не Англия. Там стадионы битком, даже если команда выступает неудачно. Наш болельщик не настолько предан, ему важен результат. Формула очень простая: чем успешнее будут выступать «Спартак» и «Алания», тем больше зрителей будут ходить на их домашние матчи, коих на двоих осталось двенадцать. Пока же заполняемость арен, на которых они выступают, заметно ниже 50%.

В эту же категорию – клубов с болельщицким ресурсом – можно отнести «Терек» и «Кубань». Обе команды находятся в верхней части турнирной таблицы. «Терек», впрочем, и так совершил внушительный скачок и сейчас является самым посещаемым клубом страны. Хотя заполняемость стадиона в Грозном составляет всего 67%. Есть, куда расти. Аудитория «Кубани» же, несмотря на лучший в своей истории ход команды по дистанции, по сравнению с прошлым чемпионатом уменьшилась почти на три тысячи человек. Вот еще один парадокс, коих в нашем футболе несметное количество.

Во-вторых, и об этом можно говорить уверенно, резко положительную динамику должен показать «Анжи». Весенние матчи махачкалинский клуб будет проводить на стадионе «Анжи-Арена», который по вместимости в два раза превосходит «Динамо». Спрос на футбол в Махачкале есть, о чем свидетельствует показатель заполняемости арены (95%). «Анжи» осталось провести пять домашних матчей, на каждый из которых должны приходить по 10-15 тысяч человек больше, чем раньше. Вот один из главных притоков, который весной может образовать положительную динамику посещаемости премьер-лиги в целом.

После девятнадцати туров средняя посещаемость чемпионата остановилась на отметке 11917 человек. И это примерно на одну тысячу меньше, чем итоговый показатель сезона-2011/12. С одной стороны, весной показатель текущего сезона должен вырасти. А с другой – ждать рекордных цифр не приходится. Если говорить более конкретно, ожидаю, что по итогам этого чемпионата средняя посещаемость составит примерно 12300-12500 человек. И это не так плохо, учитывая то, как развивались события в ноябре-декабре прошлого года.