Зритель, ау! Вырастет ли этой весной посещаемость чемпионата России - Советский спорт

Матч-центр

  • 16-й тур
    начало в 00:00
    Алавес
    Атлетик Б
    0
    0
  • Футбол07 марта 2013 13:19Автор: Борзыкин Михаил

    Зритель, ау! Вырастет ли этой весной посещаемость чемпионата России

    SOVSPORT.RU продолжает серию публикаций, посвященных возобновляющемуся 8 марта чемпионату России по футболу.

    SOVSPORT.RU продолжает серию публикаций, посвященных возобновляющемуся 8марта чемпионату России по футболу. Вырастет ли посещаемость турнира этойвесной – своими ожиданиями делится колумнист «Советского спорта» Михаил БОРЗЫКИН.

    По ходу первой части сезона посещаемость премьер-лигинеуклонно падала – от 14 212 в июле до 8461 в декабре. В результате средняяаудитория матчей чемпионата России стала самой низкой за последние шесть лет.

    Наши футбольные чиновники без устали рассказывают о том, чтоуровень чемпионата растет, команды становятся сильнее и конкурентоспособнее веврокубковых турнирах. Оно, может быть, и так. Но вместе с тем посещаемостьпремьер-лиги – показатель, свидетельствующий о зрительском интересе к турниру,командам и матчам, которые они играют, – не растет с 2007 года. Возникаетвопрос: почему посещаемость не растет пропорционально росту уровня чемпионата?

    Уровень чемпионата, вероятно, и вправду непреклонно движется вгору. Но от этого наша лига не становится успешнее. Ведь успех в широкомпонимании – это не только спортивные результаты и раздутые до неприличиябюджеты, но еще инфраструктура, коммерческая прозрачность клубов и прочие составляющие,к которым, вне всяких сомнений, относится и посещаемость. Сложно себепредставить, чтобы в действительно успешных чемпионатах свыше 30 тысячболельщиков собирались лишь на одном матче из… 152. У нас это именно так.

    Что же будет весной?

    Напомню, что эта весна - вторая, когда сезон не начинается,а возобновляется. В прошлом году многие думали, что чемпионат, разбитый навосьмерки, привлечет больше зрительского внимания. На деле же все оказалосьиначе – только пять клубов из шестнадцати показали положительную динамику;сразу у нескольких клубов, оказавшихся во второй восьмерке, посещаемостьрухнула в полтора-два раза.

    Однако ситуация, сложившаяся прошлой весной, – единичныйслучай, не вписывающийся в общую картину последних лет. В первых весенних турахпосещаемость, как правило, достигала одной из самых высоких отметок за веськалендарный год. Объяснение простое: за зиму болельщики успевали соскучиться породному футболу и спешили на торжественное открытие сезона. Рекордныепоказатели многих (особенно провинциальных) клубов фиксировались как раз вдебютных домашних матчах.

    Что нас ожидает сейчас – повторится прошлогодняя история илибудет наблюдаться «эффект старта сезона» – вопрос, скованный множествомфакторов. Главный из которых – погодные условия. Но погода – совершенно точноне наша епархия. Поэтому предлагаю поговорить о тех факторах, суть которых намболее-менее понятна.

    Во-первых, многое будет зависеть от выступления клубов спотенциально большой аудиторией. Речь в первую очередь о «Спартаке» и «Алании».Надо понимать, что мы – не Англия. Там стадионы битком, даже если командавыступает неудачно. Наш болельщик не настолько предан, ему важен результат.Формула очень простая: чем успешнее будут выступать «Спартак» и «Алания», тембольше зрителей будут ходить на их домашние матчи, коих на двоих осталосьдвенадцать. Пока же заполняемость арен, на которых они выступают, заметно ниже50%.

    В эту же категорию – клубов с болельщицким ресурсом – можноотнести «Терек» и «Кубань». Обе команды находятся в верхней части турнирнойтаблицы. «Терек», впрочем, и так совершил внушительный скачок и сейчас являетсясамым посещаемым клубом страны. Хотя заполняемость стадиона в Грозномсоставляет всего 67%. Есть, куда расти. Аудитория «Кубани» же, несмотря на лучшийв своей истории ход команды по дистанции, по сравнению с прошлым чемпионатомуменьшилась почти на три тысячи человек. Вот еще один парадокс, коих в нашемфутболе несметное количество.

    Во-вторых, и об этом можно говорить уверенно, резкоположительную динамику должен показать «Анжи». Весенние матчи махачкалинскийклуб будет проводить на стадионе «Анжи-Арена», который по вместимости в двараза превосходит «Динамо». Спрос на футбол в Махачкале есть, о чемсвидетельствует показатель заполняемости арены (95%). «Анжи» осталось провестипять домашних матчей, на каждый из которых должны приходить по 10-15 тысяччеловек больше, чем раньше. Вот один из главных притоков, который весной можетобразовать положительную динамику посещаемости премьер-лиги в целом.

    После девятнадцати туров средняя посещаемость чемпионатаостановилась на отметке 11917 человек. И это примерно на одну тысячу меньше,чем итоговый показатель сезона-2011/12. С одной стороны, весной показательтекущего сезона должен вырасти. А с другой – ждать рекордных цифр неприходится. Если говорить более конкретно, ожидаю, что по итогам этогочемпионата средняя посещаемость составит примерно 12300-12500 человек. И это нетак плохо, учитывая то, как развивались события в ноябре-декабре прошлого года.