Харакири по-итальянски. Почему «Зенит» убивает себя в Европе

Наш обозреватель задает вопросы об игре «Зенита», на которые пока нельзя найти ответ.
news

Известный в прошлом австро-венгерский тренер Бела Гуттман как-то выдвинул одну крайне любопытную гипотезу. Согласно ей жизнь футбольной команды состоит из трехлетних циклов, по окончании которых необходимо что-то кардинально менять – или строить новую команду (с другим составом, измененной тактикой, свежим взглядом), или менять тренера. В противном случае, если не делать ничего, команда будет деградировать и медленно угасать.

УМЕЕТ ЛИ СПАЛЛЕТТИ ИГРАТЬ В ГОСТЯХ?

Вспомнить об этой интересной гипотезе, явно не лишенной смысла, заставил повод – с момента прихода Лучано Спаллетти в «Зенит» пошел уже четвертый год. За этот цикл питерская команда, как и полагается по науке, преодолела все этапы развития: становление (весна 2010), бурный рост (осень 2010 – весна 2012), в процессе которого несколько раз достигался игровой пик, и спад (осень 2012 – н.в.). Все это время состав «Зенита» не менялся (ну, не считая каких-то единичных перестановок вроде покупки Кришито и аренды Аршавина), а значит – неуклонно старел, причем не только физически (помним: линия полузащиты – самая возрастная в России), но и морально.

Когда трехлетний цикл стал подходить к концу и необходимость перемен осознали в самом клубе, Спаллетти получил возможность перестроить командную игру, придать ей новый жизненный импульс. Но великая питерская модернизация как-то уж слишком затянулась. И чем дальше – тем крепче убеждение: что-то пошло не так. То ли свежей крови в лице Халка и Витселя Спаллетти недостаточно для строительства новой команды; то ли ему требуется больше времени; то ли он просто на это не способен.

Спаллетти – тренер высокого класса, а для российского чемпионата – так и вовсе великолепный, уступающий в классе разве что Гусу Хиддинку, с чем, впрочем, можно не соглашаться. Но в то же время – тренер своеобразный, с неоднозначной, скажем так, репутацией. Когда «Зенит» уничтожал конкурентов в чемпионате России, многие смеялись над строчкой в резюме итальянца – дескать, он не умеет играть важные матчи. Этот смех, правда, куда-то быстро улетучивался, когда «Зенит» выходил на поля Европы, где каждый матч – важный. И было уже совсем не весело при изучении статистики выступления «Зенита» в Лиге чемпионов – из девяти гостевых матчей под руководством Спаллетти питерцы выиграли… всего один. В декабре у «Милана» (1:0).


ПОЧЕМУ «ЗЕНИТ» ПРИЖИМАЕТСЯ К ВОРОТАМ? 

Мне приходится часто разбирать матчи «Зенита», как и остальных наших ведущих клубов. И ни у кого больше нет такого контраста между выступлениями во внутреннем первенстве и еврокубках, как у питерской команды. Я понимаю «Зенит» Спаллетти в чемпионате России, но часто не могу его понять в международных матчах. Это началось еще с «Осера» в 2010-м, когда впервые возникло желание перечитать ту самую строчку в резюме Лучано – «не умеет играть важные матчи». И продолжилось АПОЭЛом в 2011-м, когда «Зенит», избрав тактику с пятью защитниками (против такого зверя!), совершил харакири по-итальянски. Были и другие непонятные истории, но не о них сейчас речь. Главное же в том, что в важных, особенно гостевых матчах «Зенит» очень часто было не узнать – куда-то улетучивался фирменный стиль команды, и игроки, такое ощущение, не понимали, что им делать.

Вот и сегодня ночью «Зенит» было не узнать. Как и двумя неделями ранее в Ливерпуле. Да, у российской команды нынче хватает проблем, но даже при всех своих нынешних недугах она способна играть в более качественный футбол. Но не делает этого. Вместо того чтобы навязывать сопернику свою игру, «Зенит» почему-то прижимается к воротам, посылая мяч, словно послание, в сторону одинокого Халка: ты смелый – ты и атакуй, а мы подстрахуем, если что вдруг... Против «Базеля»! Чей состав стоит меньше, чем один Халк.


КУДА ПРОПАЛА ОБОРОНА?

Случается так, что тренер, возглавив команду, рушит то, что было построено его предшественником. Это всегда удивляет и заставляет с критикой обрушиться на руководство клуба. Но еще больше удивляет, когда тренер рушит то, что построил своими же руками. В далеком 2010-м считалось, что команда, которой удалось забить «Зениту» больше одного гола, совершила настоящий футбольный подвиг. Питерская защита тогда представляла собой эталон оборонительного искусства. И сегодня, когда над ней глумятся не самые мастеровитые швейцарцы (были бы мастеровитыми – забили бы не меньше пяти), даже оборачиваясь назад, сложно определить, когда началась эта чудовищная деградация и что стало ее причиной.

В работе Спаллетти много всего непонятного и нелогичного. И не только футбольного. Непонятно, например, и то, как Игорь Денисов после своего саботажа вообще остался в команде. И не свидетельствует ли эта история о том, что итальянский специалист утратил нити правления и влияние на коллектив? Что он стал для игроков просто тренером, чего, учитывая специфику этой команды, явно недостаточно? Но даже если это не так, и Спаллетти по-прежнему имеет авторитет за пределами футбольного поля, на самом поле эти нити правления он утратил совершенно точно. И, кажется, сам не знает, как вывести команду из затянувшегося кризиса.

Весенний отрезок чемпионата наверняка станет определяющим в российской карьере итальянца. Причем в случае неудачи вовсе не обязательно, что руководство клуба скажет Лучано: спасибо и до свидания. Если все, что написано в этом тексте, является правдой, Спаллетти, уверен, первым придет в клубный офис попрощаться.

Новости. Футбол